Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:11, аттестационная работа
Целью исследования является разработка обоснованных предложений по развитию системы управления закупками для государственных нужд в России в условиях ее реформирования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы управления государственными и муниципальными закупками;
• выполнить анализ системы управления государственными закупками на современном этапе;
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления государственными закупками. 6
1.1. История развития государственных закупок в России. 6
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему государственных закупок. 9
1.3. Опыт организации государственных закупок в США 12
Глава 2. 18
2.1. Анализ развития системы управления государственными закупками 18
2.2.Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные закупки 26
2.3. Анализ функционирования общероссийского официального сайта закупок 31
Глава 3. Предложения по модернизации системы управления государственными закупками 36
3.1. Электронные аукционы как основной путь развития системы закупок 36
3.2 Мероприятия по противодействию коррупции в системе государственных закупок 41
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50
С другой стороны, надо понимать, что все эти последние законы, при всей их прогрессивности и правильности, это только половина дела. Электронные торги — это всего лишь инструмент, хотя мощный и действенный. Но если мы говорим о том, насколько это позволит сделать процесс торгов открытым и честным, то решающее значение тут имеет общая ситуация с бизнес-климатом в стране. Не будем питать иллюзий, если у организатора торгов будет мотивация провести пару «управляемых» торгов, то он будет искать такую возможность.
Роль государственных структур всегда будет определяющей в таких действительно фундаментальных процессах, как перевод экономики на электронные рельсы. Государство является, и на длительный срок, останется единственно основным игроком на этом поле.
При дальнейшем внедрении электронных торгов в России необходимо учитывать две основные проблемы:
1) общий низкий уровень компьютерной грамотности участников торгов;
2) недостаточное понимание этой проблемы операторами электронных торговых площадок.
Российское электронное сообщество сегодня можно разделить на две части. Первую назовём «государственная», а вторую «коммерческая». С первой частью, без сомнения, мы идем в правильном направлении, и что бы ни было принято, правки в 94-ФЗ или новый ФКС, законодатели не сделают шаг назад и не допустят снижения прозрачности.
Со второй частью ситуация несколько иная. Обычно частный бизнес намного быстрее, чем государство начинает использовать инновации. Он более гибок, обладает меньшей инертностью. Но в вопросах, связанных с внедрением информационных систем наблюдается иная картина. Особенно в период кризиса и жесткой экономии средств, не многие руководители компаний понимают важность и выгоду от автоматизации их предприятий. Хотя, несомненно, грамотное использование ИТ двигает бизнес вперед, повышает эффективность организации.
Что касается перехода бизнеса на электронные торги, т.е. закупки крупных предприятий, зачастую компания уже имеет строго очерченный круг поставщиков, с которым давно работает, которым доверяет. «Нам не нужна минимально возможная цена, для нас главным критерием является качество», — вот такие аргументы мы слышим очень часто, когда обсуждаем с представителями частного бизнеса вопросы внедрения электронной площадки. Соответственно, если брать картину в целом, частный бизнес отстаёт от государства по темпам перехода на электронные торги.
Несмотря на все трудности проведения электронных аукционов на закупку товаров, услуг и работ в России, они развиваются и всесторонне поддерживаются Правительством РФ, т.к. обладают следующими положительными чертами:
1. Они не только позволяют сокращать расходы государства, но и способствуют снижению коррупции, что дает возможность оздоровления российского государственного аппарата;
2. Подобное сокращение расходов казны не влечет за собой урезывание потребностей государства в продукции — торги позволяют удовлетворить нужды заказчиков в том же объеме, что и без их проведения, но дешевле;
3. Дают возможность расширить бизнес огромному количеству добросовестных предпринимателей, уравнивая их шансы продавать свою продукцию такому крупному клиенту, как государство, с шансами различного рода "привилегированных" (подчас на не вполне законной основе) поставщиков;
4. Способствуют здоровой конкуренции и, значит, являясь чисто экономическим инструментом поддержки наиболее перспективных предприятий, формируют рынок не только госзакупок, но и в целом экономику страны;
5. Экономия поддается статистическому анализу и прогнозированию, что позволяет правильно корректировать будущие расходы бюджета.
Таким образом, наиболее перспективными направлениями развития системы закупок в России, являются:
1. Применения современных информационных технологий на всех этапах проведения торгов;
2. Привлечение малых предприятий для участия в поставках продукции для государственных нужд;
3. Выделение в российском законодательстве, а также применения на практике закупки услуг;
4. Решение проблем, связанных с мошенничеством, подлогом и коррупции при осуществлении закупок.
Для совершенствования и доработки общероссийского портала закупок для государственных нужд предлагаем следующие предложения:
1. Оперативно дорабатывать руководство пользователя и обучающие материалы о работе на сайте и оперативно размещать на сайте;
2. Подготовить обучающие
материалы по работе на
3. Доработать интеграцию сайта с площадками;
4. Увеличить размер рабочего окна сайта, за счет уменьшения новостного меню;
5. Увеличить продолжительность
тайм-аута при заполнении
6. Поисковую систему по заказам по регионам расширить (по уровню заказчика: федеральный, уровень субъекта, муниципальный; по типу организации; по дате);
7. В кратчайшие сроки
сделать возможность получения
аналитической информации
8. У всех открываемых
страниц на сайте (в т.ч. запросах
и результатах запросов) сделать
возможность получения
9. Ввести обязательное
планирование для всех
10. Добавить возможность
разграничения прав
11. Исключить регламентные перерывы.
