Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа
Целью данной работы является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
определить необходимость возникновения равновесия в микроэкономике;
рассмотреть предмет равновесия в микроэкономики;
проанализировать основные методы микроэкономического анализа;
рассмотреть область основных проблем равновесия в микроэкономики.
Введение 2
1. Рыночное равновесие 5
1.1. Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие 5
Концепция цены А. Маршалла 5
1.2. Спрос как составляющий фактор равновесия 7
1.3. Предложение как составляющий фактор равновесия 10
2. Устойчивость и неустойчивость равновесия 15
2.1. Сравнение моделей равновесий по Вальрасу и по Маршаллу 15
2.2. Паутинообразная модель 20
2.3. Неустойчивость равновесия 21
4. Равновесие потребителя и равновесие производителя 23
4.1. Полезность: общая и предельная 23
4.2. Количественная (кардиналистическая) и порядковая (ординалистическая) теории потребительского поведения 26
4.3. Равновесие производителя 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Глоссарий 38
Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С (таблица 1). Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.
Таблица 1.
Из приведенных данных следует,
что первоначально доход
Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).
Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно создаст такие условия, при которых предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).
Если никакое
Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась критике. В противовес кардиналистической теории некоторые экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. В соответствии с представлениями сторонников этой теории потребитель делает выбор, исходя из предпочтительности того или иного набора товаров.
При анализе поведения потребителя ординалистическая теория предполагает ряд допущений [1, c.56]:
Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара X и товара Y. Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товаров X и Y.
Обозначив на вертикальной оси товар Y, а на горизонтальной оси - товар X и найдя координаты, приведенных выше, различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя (рис 13).
Рис. 13. Кривая безразличия
Любая точка на кривой безразличия характеризует набор товаров X и Y имеющих одинаковое значение (приносящих одинаковую совокупную полезность), и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести. Так как ни один из наборов не имеет предпочтения, то блага, входящие в набор, взаимозаменяемы.
Кривая безразличия выпукла к началу координат. Это означает, что увеличение потребления одного товара (X) сопровождается сокращением потребления другого товара (Y), т.е. товар X заменяется товаром Y. Степень взаимозаменяемости двух товаров для потребителя измеряется предельной нормой замещения.
Бюджетная линия (BL) - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Обозначив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной - товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (рис. 14).
Рис. 14. Бюджетная линия
Любая точка, лежащая на бюджетной линии, обозначает доступность набора товаров для потребителя, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров X и Y. Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, обозначенный точками, расположенными выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), также означает доступность набора товара для потребителя, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара Y
При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия:
Изучив потребительские
Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: его координаты должны находиться на бюджетной линии, и он должен быть предпочтителен по сравнению с другими [4, c.264].
Набор, который обеспечивает максимально
возможное удовлетворение потребностей,
соответствует координатам
Рис. 15. Положение равновесия потребителя
На рис. 15 потребитель находится в состоянии равновесия в точке e, т.е. он максимизирует совокупную полезность при заданном бюджетном ограничении, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки е.
Точки а и b на кривой безразличия U1 достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия – U2.
Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уровень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе.
Поведение людей в сфере распределения
собственных доходов и
При увеличении дохода и неизменности цен бюджетная линия, перемещаясь вправо, касается все более отдаленных кривых безразличия. Изменение цены одного товара при фиксированном доходе приводит к изменению угла наклона бюджетной линии, которая теперь касается более отдаленных кривых безразличия.
Таким образом, потребительское равновесие - ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого. Потребительское равновесие достигается тогда, когда предельные полезности определенных товаров равны их ценам.
Равновесие производителя - состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить максимальный объем продукции, т. е. когда изокванта занимает самую отдаленную от начала координат точку. Чтобы определить равновесие производителя, необходимо совместить карты изоквант с картой изокост [22]. Максимальный объем выпуска будет в точке касания изокванты с изокостой (рис. 16).
Рис. 16. Равновесие производителя
Из рис. 16 видно, что изокванта, расположенная ближе к началу координат, дает меньшее количество производимой продукции (изокванта Q1). Изокванты, расположенные выше и правее изокванты Q2, вызовут изменение большего объема факторов производства, нежели позволяет бюджетное ограничение производителя.
Таким образом, точка касания изокванты и изокосты (на рис. 16) точка Е является оптимальной, поскольку в этом случае производитель получает максимальный результат.
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.
Надо также отметить, что равновесный метод анализа в микроэкономическом исследовании предполагает поиск ситуации, в которой экономическая система находится в состоянии «идеального» покоя. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект - отдельный производитель, фирма, покупатель - не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Для того чтобы рынок снова пришел в движение, должны измениться внешние условия - уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Равенство спроса и предложения - это теоретическая абстракция, в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает редко. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.
1. Борисов Е. Ф. Экономическая
теория. Хрестоматия – М.: Высшая школа,2007.
2. Горфинкель В.Я., Швандер В.А. Экономика
фирмы: Учебник. - М.: Юнити–Диана,2006.
3. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. /Экономическая
теория : Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.:
Питер, 2009. - 560с.
4. Камаев В. Д. Экономическая теория –
М.: Владос,2006.
5. Ковалев С.Н. Экономика: Учеб. пособие
/ Под ред. В.Я. Кикотя, Г.М. Казиахметова.
– М.: Книжный мир,2004.
6. Кураков Л.П. Курс экономической теории:
Учеб. пособие. – М: ГелиосАРВ,2005.
7. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.
Райзберга.- М.: Дело, 2001.
8. Курс экономической теории. / Под ред.
М.Н. Чепурина. - М.: Юнити-Дана, 2004.
9. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд.
/ Пер. с анг. - СПб.: Питер, 2007. - 624 с.: ил.
10. Нуреев Р.М. Основы экономической теории:
Микроэкономика. Учеб. для ВУЗов. - М.: Высшая
школа, 2007.
11. Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной
экономики /Под ред. Г.И. Рузавина. - М. Инфра-М,
2005.
12. Ховард К., Эриашвили Н.Д., Никитин А.М.
Экономическая теория. – М.: Дело, 2005.
13. Ядгаров Я.С. История экономических
учений. - М.: Дело, 2006.
14. Гавриленков Е. Российская экономика:
перспектива макроэкономической политики
/ Е. Гавриленков // Вопросы экономики. –
2006. - №4.
15. Борохов В.Б. Основы
16. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Москва, Дело, 2007.
17.Электронный_ресурс (http://www.ics2.ru/courses/
18. Электронный ресурс (http://rudiplom.ru/lekcii/
19. Электронный ресурс (http://ru.wikipedia.org/wiki/
20. Электронный ресурс
(http://econominfo.ru/view-
21. Электронный ресурс (http://modern-econ.ru/micro/
22. Электронный ресурс (http://www.inventech.ru/lib/
Бюджетная линия - это линия, графически отображающая наборы товаров, которые потребитель может приобрести при данном доходе и данных ценах, или это комбинации товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Изокванта - кривая, демонстрирующая различные варианты комбинаций факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукта. Изокванты иначе называют кривыми равных продуктов, или линиями равного выпуска.
Изокоста - линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег. Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам.
Индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта.
Кривая предложения - графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке.
Микроэкономика (от греч. слов “микро” – маленький и “экономия” – управление хозяйством) рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей).
Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течении определенного периода времени.
Полезность блага - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение.
Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
Предложение - количество товаров и услуг, которое производители готовы продать на определенном рынке по определенной цене за конкретный период.
Рыночное равновесие - состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
Рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Совокупная полезность - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ.