Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономические реформы, проводимые в Республике Беларусь, затронули все сферы жизни общества, в том числе разные аспекты формирования и использования трудовых ресурсов. Демографический кризис, во многом обусловленный общим социально-экономическим кризисом в стране, отрицательно повлиял и, согласно прогнозным расчетам, в будущем еще более повлияет на количественное формирование трудовых ресурсов. Рыночная экономика повышает требование к их качественным показателям, особо обостряются проблемы занятости и безработицы населения.

Содержание

Введение 5
1. Рынок труда: понятие, основные элементы 7
2. Основные модели регулирования рынка труда в экономически развитых странах 19
3. Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период. 30
Заключение 43
Список литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ пО МАКРОЭКОНОМИКЕ рабочий вариант дополнена Франция.doc

— 576.50 Кб (Скачать файл)

Кадровая политика существенно отличалась в зависимости от того, к какой категории относится предприятие. Экспортеры, к примеру, достаточно неплохо себя чувствуют, поскольку получают валютную выручку и компенсируют персоналу рост расходов, возникших в результате девальвации. В тяжелейшем положении оказались импортеры.

В компаниях, которые  оказывают услуги на территории Беларуси, также ситуация не самая лучшая. Ведь их рублевая выручка в долларовом эквиваленте после девальвации заметно снизилась. А повышать цены на внутреннем рынке не всегда позволяет рыночная конъюнктура

Для определения  путей стабилизации рынка труда  в Республике Беларусь, дадим краткую  характеристику динамики данного рынка, а также проанализируем содержание и результаты проводимой в этой области государственной политики.

C середины 1990-х  гг. население Беларуси постепенно  сокращается. Его максимальное количество было достигнуто  в 1994  году и на  тот момент  составляло более 10240  тыс. человек (рис 3.1.). В следующие годы  количество  населения сокращалось приблизительно  на 200 тыс. человек каждые пять лет. В последние  годы данная динамика несколько  замедлилась, сигнализируя о незначительном улучшении демографической ситуации в Беларуси. Так, если в конце 1990-х – середине 2000-х годов ежегодные сокращения составляли 40-50 тыс. человек, то в 2007 г. население Беларуси убыло на 35 тыс., в 2008 г. – 25 тыс., в 2009 г. – всего 18 тыс., в 2010г. – 14 тыс., в 2011г. – 19 тыс. Одновременно происходит процесс урбанизации населения. С 1991 г. население страны уменьшилось на 520 тыс. человек, в том числе городское увеличилось на 340 тыс. человек, в то время как сельское – уменьшилось на 860 тыс. человек. 

Возрастной состав населения с середины 1990-х претерпел значительные изменения. В нем  постепенно  увеличивалась  доля  людей  в  трудоспособном  возрасте. При  этом  процент населения  в  возрасте  старше  трудоспособного  оставался  практически  неизменным,  а рост доли работоспособного населения проходил за счет снижения доли людей в возрасте младше трудоспособного (рис. 3.2.).  Рост  трудоспособного населения  происходил  не  только  в процентном отношении к общему числу населения Беларуси, но и в абсолютном значении. За последние 15 лет количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте, увеличилось на 1400 тыс. человек. 

                        

Рис.3.1. - Динамика населения Беларуси  Рис. 3.2. - Возрастная структура населения

Источник: Белстат      Источник: Белстат

Однако  начиная  с 2007 г.  тенденция  роста  трудоспособного  населения  прекратилась. Достигнув отметки 6066 тыс. человек, оно начало постепенно сокращаться, на 13 и 15 тыс. человек в 2008  и 2009 гг.  соответственно. Такая  динамика  сохранится  в  ближайшие  годы. Она связана с тем, что в трудоспособный возраст начинают переходить лица, родившиеся в 90-х  гг.  ХХ  века,  когда  наблюдался  резкий  спад  рождаемости.  Более  того,  на  пенсию начинают  выходить  лица,  родившиеся  в первые  годы  после второй мировой войны,  когда наблюдался  пик рождаемости.  При инерционном сценарии  развития  демографической ситуации  в  Беларуси,  согласно  прогнозам  ООН,  число  населения  в  возрасте 15–59  лет сократится с текущих 6.5 млн до 5.7 млн к 2020 г. и 3.8 млн в 2050 г. (рис. 3.3.).

