Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
определить необходимость возникновения равновесия в микроэкономике;
рассмотреть предмет равновесия в микроэкономики;
проанализировать основные методы микроэкономического анализа;
рассмотреть область основных проблем равновесия в микроэкономики.
Введение 2
1. Рыночное равновесие 5
1.1. Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие 5
Концепция цены А. Маршалла 5
1.2. Спрос как составляющий фактор равновесия 7
1.3. Предложение как составляющий фактор равновесия 10
2. Устойчивость и неустойчивость равновесия 15
2.1. Сравнение моделей равновесий по Вальрасу и по Маршаллу 15
2.2. Паутинообразная модель 20
2.3. Неустойчивость равновесия 21
4. Равновесие потребителя и равновесие производителя 23
4.1. Полезность: общая и предельная 23
4.2. Количественная (кардиналистическая) и порядковая (ординалистическая) теории потребительского поведения 26
4.3. Равновесие производителя 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Глоссарий 38
Экономика подразделяется на две основные области: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика (от греч. слов “микро” – маленький и “экономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.
Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования [15, с.87].
Актуальность микроэкономики состоит в том, что данная дисциплина формирует основы знаний в области рыночной экономики и помогает выработать новые правила экономического поведения рыночных агентов в изменившихся хозяйственных условиях.
В отличие от этого макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей – таких, как темпы роста производительности труда в стране, учетные ставки процента, безработица и инфляция. Но границы между макро- и микроэкономикой в последние годы все больше размываются. Причина заключается в том, что макроэкономика также связана с анализом совокупных рынков, например товаров, услуг, рабочей силы и ценных бумаг. Таким образом, специалисты по макроэкономике все чаще занимаются микроэкономическими обоснованиями, а сама макроэкономика на самом деле является продолжением микроэкономического анализа.
Важнейшими величинами в микроэкономике являются спрос и предложение. Результатом влияния этих двух величин друг на друга является рыночное равновесие [9, с.465].
Анализ равновесия подразумевает не только описание параметров устойчивых состояний, но и причин их нарушения и механизмов восстановления. Поэтому равновесие на микроуровне подразделяется на несколько видов, что помогает рассмотреть данную проблему с различных сторон:
Целью данной работы является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
Основными субъектами равновесия в микроэкономике являются потребители, производители, организации бизнеса и домашние хозяйства.
Объектами исследования микроэкономического равновесия являются следующие:
1) изучение процессов принятия
экономических решений
2) исследование конкретных
Основная цель экономических субъектов – повышение благосостояния. Поскольку ресурсы, имеющиеся в распоряжении общества, ограничены, отдельно взятые экономические единицы должны рассматривать четыре фундаментальные экономические проблемы:
Исходными материалами в данной работе послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по данной тематике, а также материалы из печатных периодических изданий.
Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Рыночное равновесие устанавливается в результате взаимодействия решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже и выражается в равновесной цене продукта и в его количестве, реально продаваемом на рынке.
На рынке особое значение имеет
равновесная цена (результат взаимодействия
цены спроса и цены предложения). Цена
спроса - цена, по которой определенное
количество товара способно привлечь
покупателей в течение определе
Исходная позиция Маршалла такова: на рынке представлены нормальный спрос и нормальное предложение [12, c.56]. Силы спроса и предложения действуют свободно, не существует прочного объединения торговцев, широко развертывается свободная конкуренция. На рынке в одно и то же время есть лишь одна нормальная цена (нормальная цена определяется состоянием устойчивого равновесия нормального спроса и нормального предложения). Общая конъюнктура рынка остается неизменной на протяжении всего принятого периода. Нормальная цена определяется делением совокупных затрат производства на количество товара, это средние затраты.
Формирование рыночной цены Маршалл рассматривал в трех периодах, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никаких мер, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства.
Мгновенное равновесие возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
Краткосрочное равновесие при увеличении спроса предложение возрастает за счет большей загрузки имеющихся мощностей. Увеличение спроса заставит производителей, например, ввести третью смену и за счет этого увеличить предложение, которое станет более эластичным. Соответственно цена краткосрочного равновесия окажется ниже цены мгновенного равновесия, но выше первоначальной цены.
Долгосрочное равновесие достигается за счет расширения производственных мощностей и увеличения количества предприятий данной отрасли и соответствующего перераспределения ресурсов. Предложение становится более эластичным. Цена долгосрочного равновесия ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия, она носит достаточно устойчивый характер и называется "нормальной" рыночной ценой.
Таким образом, в теории рыночного равновесия важное значение уделяется элементу времени: мгновенному равновесию, когда предложение неизменно; краткосрочному равновесию, когда предложение растет без увеличения оборудования; длительному равновесию "нормальной цены", когда производители заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли.
Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени. [18]
Различают:
Кривая спроса - графическое отображение взаимосвязи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели.
На графике спрос
Рис. 1. Кривая спроса
Объем спроса - это то количество товара
или услуги, которое потребители
согласны купить по определенной цене
в течении определенного
Изменение в величине спроса - это движение вдоль кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.
Закон спроса формируется следующим образом: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить. Закон спроса выражает обратную зависимость количества товара от его цены. Дело в том, что покупатель стремится минимизировать свои расходы, поэтому, осуществляя выбор, ориентируется на уровень цен. Но это не значит, конечно, что он готов приобрести дешевый и некачественный продукт. Этот парадокс легко объясняется действием закона убывающей предельной полезности, который гласит, что предельная полезность каждой дополнительно потребляемой единицы продукции убывает в процессе непрерывного потребления.
Объем спроса определяется не только стоимостью товара, но и следующими неценовыми факторами [8, c 89]:
Вопреки закону спроса существует тип товара (товар Гиффена), потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.
Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
Qd = f (Рa, Рb, …, Рz, M, T),
где Qd - объем спроса ;
Рa – цена на данный товар;
Рb, …, Рz – цена на другие товары;
M – денежный доход потребителя;
T – вкусы потребителя
В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:
Qd = f ( P )
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. На графике при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса.
Сдвиг кривой спроса вызывается изменением одной или нескольких переменных, влияющих на форму кривой спроса. Таким образом, в результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.
Предложением называют количество товаров и услуг, которое производители готовы продать на определенном рынке по определенной цене за конкретный период. Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, и чем она выше, тем активнее они будут пытаться продавать растущее количество товаров. Речь идет о том, что каждый продавец менять предложение в зависимости от цены: чем она выше, тем выше размер предложения на рынке определенного товара при прочих одинаковых условиях. [20]
Прямая связь между ценой (P) и количеством предлагаемого продукта (Qs) называется законом предложения.
Qs = f (Р).
Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения (Рис.2). [21]
Рис. 2. Кривая предложения
Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него факторов. Важнейшим фактором является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой S.
Функция предложения:
Qd = f (Рa, Рb, …, Рz, B, К, N, T),
где Qd - объем спроса ;
Рa – цена на данный товар;
Рb, …, Рz – цена на другие товары;
К – технология;
Т – размер налогов и субсидий;
N – количество продавцов;
B – прочие условия;
Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения) [5, c.208]:
1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.