Развитие кооперации сельскохозяйственных производителей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Кооперация стала преобладающей формой объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей во многих странах мира, где почти вся системе агросервисного обслуживания, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции находится в собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей и управляется ими через кооперацию.
Целью работы является изучение современного состояния кооперации сельскохозяйственных производителей.
В работе ставятся задачи проследить историю развития кооперации, рассмотреть ее основные виды, показать особенности развития и проблемы становления сельскохозяйственной кооперации в России, ее эффективность и рассмотреть развитие кооперации на примере Кировской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические аспекты кооперации в сельском хозяйстве…………………..5
1.1Понятие и история развития кооперации…………………………………..5
1.2 Виды кооперации……………………………………………………………7
1.3 Необходимость кооперации………………………………………………..8
1.4 Проблемы становления коопераций………………………………........10
2. Развитие кооперации сельскохозяйственных
производителей в России……………………………………………………12
2.1Современное состояние кооперации в России…………………………...12
2.2Эффективность кооперации………………………………………….........14
2.3Развитие кооперации в Кировской области……………………..…..........17 3. Государственная поддержка кооперации сельскохозяйственных производителей в России………………..………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………….……35

Вложенные файлы: 1 файл

Кооперация сельскохозяйственных производителей.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

В более позднем списке кооперативных организаций, составленном на I октября 1023 года, упоминается Ухтымское потребительское общество, которое обслуживало 1909 хозяйств. В списке сельхоз товариществ также упомянуто Ухтымское, которое охватывало 340 хозяйств. В списке маслодельных артелей в 1923 году упоминается Хорошевская артель, объединяющая 95 хозяйств. В списке намеченных к открытию кредитных товариществ в 1924 году упоминается: Богородское, Бутырское, Лобанское, Ошланское, Рождественское, Хорошевское, Верховойское, Караульское, Ухтымское.

В акте проверки Богородской укрупненной волости в 1925 году записано: "В Богородской волости имеется 6 потребительских обществ и 7 кредитных товариществ".

То, что в списке вновь принятых кооперативов 4 Вятским пленумом в ноябре 1919 года не упомянуто Богородское кооперативное товарищество, еще не говорит, что его не было. Оно могло быть принято раньше или после I ноября 1919 рода, но Богородская кооперация, так же как и другие кооперации в районе, существовала. В начале 1935 года создается Кировский крайпотребсоюз, а 5 декабря 1936 года переименован в облпотребсоюз. В годы Великой Отечественной войны кооператоры области и района внесли достойный вклад в достижение победы. За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании Кировскому облпотребсоюзу, первому в системе Центросоюза, в 1942 году было присвоено почетное звание "Лучший облпотребсоюз" и вручено переходящее Красное знамя государственного Комитета обороны.

С 1941 по 1967 год в области неоднократно проводилась реорганизация районов. С 1968 года в области 39 административных районов. Облпотребсоюз объединяет II райпотребсоюзов, 28 районных потребительских обществ. Богородская кооперация за все годы существования перенесла много различных политических и экономических реформ.

На сегодняшний день в кооперации работает 190 человек, из них специалистов 49, рабочих 140, водителей - 12. В основном, это добросовестные люди, знающие свое дело. Дня кооперации годы перестройки и годы реформ сыграли отрицательную роль. Если до 1991 года кооперация занимала ведущую роль в торговле на селе, то сейчас она занимает 60 % от всей торговли. Но осталось то, что кооперация верна в своей направленности и обслуживает по-прежнему сельское население всеми необходимыми товарами.

Правда, если раньше товары завозились строго по фондам, сейчас особо дорогие товары завозятся по заявкам. С возникновением коммерческих структур кооперация переживает трудный период. Однако, обеспечение сельского населения все же остается одной из основных задач. Испытывая уважение к сельским жителям, учитывая их тяжелое материальное положение, работники кооперации продолжают обеспечивать их всеми необходимыми товарами. Отдельные магазины из месяца в месяц являются убыточными, но правление райпо их не закрывает, так как в населенных пунктах живут люди и кроме кооперации, их никто не обслуживает. Но должно это продолжаться не может. В рынке с убытком не работают.

Коммерческие, частные магазины не будут завозить и продавать тот товар, который им не выгоден, независимо от того, где и кто живет. Им нужна прибыль, которая идет только им. Одной из основных задач, стоящих перед кооперацией района стоит та, чтобы не только сохранить кооперацию в районе, но и укрепить её позиции.

