Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:07, курсовая работа
Россия, интегрируясь в мировую финансовую систему и становясь полноправным членом мирового бизнес сообщества, перенимает и развивает апробированные на западе формы бизнеса. Одной из них можно назвать ипотечное кредитование, существование которого в России можно уверенно констатировать как реальность. Об этом говорят тенденции последних лет: уверенный рост объемов кредитных портфелей операторов ипотечного рынка, заявления новых игроков о развитии собственных ипотечных программ, начале законодательных инициатив федеральных и местных органов власти, активный интерес западных финансовых структур к этому бизнесу. Все это происходит на фоне экономического роста, политической стабильности и повышении долгосрочного кредитного рейтинга России.
Введение
Глава 1. Теоретические основы ипотечного кредитования
1.1 Ипотечный кредит и его роль в экономике
1.2 Механизм организации ипотечного кредита и его законодательное регулирование в современных условиях
1.3 Выводы
Глава 2. Анализ деятельности Сберегательного банка РФ на рынке ипотечного кредитования
2.1. Финансово-экономический анализ деятельности Сберегательного банка РФ
2.2 Организация системы ипотечного кредитования в Сберегательном банке РФ
2.3 Анализ механизма формирования резерва на покрытие возможных потерь по ипотечному кредиту
2.4 Выводы
Глава 3. Совершенствование системы ипотечного кредитования физических лиц
3.1 Основные факторы, препятствующие развитию ипотечного кредитования
3.2 Предложения по развитию системы ипотечного кредитования
Заключение
Литература
Кроме того, необходимо упростить саму процедуру проведения государственной экспертизы проектной документации.
Для устранения имеющихся препятствий, связанных с наличием высоких административных барьеров, непрозрачностью и трудоемкостью разрешительных процедур, неурегулированностью земельного и градостроительного законодательств, необходимо создать рыночную систему управления жилищным фондом и его эксплуатации с построением всех договорных отношений, с четким разделением указанных процессов и обеспечением возможности участия в них организаций всех форм собственности, сформировать понятную и прозрачную систему тарифного регулирования деятельности локальных монополий и т.п.
Это потребует принятия следующих федеральных законов: «О финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства», «О концессиях в коммунальной сфере», «О тарифном регулировании коммунальных услуг», а также иных нормативных правовых актов9.
Выходом из сложившегося положения относительно финансирования коммунальной инфраструктуры могло бы стать участие муниципальных бюджетов в софинансировании инженерной инфраструктуры. Однако из-за отсутствия достаточного количества средств у большинства муниципалитетов, такое решение является весьма проблематичным. По этой же причине они, как правило, не в состоянии предоставлять гарантии возвратности средств кредиторам инфраструктуры (банкам или иным корпоративным инвесторам), привлекаемым, в том числе, посредством выпуска облигаций соответствующих муниципальных займов.
В результате единственная реальная возможность на данном этапе - участие федерального бюджета (на возвратной основе) в качестве соинвестора инженерной инфраструктуры. Риски, которые при этом будет нести государство, являются формой государственной поддержки увеличения объемов жилищного строительства.
Одновременно необходимо реализовать принципы, исключающие прямое финансирование жилищного строительства в полном объеме бюджетами всех уровней, за исключением средств, направляемых на развитие государственного и жилых муниципальных фондов, для обеспечения социально незащищенных категорий граждан.
В качестве перспективы представляется целесообразным вновь вернуться к рассмотрению вопроса о заимствовании средств Всемирного Банка под гарантии Российской Федерации, направляемых на формирование инженерной инфраструктуры земельных участков, предназначенных под жилищную застройку. Госстроем России были проведены предварительные переговоры с представителями Всемирного Банка, в результате которых достигнута принципиальная договоренность о разработке Концепции такого займа10.
Более того, проект этой Концепции уже подготовлен. В рамках займа предусматривается использование наряду со средствами Всемирного Банка одновременное привлечение строительно-кредитных линий коммерческих банков и средств корпоративных инвесторов в соотношении 1:4. Вводимое в результате инвестиционно-строительного проекта жилье будет реализовано гражданам Российской Федерации с помощью ипотечных жилищных кредитов.
В рамках вышеуказанного займа Всемирного Банка около 60 тысяч российских семей смогут дополнительно приобрести жилье в собственность, кроме того, будут отработаны конкретные технологии и механизмы системы ипотечного жилищного кредитования11.
Что же касается проблем, конкретно относящихся к ипотечному кредитованию (высоких процентных ставок по ипотечным кредитам, а также отсутствия достаточного объема долгосрочных ресурсов у кредитных организаций), эти проблемы решаются путем:
Остается также открытым вопрос о рефинансировании кредитных организаций.
Естественным источником рефинансирования кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты, могли бы стать резервы Банка России, вложенные в первичные или ценные вторичные ипотечные бумаги. В этой связи необходимо разработать комплекс мер, который позволит сформулировать требования к ценным ипотечным бумагам и их эмитентам, позволяющие включить в систему ипотечного жилищного кредитования два вышеупомянутых источника рефинансирования.
И последняя рассматриваемая нами проблема связана с отработкой надежных и прозрачных в финансовом отношении механизмов накопления средств гражданами в целях приобретения жилья.
