Развитие ипотечного кредитования Сбербанка РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Россия, интегрируясь в мировую финансовую систему и становясь полноправным членом мирового бизнес сообщества, перенимает и развивает апробированные на западе формы бизнеса. Одной из них можно назвать ипотечное кредитование, существование которого в России можно уверенно констатировать как реальность. Об этом говорят тенденции последних лет: уверенный рост объемов кредитных портфелей операторов ипотечного рынка, заявления новых игроков о развитии собственных ипотечных программ, начале законодательных инициатив федеральных и местных органов власти, активный интерес западных финансовых структур к этому бизнесу. Все это происходит на фоне экономического роста, политической стабильности и повышении долгосрочного кредитного рейтинга России.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы ипотечного кредитования
1.1 Ипотечный кредит и его роль в экономике
1.2 Механизм организации ипотечного кредита и его законодательное регулирование в современных условиях
1.3 Выводы
Глава 2. Анализ деятельности Сберегательного банка РФ на рынке ипотечного кредитования
2.1. Финансово-экономический анализ деятельности Сберегательного банка РФ
2.2 Организация системы ипотечного кредитования в Сберегательном банке РФ
2.3 Анализ механизма формирования резерва на покрытие возможных потерь по ипотечному кредиту
2.4 Выводы
Глава 3. Совершенствование системы ипотечного кредитования физических лиц
3.1 Основные факторы, препятствующие развитию ипотечного кредитования
3.2 Предложения по развитию системы ипотечного кредитования
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ деятельности Сбербанка РФ на рынке ипотечного кредитования.rtf

— 6.87 Мб (Скачать файл)

 

Т.е. при выдаче ипотечного кредита в размере 801 640,00 рублей резерв составит (согласно таблице 7):

Резерв = 801 640,00 * 1% = 80 164,00 р.

Если, например, до того момента, как Банк Москвы приобретет права требования по кредиту, возникнет просрочка по выплате процентов или основного долга от 6 до 30 дней (клиент не платил по ссуде), то резерв будет начислен в размере:

Резерв = 801 640,00 * 21% = 168 344,40 р.

После того, как Банк Москвы выкупает ипотечный кредит у Сберегательного банка, Сбербанк РФ является также поручителем по данному кредиту в размере 2,5% от суммы кредита. Поэтому на время, пока он остается поручителем, кредит относится к разряду необеспеченных ссуд и резерв начисляется в зависимости от группы риска и наличия просрочки.

Если по данному кредиту просрочки не возникало, то кредит относится ко 2 группе и резерв составляет:

Резерв = 801 640,00 * 1% = 80 164,00 р.

Если возникает просрочка, то кредит относят сразу к четвертой группе риска или к пятой и резерв рассчитывается в размере:

4 группа: Резерв = 801 640,00 * 51% = 408 836,40 р.

5 группа: Резерв = 801 640,00 * 100% = 801 640,00 р.

Таким образом, видно, что чем больше группа риска, тем больше резерв создаваемый банком на возможные потери по ссудам.

 

2.4 Выводы

 

Анализ финансово-экономической деятельности Сберегательного банка РФ показал, что в течение последних пяти лет Банк продолжал динамично развиваться.

Объём привлеченных средств за период с 01.01.2000 г. по 01.01.2012 г. увеличился более чем в 5 раз.

Основным источником роста капитала Банка была прибыль. В период с 2000г. по 2012 г. капитал вырос в 5,9 раз и составил 173,0 млрд. руб. Основными направлениями размещения привлекаемых ресурсов были операции кредитования юридических и физических лиц. Остатки ссудной задолженности по кредитам юридических лиц выросли за рассматриваемый период в 7,2 раза.

Рост кредитования населения за 5 лет увеличился более чем в 22 раза.

Доля кредитов юридических и физических лиц в структуре активов банковской системы увеличилась за этот период с 29,9% до 53,4%.

Основная масса кредитных ресурсов размещалась в рублях, удешевление валютного кредитования за счет снижения курса доллара привело в 2010 - 2011г. к увеличению спроса на валютные кредиты (со стороны населения).

Быстрому развитию операций кредитования частных клиентов способствовал и широкий спектр кредитных продуктов, способный удовлетворить практически любые потребности граждан. С учетом изменения рыночной ситуации, Банк регулярно пересматривал условия кредитования (ставки, сроки и суммы кредитов) с целью повышения их привлекательности для клиентов.

