Развитие внебюджетных фондов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. В связи с расширением деятельности государство нуждалось в новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирование такие фонды прекращали свое существование.

Вложенные файлы: 1 файл

Жугалев Д.О курсовая работа.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Кафедра: « Экономика промышленности»

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«Финансы и кредит»

                                                       На тему:

Развитие внебюджетных фондов Российской Федерации

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                 

                                     

                                         Самара 2014г

    

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

   

С.

 

Введение. ………………………………………………………......3

3

1.

Понятие, задачи и специфика внебюджетных фондов………4

4

     

   

       2.               

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

   

 

 

-

   

 

2

   

2

   

2

 



 

 

 

 

 

 

                                                            

 

 

                                                             3

 

 Введение 

 

Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства – бюджета – в виде специальных фондов и особых счетов. В связи с расширением деятельности государство нуждалось в новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирование такие фонды прекращали свое существование. В связи с этим количеством специальных фондов постоянно менялось

Множественность специальных фондов создавало определенные финансовые неудобства и  требовало дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению. Начало созданию государственных внебюджетных фондов в финансовой системе Российской Федерации положил Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. В соответствии с этим Законом с 1 января 1992 года были созданы и начали функционировать Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения (который в 2001 году был упразднен), а также фонды обязательного медицинского страхования. Средства, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и других видов выплат социального обеспечения были выведены из федерального бюджета. Работа по сбору, учёту и целевому распределению средств была возложена на вышеуказанные фонды. На необходимость создания и использования внебюджетных фондов параллельно с государственным бюджетом и другой формы организации государственных финансовых ресурсов повлиял ряд факторов:

 

Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов может в любой момент вызвать необходимость их перераспределения, что приобретает особое значение при сложном финансовом состоянии экономики. Государственный бюджет предполагает мобильность в использовании средств, так как доходы не закреплены за конкретными видами расходов. Однако практика распределения средств государственного бюджета показала, что их перемещение по статьям расходов, как правило, происходит за счет урезания средств на социальные потребности.

Во-вторых, постоянно изменяющаяся в соответствии с рыночными законами экономическая обстановка часто требует принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в перераспределении финансовых ресурсов. При этом использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, а внебюджетных фондов – исполнительными органами, что дает реальную возможность расходовать средства внебюджетных фондов более оперативно.

В-третьих, многообразие форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость применять новые методы перераспределения денежных средств в обществе наряду с традиционными бюджетными.

В-четвертых, одним их наиболее важных факторов, определяющих целесообразность образования внебюджетных фондов, является дефицит бюджета. Он требует не только дополнительных финансовых ресурсов для своего покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от организаций, учреждений и населения для покрытия определенных видов расходов.

 Главной причиной возникновения внебюджетных фондов в России явилась необходимость выделять важные для общества расходы в специальную группу и финансировать их самостоятельными источниками доходов.

 

 

 

 

 

 

                                                                         

                                                                             4

 

 

                    1.Понятие, задачи и специфика внебюджетных фондов

 

Внебюджетные фонды- это средства правительства Российской Федерации и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Создание подобных фондов обосновывается необходимостью иметь источник средств, не зависящие от одобрения или неодобрения государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение-мобилизация средств для пенсионного обеспечения, социального страхования , обязательного медицинского страхования и т.д. Мобилизация и использование средств фондов осуществляются в специфических формах и особыми методами. Отсюда их выделение  в самостоятельное звено государственных финансов

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.    Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. В настоящее время в РФ насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения.

Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как   правило, строго целевое использование средств.

Социально внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако эта самостоятельность существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. 

 

Задачами внебюджетных фондов являются :

1)обеспечение  дополнительными ресурсами приоритетные  сферы экономики, например, фонды НИОКР, экологические фонды и др.;

   2)расширение  социальных услуг населения 

 

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:

    • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
    • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    • страховые взносы в фонд и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    • отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетным кодексом РФ (глава 17) принятым Государственной Думой 17 июля 1998 г.;
    • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);

 

 

 

                                                                                       5

 

           

  2.Способы создания и методы формирования внебюджетных фондов

 

 

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

1) выделение из бюджета  определенных расходов, имеющих  особо важное значение;

 2) формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета. Создание других фондов связано с возникновением новых ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества.

Внебюджетные специальные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. 
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. 
 
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов являются: специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

 
Основной метод — специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. 
 
Средства из бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. 
 
Положительное сальдо внебюджетных фондов может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           

 

 

 

                                                                               6

 

 

                                             3.Классификация внебюджетных фондов

 

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения делились на две большие группы:

 

1)Социальные фонды, к которым относится Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, фонды социальной поддержки населения и др.;

2)экономические фонды: дорожные, НИОКР и др.

 

В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды:

1)находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды;

2)создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды.

 

 

 

                                          3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации

До 1990 года средства на государственное пенсионное обеспечение аккумулировались в бюджете Фонда государственного социального страхования, который, в свою очередь, входил в состав государственного бюджета страны. В целях создания единой системы пенсионного обеспечения, основанной

на страховых взносах, аккумулируемых в независимом от федерального бюджета фонде Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 от 22 декабря 1990 года был образован Пенсионный фонд Российской Федерации для государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан России. Этапы развития Пенсионного фонда РФ (см приложение 1)

 

Главным функциональным назначением Пенсионного фонда РФ является обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки.

В настоящее время деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации можно подразделить на две основные сферы(см приложение 2)

 

Сущность Пенсионного фонда России можно рассматривать с трех точек зрения, как:

  • Обязательное пенсионное страхование (Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001)

 

  • Государственное пенсионное обеспечение (Закон № 166-ФЗ от 15.12.2001)

 

  • Трудовые пенсии по старости, инвалидности, потере кормильца и другие виды страхового обеспечения (Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001 , Закон № 173-ФЗ от 17.12.2001)
  • Государственные и социальные пенсии госслужащим, военнослужащим, пострадавшим от техногенных катастроф, нетрудоспособным и прочим (Закон № 166-ФЗ от 15.12.2001)
  • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (Закон № 212-ФЗ от 24.07.2009, Закон № 167-ФЗ от 15.12.2001)
  • Средства федерального бюджета в виде трансфертов, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на соответствующие выплаты

 

Основная задача Пенсионного фонда РФ – управление финансами пенсионного обеспечения населения страны

 

 

                                                                               7

 

Средства Пенсионного Фонда РФ формируются за счет:

страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

Информация о работе Развитие внебюджетных фондов Российской Федерации