Максимальное развитие накопительных схем позволит повысить покупательную способность и доступность ипотечных кредитов, а также будет способствовать росту потребителей на рынке жилья и стимулировать строителей на увеличение предложений на этом рынке.
В этих целях необходимо обеспечить скорейшее принятие федерального закона «О строительных сберегательных кассах». Этим законом будет введена новая схема сбережений населения на договорной основе покупки жилья. При использовании такой схемы семьи открывают специальные сберегательные счета с низкой процентной ставкой, но по договору получают право на ипотечный кредит под низкую процентную ставку после конкретного периода накопления.
Сумма кредита привязана к накопленной на счете сумме для сохранения ликвидности системы. Хотя средства, накопленные на этом счете, могут пойти только на оплату ограниченной части данной покупки, благодаря такому счету можно накопить собственные средства и доказать финансовую дисциплину владельца сберегательного счета. По своей сути, он действует как положительный фактор для любого банка, который выдает ипотечный кредит на оставшуюся сумму, так как уже сформирована кредитная история заемщика.
Без принятия федерального закона «О строительных сберегательных кассах», возникающие во многих регионах Российской Федерации подобные структуры обладают повышенными рисками для граждан-участников подобных программ, поскольку отсутствуют механизмы, гарантирующие гражданам возвратность вложенных средств.
Другими важными надежными инструментами накопления средств населением могут стать Кредитные потребительские союзы (при доработке соответствующего законодательства), а также Целевые вклады населения.
Однако необходимо учитывать, что такие вклады реально заработают только при условии, если государство будет предоставлять частичные гарантии по вкладам и инвестиционным кредитам.
Важное место для привлечения инвестиционных ресурсов в строительство (включая средства населения), а также для рефинансирования банков, предоставляющих населению ипотечные кредиты, могут занять закрытые паевые инвестиционные фонды. Они являются привлекательным объектом для вложений, поскольку при правильной организации управления их активами имеется возможность диверсификации рисков.
Развитие массового ипотечного кредитования также потребует реализации следующих организационных мер:
организация и проведение эксперимента по обеспечению дополнительного строительства и ввода жилья в 2011-2016 годах в ряде регионов Российской Федерации12.
В конечном итоге в составе ФЦП "Жилище" должна быть разработана подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации на основе системы ипотечного жилищного кредитования».
Следует подчеркнуть, что принятие нормативных правовых и организационных мер должно сопровождаться выработкой разумной политики по финансовому участию государства на первоначальном этапе становления системы ипотечного жилищного кредитования. Опыт всех зарубежных стран с развитым ипотечным рынком свидетельствует о том, что темпы развития системы существенно зависят от объема первичных бюджетных вложений.
Вопрос ипотечного кредитования является весьма актуальным в нашей стране сегодня.
В данной выпускной квалификационной работе необходимо проанализировать систему ипотечного кредитования в Сберегательном банке РФ и разработать направления по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели были рассмотрены: механизм, а также порядок предоставления ипотечных кредитов, предлагаемые Сберегательным Банком Российской Федерации физическим лицам.
В работе также представлены и охарактеризованы основные документы, которые следует подать при оформлении кредита. Была также обоснована роль ипотечного кредитования в развитии экономики страны, ведь ипотечные жилищные кредиты, представляя собой, авансирование будущих доходов граждан, формируют платежеспособный дополнительный спрос на жилье и являются необходимым условием для запуска рыночных механизмов, лежащих в основе системы ипотечного жилищного кредитования.
В выпускной квалификационной работе были представлены основные условия предоставления ипотечного кредита, на основе которых осуществляется деятельность Сберегательного Банка Российской Федерации по ипотечному кредитованию. Также был приведен механизм выдачи ипотечного кредита в ОАО Сберегательный Банк Российской Федерации. Приведены различные расчеты по определению платежеспособности клиента, а также оценка максимальной суммы кредита. Также приводятся выдержки из различных государственных источников, представляющих собой программы по ипотечному кредитованию. На основе этого механизма, цитат, а также вышеуказанных расчетов приведены расчеты по выдаче, погашению кредита, а также варианты альтернативных вложений. На базе этих схем и расчетов можно сделать вывод о продуктивности и полезности системы ипотечного кредитования в России.
Для получения полного представления о процедуре выдачи, погашения ипотечного кредита, приведены приложения, в которых представлены образцы заявлений, анкет, ипотечных договоров, договоров поручительства и прочее.
В работе также уделяется внимание определению платежеспособности и кредитоспособности Заемщика на основе оценки обеспечения по выданным кредитам. Для определения дохода, получаемого банком по операции ипотечного кредитования, были рассмотрены различные схемы погашения кредита.
На основе проделанной работы можно сделать вывод, что развитие ипотечного кредитования благоприятно отразится на развитии рыночной экономики нашей страны. Хотя развитию ипотечного кредитования в России мешают некоторые факторы, как-то высокие процентные ставки по ипотечным кредитам, а также отсутствие достаточного объема долгосрочных ресурсов у кредитных организаций, всё же меры, принимаемые правительством, а также меры, предлагаемые автором данного дипломного проекта, позволят значительно увеличить уровень популярности ипотечного кредитования у населения.
Сферой ипотечного кредитования могут быть охвачены все те секторы, где есть право распоряжения ликвидным недвижимым имуществом - производство, сельское хозяйство, потребительский сектор.
Информация о работе Развитие ипотечного кредитования Сбербанка РФ