Равновесие в микроэкономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть суть понятия «рыночное равновесие», выявить, как устанавливается рыночное равновесие, виды равновесия, провести анализ изменения рыночного равновесия, узнать о современных моделях равновесия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
определить необходимость возникновения равновесия в микроэкономике;
рассмотреть предмет равновесия в микроэкономики;
проанализировать основные методы микроэкономического анализа;
рассмотреть область основных проблем равновесия в микроэкономики.

Содержание

Введение 2
1. Рыночное равновесие 5
1.1. Равновесная цена и фактор времени. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие 5
Концепция цены А. Маршалла 5
1.2. Спрос как составляющий фактор равновесия 7
1.3. Предложение как составляющий фактор равновесия 10
2. Устойчивость и неустойчивость равновесия 15
2.1. Сравнение моделей равновесий по Вальрасу и по Маршаллу 15
2.2. Паутинообразная модель 20
2.3. Неустойчивость равновесия 21
4. Равновесие потребителя и равновесие производителя 23
4.1. Полезность: общая и предельная 23
4.2. Количественная (кардиналистическая) и порядковая (ординалистическая) теории потребительского поведения 26
4.3. Равновесие производителя 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
Глоссарий 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Равновесие в микроэкономике .doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара [10, c.387].

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6.  Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, трудно предсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке и наоборот.

Движение вдоль кривой S означает изменение величины предложения. Сдвиг кривой S влево или вправо отражает изменение предложения, что происходит под влияние факторов, определяющих функцию предложения.

В настоящее время предложение  включает пять товаров и услуг:

    1. Сырье.
    2. Товары производственного значения.
    3. Труд.
    4. Капитал.
    5. Товары потребительского значения.

Величина предложения – количество данного товара, которое способен произвести и продать на рынке  данный субъект в определенное время  при определенных условиях.

Следовательно, предложение - это количество любых товаров и услуг, которое продавцы хотят и имеют возможность продать. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения отражает существенный причинно-следственная связь между ценой и количеством товаров и услуг: при прочих одинаковых условиях роста цен на товары ведет к увеличению количества товаров, которое хотят и могут вывести на рынок производители. Этот закон утверждает, что с ростом цен будет расти также предложение, и показывает, что производители стремятся производить и продавать по более высокой цене большее количество товара. Чем выше цена, тем больше стимулов, побуждающих производителя переключать ресурсы из других сфер и производить большее количество определенного товара. Однако закон нисходящей отдачи доказывает, что с увеличением объемов производства будут расти расходы на единицу продукта при неизменном основном капитале и неизменных земельных ресурсах. Следовательно, возникает потребность в установлении более высоких цен для покрытия высоких издержек производства.

2. Устойчивость и неустойчивость равновесия

Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном  случае равновесие неустойчиво. Чтобы  проверить, является ли равновесие, изображенное на рис. 3 устойчивым, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 – Q1. По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии – Л.Вальраса и А.Маршалла. 

 

Рис. 3. Восстановление равновесия

2.1. Сравнение моделей равновесий по Вальрасу и по Маршаллу

Согласно Л.Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами [7, c.82]. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие. По-иному рассуждал А.Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет, и объем производства стабилизируется [6, c.109]. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рис.3 представляет устойчивое рыночное равновесие. 

По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка  – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели. 

Два рассмотренных варианта диагностики  устойчивости рыночного равновесия приводят к одинаковому результату только в случаях положительного наклона кривой предложения и  отрицательного наклона кривой спроса. Когда кривые спроса и предложения не соответствуют своим “нормальным” положениям, тогда оценки устойчивости равновесных состояний рынка по Вальрасу и по Маршаллу не совпадают [3, c.128]. 

На рис.4 воспроизведены участки кривых спроса и предложения, изображенные на рис.4,5 выше цены P0. Равновесная комбинация P1, Q1 по Вальрасу является неустойчивой. Если цена блага поднимется до P2, то на рынке возникнет дефицит: QD > QS. В условиях дефицита конкуренция покупателей вызовет дальнейшее повышение цены. Если цена опустится до P0, то предложение превысит спрос, что по Вальрасу должно привести к дальнейшему понижению цены. По Маршаллу сочетание P1, Q1 на рис.4 представляет устойчивое равновесие. При меньшем, чем Q1, предложении цена спроса окажется выше цены предложения, а это стимулирует увеличение выпуска. В случае превышения Q1 цена спроса станет ниже цены предложения, и поэтому предложение уменьшится. 