Значительный вклад в развитие потребительского рынка области вносят организации потребительской кооперации области. Она объединяет 27 райпо, 4 райпотребсоюза и 4 потребительских обществ с численностью пайщиков  29 тысяч человек.  Ведет свою деятельность в  2472  сельских населенных пунктах. Обслуживает  499,4 тысяч жителей районных центров и сельской местности. Является крупнейшим работодателем на селе, обеспечивая работой более 12 тыс.человек. Кировский облпотребсоюз на протяжении ряда лет находится среди передовых предприятий потребительской кооперации России, стабильно  занимая призовые места  по общей деятельности.

Потребительская кооперация вносит ощутимый вклад в экономику области. За 2009 год уплачено налогов и сборов во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды 400 млн. рублей. Многие потребительские общества в значительной мере влияют на пополнение бюджетов районов.

  Доля организаций  потребительской кооперации Кировской  области в обороте розничной  торговли в сравнении с субъектами  Приволжского Федерального округа самая высокая.

Совокупный объем деятельности потребительской кооперации за 2009 год составил 7,8 млрд.рублей. Ежегодный прирост объемов деятельности  более 1 млрд.рублей. Программой социально-экономического развития потребительской кооперации области предусмотрено дальнейшее интенсивное развитие отраслей деятельности и укрепление позиций на рынке.

Основная отрасль деятельности потребительской кооперации – торговля.  1311 предприятий розничной торговли обслуживают население районов области. 64 процента магазинов расположено в сельской местности, где потребительская кооперация зачастую является единственной структурой, обеспечивающей товарами первой необходимости жителей отдаленных и малонаселенных  пунктов.

За 2009 год продано товаров на сумму  6,2 млрд.рублей.  Развивается сеть магазинов самообслуживания. В настоящее время по этому методу  работает около 200 магазинов. Открыты специализированные магазины, которых в системе практически не было. В товарообороте области розничный товарооборот потребительской кооперации составил 7,8 процента.

По системе потребительской кооперации России Кировский облпотребсоюз по объему розничного товарооборота занимает 2 место после Нижегородского облпотребсоюза, а по обороту общественного питания - 1 место.

Услуги общественного питания оказывают 355 предприятий и 45 магазинов по продаже кулинарных изделий, более 100 из них находятся в сельской местности. Обновление произошло почти в каждой кооперативной организации. Появились новые типы предприятий: кофейни, пиццерии, детские кафе.

В кооперативной промышленности работает 50 предприятий по производству хлебобулочных изделий, 13 - по выпуску колбасных, 15 – кондитерских, 13 цехов безалкогольных напитков, 11 – по переработке рыбы. За 2009 год произведено товарной продукции на 671,3 млн. рублей, выпущено 24,1 тыс. тонн хлебобулочных изделий.

Деятельность заготовительной отрасли направлена на закупку продукции, выращенной личными подсобными и фермерскими хозяйствами области. Заготовками сельхозпродукции, сырья занимаются  26 стационарных приемных  пунктов и 370  кооперативных магазина. Закупается 30 видов продукции и сырья.

Основной целью развития заготовительной деятельности является наращивание объемов закупок при гарантированном сбыте. Это позволит более успешно развиваться кооперативным предприятиям, способствует обеспечению продовольственной безопасности страны.

Закупки - одна  из социально значимых для потребкооперации отрасль с точки зрения поддержания села и создания на селе рабочих мест. Более 13 тысяч человек сдатчиков сельхозпродукции  ежегодно сдают выращенную сельхозпродукцию и собранные грибы и ягоды.

За последние годы получила развитие ранее нетрадиционная для потребительской кооперации отрасль бытового обслуживания. В настоящее время в системе работают 97 парикмахерских, 82 пункта по пошиву и  ремонту одежды, обуви, 71 - по ремонту бытовой техники, 48 – по ремонту часов. Работает 162 ветеринарных киоска. Построено 52 детских площадки, открыто 259 библиотек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. . Государственная поддержка кооперации сельскохозяйственных производителей в России

Объективная необходимость аграрного реформирования была вызвана тем, что сельское хозяйство России было затратным, в основном экстенсивным и разрушительным для природной среды. Показатели производительности труда и выхода продукции на единицу площади и потребляемых ресурсов оставались низкими, а разрыв между нашей страной и развитыми странами мира по этим показателям неуклонно увеличивался не в нашу пользу. Очевидно, что демонтаж системы был необходим. Другое дело, при каких условиях, каким образом и в какие сроки.