 

3.3. - Прогноз численности и структура населения 3.4. - Соотношение трудоспособного и экономически активного населения

Источник: ООН Источник: Белстат

В таких условиях возможным выходом мог бы быть миграционный прирост населения, но он остается незначительным в Беларуси на протяжении многих лет. В 2009 г. в Беларусь прибыло 19.9  тыс. человек,  а  выбыло – 7.6  тыс. Образовавшееся положительное  сальдо по миграции в 12.3 тыс. человек смогло практически наполовину компенсировать естественную убыль в 25.8 тыс. человек. Однако данные цифры не учитывают неофициальную миграцию рабочей  силы  в  Россию,  с  которой  отсутствует  пограничный  контроль.  В  любом  случае существующих объемов притока трудовых мигрантов будет недостаточно для компенсации демографического фактора сокращения работоспособного населения Беларуси.

Число населения  в работоспособном возрасте предопределяет объем экономического активного и занятого населения. На рисунке 3.4. приведена динамика данных показателей. Как видно, она существенно различается. В случае работоспособного населения в работоспособном возрасте до 2007 г. наблюдался рост, который затем сменился медленным сокращением, которое  грозит  ускорится  под  влиянием  демографических факторов. Число же  экономически активного населения, наоборот, снижалось до 2005 г., когда оно достигло минимального значения в 4479.5 тыс. человек. Последовавший затем рост позволил экономически активному населению достигнуть в 2010 г.величины в 4705,1 тыс. человек. В итоге это означало увеличение  экономической  активности  населения  в  трудоспособном  возрасте.  Частично  это обусловлено изменениями в учете экономически активного населения. Так в число занятого населения с 2005 г. начали включать работающих по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа является единственной, а с 2008 г. – лица, осужденные к лишению свободы, и лица, содержащиеся в лечебно-трудовых профилакториях, которые привлекались на оплачиваемые работы на производстве и хозяйственном обслуживании. 

Рост доли экономически активного населения среди людей  в трудоспособном возрасте также связан с демографическим фактором – выходом на работу людей, родившихся во время бума рождаемости в 80-е гг. ХХ века и закончивших высшие учебные заведения в середине 2000-х гг. Тем не менее, уровень активности населения в 2009 г. (78.8%) оставался ниже, чем в 1995 г. (82.2%), в период когда был развит серый сектор экономики. Это может говорить о  том, что до  сих пор большая часть  занятости населения остается неучтенной,  так как проходит или в форме трудовой миграции в Россию или работы по серым схемам.

Результаты  выборочного обследования подтверждают рост  экономической активности населения. Согласно им уровень занятости населения – соотношение занятых к населению в работоспособном возрасте – значительно увеличился по сравнению с 1995 г. (таблица 3.1). И основной рост, как и в случае официальных данных, пришелся на 2006–2009 гг. Помимо завершения обучения студентами и выходом их на рынок труда этот рост также объясняется увеличением рабочих мест в  экономике, который был  связан  с общеэкономическим подъемом в данные  годы. Как результат, в этот период происходило и сокращение безработицы, как в официальном определении, так и по данным выборочного обследования домохозяйств.            

Таблица 3.1 Экономически активное население, уровень занятости и безработицы

 

Экономически  активное население, тыс.

Занятые, тыс.

Безработные, тыс.