Рис. 4. Диагноз равновесия по Вальрасу выше цены Po

Рис. 5. Диагноз равновесия по Маршаллу выше цены Po

На рис.5 воспроизведены участки кривых спроса и предложения ниже цены P0. И здесь равновесие в точке P1,Q1 по Вальрасу неустойчиво, а по Маршаллу устойчиво из-за тех же обстоятельств, что и на рис.4 

Когда кривые спроса и предложения  расположены так, как показано на рис.6,7 тогда по логике Вальраса равновесие в точке P*, Q* устойчиво, поскольку при P> P* возникает избыток, а при P< P* – дефицит; по логике Маршалла рис.6,7 представляет варианты неустойчивого равновесия, так как при Q < Q* цена предложения оказывается выше цены спроса, и поэтому предложение будет уменьшаться, а в случае Q > Q* – наоборот.

Рис. 6. Диагноз равновесия по Вальрасу ниже цены Po

Рис. 7. Диагноз равновесия по Маршаллу ниже цены Po

Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения:

Pd(Q) = Ps(Q)

 

 

Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и  предложения по Вальрасу, то есть прямыми функциями, а их графики изображаются по Маршаллу. Между тем, двойственность в подходах практически не оказывает влияние на результаты анализа спроса и предложения.

2.2. Паутинообразная модель

Возможны три случая:

Рис. 8. Устойчивое равновесие

если d > b, то любое отклонение от равновесия будет вести к увеличению колебаний цен и объемов, более удаляя исходное положение от точки равновесия.

Рис. 9.

если d = b, то любое первоначальное отклонение ведет к колебаниям цен и объемов одинаковой амплитуды;

 

Рис. 10. Неустойчивое равновесие

если d < b, то колебания будут постепенно затухать, а рыночное равновесие восстановится

2.3. Неустойчивость равновесия

Рыночное равновесие будет неустойчивым, если рассматриваемый товар является Гиффиновым благом, а предложение не эластично [14, c.198]. В этом случае небольшое увеличение спроса приведет к возникновению дефицита, которое вызовет повышение цены, но в рассматриваемой ситуации повышенная цена вызовет не уменьшение спроса, а его увеличение, т.е. еще больший рост дефицита и еще большее увеличение цены. При этом из-за неэластичности предложения рост цены вызовет лишь небольшой прирост предложения, который не сможет компенсировать рост спроса.

Предположим, что равновесие является устойчивым. Спрашивается, насколько  оно будет устойчивым и как  измерить устойчивость? В качестве меры устойчивости можно использовать величину, показывающую на сколько  процентов изменится цена товара при увеличении спроса или предложения на малое число процентов. Чем меньше колебания цены, тем устойчивее равновесие.

Легко догадаться, что равновесие является тем более устойчивым, чем  больше эластичность спроса и предложения. И наоборот, если спрос и предложение малоэластичны, тогда колебания цен при изменении спроса или предложения будут очень велики, а равновесие будут малоустойчивым.

4. Равновесие потребителя и равновесие производителя

4.1. Полезность: общая и предельная

Главным фактором, определяющим потребительский  выбор, является полезность того или  иного блага [17].

Полезность блага (U) - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.

Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.

U = f(Q)

где U – полезность товара;

Q – количество товара;

 

В зависимости от количества рассматриваемых благ различают предельную и совокупную полезность.    

 Предельная полезность (MU) - это добавочная полезность, извлекаемая из потребления дополнительной единицы благ. Зависимость между количеством благ и предельной полезностью блага описывает закон убывающей предельной полезности, согласно которому по мере увеличения количества потребляемых благ их предельная полезность имеет тенденцию к снижению (рис. 11).

             Второй показатель, характеризующий  полезность, - это совокупная (общая, суммарная) полезность (АU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

AU = ∑ MU 

 Закон убывающей предельной  полезности определяет и динамику  совокупной полезности, приносимой  всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 12).

Рис. 11. Кривая предельной полезности

Разграничение понятий общей и  предельной полезности позволяет объяснить  знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой  предметы первой необходимости, столь дороги. 

Дело в том, что вода имеется  в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена, и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов  ограничено, и их предельная полезность высока, поэтому и цена воды низкая, а алмазов - высокая.

Рис. 12. Кривая совокупной полезности

Всякий потребитель стремится  к получению максимальной полезности от потребления блага. Однако, если благо и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения блага. Это - цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). 

Поскольку величины дохода и цены заданы, то потребитель не может  купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров. 

Потребитель, который стремится  максимизировать совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами, - это рациональный потребитель [16, c.37].

Таким образом, теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств). 

4.2. Количественная (кардиналистическая) и порядковая (ординалистическая)  теории  
потребительского поведения

Существуют две версии теории потребительского поведения:

    • количественная, или кардиналистическая (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);
    • порядковая, или ординалистическая (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.).

Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. - utility - полезность) [9, c.73]. 

Согласно этой теории, рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара равны для всех товаров, приобретаемых потребителем (правило максимизации полезности). В этом случае достигается состояние равновесия.

Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. 

Информация о работе Равновесие в микроэкономике