Понимая социальную значимость решения жилищной проблемы в стране, Банк существенно изменил свои внутренние нормативные документы по этому виду кредитования. Накопленный пятнадцатилетний практический опыт в области долгосрочного жилищного кредитования позволил Банку в сложных условиях, вызванных несовершенством и противоречиями нормативно-правовой базы страны, найти наиболее оптимальные пути развития этих операций.

Во второй главе выпускной квалификационной работы представлены и охарактеризованы основные документы, которые необходимо подать при оформлении кредита. Также был приведен механизм выдаче ипотечного кредита, представлены различные расчеты по определению платежеспособности клиента и оценка максимальной суммы кредита.

Для получения полного представления о процедуре выдачи, погашения ипотечного кредита приведены приложения, в которых представлены образцы заявлений, анкет, ипотечных договоров, договоров поручительства и прочее.

В работе также уделяется внимание определению платежеспособности и кредитоспособности Заемщика на основе оценки обеспечения по выданным кредитам. Для определения дохода, получаемого банком по операции ипотечного кредитования, были рассмотрены различные схемы погашения кредита.

В процессе ипотечного кредитования существует кредитный риск (риск контрагента), представляет собой риск нарушения должником условий договора или иного способа невыполнения обязательств. Такой риск возникает в тех областях деятельности, где успех зависит от результатов работы заемщика, контрагента или эмитента, поэтому в Сберегательном банке РФ создается резерв на возможные потери по кредиту. Анализ этого механизма создание резерва на возможные потери по кредиту также был рассмотрен во 2 главе дипломной работы.

На сегодняшний день ипотека доступна лишь тем, чей годовой доход составляет от $ 25 000 до $ 50 000.

Ипотечное жилищное кредитование в условиях переходной экономики России нужно ориентировать, в первую очередь, на те категории населения, которые нуждаются в небольшом ипотечном кредите. Это позволит, при ограниченных ресурсах, обеспечить кредитами максимальное число заемщиков.

 

Глава III. Совершенствование системы ипотечного кредитования физических лиц

 

3.1 Основные факторы, препятствующие развитию ипотечного кредитования

 

Развитию ипотечного кредитования в нашей стране мешают различные факторы. Основной проблемой является состояние инвестиционно-строительной деятельности в России.

До настоящего времени трудно проходит процесс снятия административных барьеров, препятствующих внедрению нормальных рыночных механизмов в инвестиционно-строительной деятельности.

При малых объемах жилищного строительства велика зависимость инвесторов строительства от местных администраций в вопросах выделения земли. Требуют срочного разрешения проблемы, связанные с предоставлением земельных участков под застройку, получением исходно-разрешительной документации, согласованием и проведением экспертиз градостроительной и проектной документации. Не применяются конкурентные процедуры предоставления участков на торгах, поскольку они не являются императивным предписанием законодательства.

К тому же, в них экономически не заинтересованы органы местного самоуправления. Половина вырученных средств перенаправляется в вышестоящие бюджеты. Это делает выгодным для муниципалитетов натуральную форму (в виде квартир) расчета за предоставленные земельные площадки, сохранение непрозрачных схем общения с инвесторами-застройщиками.

Отсутствует публично предъявляемая информация о разрешенном использовании земельных участков, что обусловлено отсутствием законодательных норм, предписывающих обязательную разработку правил землепользования и застройки. Требует своего решения проблема предоставления долгосрочных прав на земельные участки. Только в самое последнее время разрешился вопрос кредитования строительства под ипотеку земельных участков (за исключением земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности). Фактически отсутствует институт девелопмента7.

Серьезным препятствием является правовая неурегулированность вопросов предоставления земельных участков в случаях реконструкции территорий, занятых объектами недвижимости, находящимися в собственности третьих лиц, а также отсутствие правовых и экономических механизмов преобразования производственных территорий, их более эффективного использования с экономической, социальной и экологической точек зрения, в том числе и для целей жилищного строительства.

Сегодня, наряду с наличием высоких административных барьеров, непрозрачностью и трудоемкостью разрешительных процедур, неурегулированностью земельного и градостроительного законодательств, основным препятствием участия банков своими кредитными линиями в жилищном строительстве является отсутствие свободных земельных участков, оснащенных инженерной и социальной инфраструктурой.