Уровень безработицы, % от экономически активного населения

Уровень занятости, % от населения в работоспособном возрасте

1995

4524

4409

115

2.5

77.8

1996

4537

4365

172

3.7

76.2

1997

4528

4370

158

3.4

76.0

1998

4528

4417

111

2.4

76.4

1999

4542

4442

100

2.2

77.2

2000

4537

4441

96

2.1

76.4

2001

4520

4418

102

2.2

75.2

2002

4500

4380

120

2.6

74.0

2003

4480

4339

141

3.0

72.7

2004

4428

4316

112

2.5

71.8

2005

4426

4349

77

1.7

72.0

2006

4466

4402

64

1.4

72.6

2007

4525

4476

49

1.1

73.8

2008

4638

4594

44

0.9

75.9

2009

4634

4591

42

0.9

76.0

2010

4705

4666

33

0,7

77.3


Источник: Белстат

Взаимоотношения  государства и граждан в сфере  трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992 г. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Из данных рис.3.5. видно, что по сравнению с 2000 г. в 2010 г. произошло увеличение численности занятого населения в следующих отраслях: строительство (на 2,5 %), транспорт и связь (на 0,4 %), торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки (на 2,8 %), в других отраслях (на 2,0 %). По сравнению с 2000 г. в 2010 г. произошло снижение численности занятого населения в таких отраслях как здравоохранение физическая культура, социальное обеспечение (на 0,1%), промышленность (на 2,3 %) и сельское хозяйство (на 4,4 %) и образование (0,9 %). Начиная с 2008 г., согласно прогнозу численности и состава населения Республики Беларусь до 2025 года, ожидается сокращение населения трудоспособного возраста, что неизбежно отразится и на общей численности трудовых ресурсов страны.

 

 
Такая тенденция будет  продолжаться и даже нарастать в течение всего прогнозного периода, что может вызвать неблагоприятные последствия в экономике и социальном развитии страны.

Если изменения  в общей численности трудовых ресурсов в основном зависят от демографических факторов, то распределение по категориям (экономически активные и экономически неактивные) - от экономических. В анализируемом периоде наблюдалась тенденция части экономически активного населения и роста количества экономически неактивного населения. Относительное снижение доли экономически активного населения в этом периоде составило 2,4 %, а увеличение экономически неактивного - 36 %. С учетом значительного роста общей численности трудовых ресурсов в этом периоде можно утверждать, что несмотря на экономический рост, значительная часть населения, республики не могла получить работу или вообще не выходила на рынок труда.

В действительности экономически неактивное население  увеличивалось в основном за счет нарастания таких неблагоприятных  явлений, как скрытая занятость  и скрытая безработица, которые не учитываются государственной статистикой.

Наиболее представительная по численности категория трудовых ресурсов - «занятые в экономике». На ее долю приходится 70% трудовых ресурсов. Важнейшие характеристики занятости - распределение по сферам и отраслям экономики, а также по формам собственности.

Согласно методике Министерства статистики и анализа, все отрасли экономики разделяются на две группы: материальное и нематериальное производство (производственная и непроизводственная сфера). Из общей численности занятых в экономике республики в среднем за 2010 г. 67% приходится на долю материального производства и 33 % - непроизводственных отраслей.

Перераспределение занятых из отраслей материального  производства в непроизводственную сферу - процесс закономерный. В основе лежит рост производительности общественного труда и возрастание значимости группы отраслей социально-культурной сферы, сферы услуг (образование, здравоохранение, торговля, культура, наука и др.).

Ежегодно разрабатывается Государственная программа о содействии занятости населения.

В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения в 2011 г. республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах – 25,2 тыс., в сельской  
 
местности – 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест - с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд).

Из таблицы 3.2 видны результаты реализации ежегодных  программ.

Но, не смотря на это, социальная защита безработных имеет и существенные недостатки. К ним относятся, в частности, чрезвычайно низкая материальная помощь, которая не обеспечивает элементарных жизненных потребностей безработного и членов его семьи. Средний размер пособия по безработице покрывает всего около 15,2 % прожиточного минимума. Низкие пособия по безработице и отсутствие, как правило, в службе занятости подходящей работы ведут к тому, что безработные теряют всякие стимулы к регистрации. Это означает, что служба занятости не контролирует значительную часть рынка труда, тем самым не оказывая помощи в трудоустройстве и подготовке, переподготовке незанятого населения.

Информация о работе Пути стабилизации рынка труда в Республике Беларусь посткризисный период