В условиях современного развала аграрного сектора и нестабильной политической обстановки, блокирующей привлечение внешних и внутренних инвестиций, встает задача существенного изменения стратегии и тактики аграрной реформы. Речь идет об усилении государственного регулирования на переходном этапе, которое надо рассматривать в тесном взаимодействии с развитием предпринимательства, с проблемами саморегулирования на микроуровне. Приоритет следует отдавать госрегулированию, создающему условия для адаптации товаропроизводителей к рынку, обеспечивая как эффективность их производства, так и насыщение рынка отечественным продовольствием.

Специфика функционирования аграрной сферы предопределяет основные направления госрегулирования, которых не избежала ни одна из развитых стран мира. Речь идет, прежде всего, о государственном протекционизме при реализации крупных комплексных экономических и социальных программ, прямой государственной бюджетной поддержке сельского хозяйства, об использовании ценовых, дотационных и финансово-кредитных мер.

Одной из неотложных задач на макроуровне должна стать разработка программы "Повышение плодородия почв", поставленной на законодательную основу и финансируемой из федерального бюджета. На региональном уровне программный подход следует использовать при формировании объединений типа МТС, лизинговых фондов, кооперативных объединений и др. Аграрный протекционизм надо применять для ликвидации диспаритета цен, ослабления монополизма, для защиты кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей от нерегулируемого импорта. Помимо этого важно использовать кооперационные и интеграционные возможности предприятий аграрной сферы.

Целесообразно введение защищенного бюджетного финансирования НИИ и опытно-производственных хозяйств, определяющих развитие биотехнологии, генной инженерии, выведение новых сортов и пород животных.

Важнейшим принципом государственного регулирования на переходном этапе является обеспечение взаимовыгодного обмена между сельским хозяйством и отраслями, производящими средства производства. На начальном этапе рыночных реформ правительство пустило этот вопрос на самотек. Возникший диспаритет цен привел к тяжелым финансовым последствиям для большинства сельских товаропроизводителей. Государство не смогло сдержать роста цен и тарифов в таких высокомонополизированных отраслях, как сельскохозяйственное машиностроение, нефтепереработка, электроэнергетика и др. Темпы роста цен и тарифов в этих отраслях были намного выше, чем темпы роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Для восстановления паритета цен важны определение реальных затрат основной массы сельских товаропроизводителей при формировании закупочных цен и обеспечение их возмещения в ходе последующего товарообмена, осуществление жесткого контроля за формированием цен также для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный фонд государственной компенсации за счет бюджетных отчислений и налога на предприятия-монополисты.

Следует учитывать, что поддержка коопераций сельскохозяйственных производителей, несмотря на дополнительные затраты государства, создает условия для роста производства, способствует развитию инфраструктуры, снижает безработицу, поддерживает равновесие цен, а в целом - социальную стабильность. На подобные затраты идут практически все страны.

Для обеспечения выгодности обмена требуется совершенствование таких экономических рычагов, как кредит и налоги. Потребности сельского хозяйства в кредитах в силу сезонности сельскохозяйственного производства чрезвычайно велики. Кредитование должно быть рассчитано на весь период производства (например, производственный цикл по озимой пшенице от посева до уборки составляет 8-9 месяцев). Долгосрочное кредитование сельского хозяйства фактически сокращено до минимума. В последние годы, по сути, прекращено краткосрочное кредитование за счет ресурсов Центрального банка, ужесточены условия получения кредита и в коммерческих банках, требующих весомых гарантий.

В сложившейся ситуации целесообразно использовать кредитование села на основе специальной кредитной линии, открытой под 1/3 учетной ставки Центрального банка. По мнению специалистов банка "СБС-Агро", затраты государства при этом были бы меньше, чем на вынужденную пролонгацию кредитов и их систематическое списание.

В государственном регулировании нуждается и реализация продукции сельского хозяйства. Для производителя продукции трудности реализации связаны с ее неконкурентоспособностью, высокой себестоимостью, низким качеством и отсутствием профессиональной маркетинговой службы. Со стороны потребителя в лице населения проблема сбыта осложняется его невысоким платежеспособным спросом (нередко низкой и нечасто выплачиваемой зарплатой). Проблема реализации в современных условиях не имеет однозначного решения и требует комплексного подхода, включающего гарантии, стимулы и правовую защиту для производителей продовольствия, создание централизованной маркетинговой службы по сбыту продукции и др.

Для производителей продукции следует определять объем региональных закупок по каждому району и хозяйству. На 3-5 лет должен заключаться договор, в котором устанавливаются гарантированные цены с последующей индексацией (на уровне не ниже рыночных). При этом должна быть предусмотрена система авансирования: 50% - под посевные работы, 50% - по мере поступления продукции.

Информация о работе Развитие кооперации сельскохозяйственных производителей в России