Следует отметить, что в настоящее время доля массовой застройки в общем объеме жилищного строительства составляет 60 процентов (порядка 21-22 млн. кв. метров)8. Если учесть, что три региона (г. Москва, Московская область и г. Санкт-Петербург) вводят в совокупности около 9 млн. кв. метров жилья, то за вычетом объемов элитного строительства на все остальные регионы Российской Федерации приходится лишь 7-8 млн. кв. метров жилья для граждан, обладающих средними (и ниже среднего) доходами.

Параллельно с этим необходимо решить вопросы финансирования коммунальной инфраструктуры. Сложность этой проблемы состоит в том, что существенное увеличение объемов жилищного строительства возможно лишь в результате перехода от точечной к комплексной застройке на основе утверждаемых муниципалитетами градостроительных концепций.

Перекладывание в полном объеме финансирования инженерного обустройства площадок на инвестора жилищного строительства приведет к росту цен на жилье и, как следствие, снижению его доступности.

Помимо проблем, связанных с развитием инвестиционно-строительной деятельности, существует ещё ряд задач и препятствий, мешающих развитию ипотечного кредитования.

Основными препятствиями увеличения объемов ипотечного жилищного кредитования для населения являются высокие процентные ставки по ипотечным кредитам, а также отсутствие достаточного объема долгосрочных ресурсов у кредитных организаций.

Одновременно с этим на сегодняшний день не решен вопрос о привлечении средств Пенсионного фонда Российской Федерации в систему ипотечного жилищного кредитования для рефинансирования кредитных организаций.

Для системы ипотечного кредитования важнейшей составной частью являются надежные и прозрачные в финансовом отношении механизмы накопления средств гражданами в целях приобретения жилья. Они в нашей стране требуют дальнейшей разработки и усовершенствования.

Таким образом, делаем вывод, что развитию ипотечного кредитования в России мешает большое количество факторов. Но при определенном вмешательстве государства в процесс расширения границ ипотечного кредитования, а также при выполнении мер, предлагаемых автором в следующем пункте, позволят существенно улучшить систему ипотечного кредитования, что в свою очередь приведет к улучшению состояния экономики и рыночных отношений в Российской Федерации.

Ниже будут последовательно предложены меры по решению проблем в том же порядке, в каком они изложены в данном параграфе.

3.2 Предложения по развитию системы ипотечного кредитования

 

Для решения проблем, связанных с развитием системы ипотечного кредитования, следует в первую очередь начать с решения проблем, связанных с развитием инвестиционно-строительной деятельности в России. Решение проблем, представленных в предыдущем пункте, потребует внесения изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и принятия новой редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Необходимо внести более четкие определения:

  • в Градостроительный кодекс Российской Федерации, касающиеся формирования земельных участков, в части территориального планирования, планировки территории, а также по установлению регламентов разрешенного использования недвижимости;
  • в Земельный кодекс Российской Федерации, в части предоставления сформированных участков из состава государственных и муниципальных земель.

Следует ввести в названные законы механизмы, инициирующие органы местного самоуправления к разработке правил землепользования и застройки, а также юридических последствий неприменения этих правил.

Также требуется:

  • установить, что содержание и порядок действий по зонированию территорий с установлением регламентов разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости определяются градостроительным законодательством;
  • упорядочить в этой части соотношение норм градостроительного и земельного законодательства;
  • установить специальный правовой режим реконструируемых территорий.

Одновременно с перечисленным выше, требуется внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, позволяющие вплоть до разграничения государственной собственности на землю, направлять средства от предоставления земельных участков, для целей строительства в полном объеме, в местные бюджеты, что будет способствовать дальнейшему развитию территорий.

Следует также рассмотреть вопрос о возможности освобождения от налога на добавленную стоимость операций по продаже земельных участков для целей строительства.

Важное значение будет иметь упрощение процедур проведения государственных экспертиз градостроительной и проектной документации. Оно должно основываться на следующих принципах:

  • установление формализованных требований в виде технических регламентов применительно ко всем видам ныне проводимых экспертиз;
  • создание единого государственного экспертно-контрольного органа с упразднением всех остальных органов экспертизы;
  • упразднение государственной экспертизы землеустроительной документации, ввиду того, что такая документация имеет сугубо технический характер и должна готовиться на основании документов территориального планирования, уже прошедших государственную экспертизу.

Информация о работе Развитие ипотечного кредитования Сбербанка РФ