Безусловно, все вышеописанные перспективы развития конкурсных торгов в России не могут быть реализованы без продуманной политики государства в области законодательного, методического и информационного обеспечения конкурсных торгов, подготовки квалифицированных кадров, осуществления грамотного и справедливого контроля за соблюдением всех установленных правил и процедур при осуществлении закупок, а также повышения дисциплины соблюдения контрактов посредством формирования этических норм поведения участников контрактных отношений.
3.2 Мероприятия
по противодействию коррупции
в системе государственных
Современный период развития России характеризуется многообразием проблем, требующих повышенного внимания и оперативных решений. К их числу относится проблема борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с системой закупок товаров, сырья и материалов для нужд государства. К сожалению, такие преступления представляют серьезную угрозу нормальной деятельности политических и экономических институтов страны, так как ведут к снижению ответственности и подотчетности органов власти, снижению объемов финансирования ключевых направлений деятельности государства, уменьшению привлекательности инвестиционного климата и пр.
Неблагоприятное развитие криминальной обстановки в России во многом определяется тенденцией значительного накопления криминального потенциала за счет высокого уровня коррупции в сфере государственного снабжения. Указанное является серьезным препятствием на пути рыночных преобразований, так как решения, принимаемые многими должностными лицами, нередко подчинены не легитимным экономическим интересам личности, общества и государства, а преступным целям отдельных лиц или криминальных формирований.
Стало уже чуть ли не нормой, когда отдельные чиновники вступают в открытую конкуренцию с государством, фактически подменяя его. Это приводит к ослаблению социально-правового контроля за ситуацией в стране, сращиванию исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновению их в сферу управления банковским бизнесом, крупных промышленных предприятий, торговых организаций и товаропроводящих сетей.
Например, по данным российских силовиков, занимающихся борьбой с коррупцией, в больницах страны наблюдается лечение «мертвых душ». Причем, по мнению экспертов, эта ситуация с лечением «мертвых душ» приняла стандартную «вертикальную схему», когда с местного уровня (с больницы) «откаты» идут в городской департамент здравоохранения, а затем в региональный и, по всей видимости, федеральный.
Этот процесс обеспечивает стабильность схемы вывода бюджетных средств с помощью лечения несуществующих больных.
В качестве другого примера можно привести цепь коррупционных скандалов с закупкой томографов.
Напомним, что чиновники назаключали более 170 контрактов на 7,5 млрд. долларов на закупку томографов. При этом в большинстве случаев представители Минздавсоцразвития получали «откат», размер которого доходил до $55 млн. Этот скандал получил свое развитие, когда в дело вмешался президент Дмитрий Медведев, и проверку закупок томографов провела Генпрокуратура. В итоге было возбуждено свыше 2,5 тыс. дел об административных правонарушениях и открыто 15 уголовных дел [31].
Преступления, связанные с государственными закупками, во всем мире вызывают серьезную озабоченность. Связано это как с широкой распространенностью этого социального феномена, так и с его серьезной социальной опасностью. Отмеченное обуславливает необходимость объединения усилий всех без исключения государственных органов и общественных организаций в поиске путей и средств эффективного противодействия указанному явлению.
Определены основные причины интенсификации коррупционных преступлений, посягающих на систему государственных закупок. В их числе: несовершенство действующего законодательства в области государственных закупок; неполное и нерегулярное финансирование государственных нужд; незнание и непонимание специалистами, занятыми в сфере государственных закупок, смысла выполняемых процедур; незнание поставщиками своих прав и обязанностей, неумение (а зачастую и нежелание) отстаивать свои права; неверие поставщиков в систему конкурсных закупок, возможности честной открытой конкуренции, беспристрастность государственных заказчиков; недостаточно активные роли Минэкономразвития России, Министерства по антимонопольной политике России и иных уполномоченных органов государственной власти в обеспечении контроля за системой государственных закупок; недобросовестные действия отдельных чиновников, принимающих решения о проведении и о ходе процедур закупок.
Организация конкурсных закупок во всём мире используется, прежде всего, как главное средство борьбы со злоупотреблениями чиновников. И хотя указанная система направлена также и на решение других важных задач - например, достижение дополнительной экономии бюджетных средств, стимулирование конкуренции, однако профилактика коррупции выступает всё-таки задачей наиболее приоритетной, поскольку мероприятия, направленные на снижение коррупции, способствуют повышению эффективности работы государственного административного аппарата.
В виду особой важности
борьбы с коррупционными
1) Создание института
независимой экспертизы проведе
2) Создание организации,
представляющей интересы
3) Подготовка методических
рекомендаций для проверяющих
органов как государственного
контроля, так и независимых
4) Повышение информированности
поставщиков о специфике
С 1 января 2011 года все госзакупки проводятся только через Общероссийский официальный сайт для размещения информации о размещении государственного и муниципального заказа, говорит Ирина Склярова. Была введена анонимность поставщика: теперь заказчик не видит, какие поставщики подали заявку на конкурс, объяснила она. Если заказчик попытается это узнать, он нарушит закон.
Этот сайт – единственное место, где можно разместить госзаказ. И надзорные органы, и активные граждане получили возможность анализировать и сравнивать как цены закупок, так и их необходимость – например, необходимость покупки мерседесов для чиновников.
В разы возросло количество жалоб от поставщиков, в том числе на неправомерный отказ в допуске к торгам, когда заказчик сознательно отсекает всех претендентов кроме одного.
В 2011 году количество коррупционных преступлений в сфере госзакупок увеличилось на четверть, сообщил генпрокурор России Юрий Чайка на координационном совещании руководителей правоохранительных органов РФ.
«Проблема хищения бюджетных средств в ходе закупок, а также различных злоупотреблений при распоряжении государственным и муниципальным имуществом приобретает все более острый характер», – констатировал Юрий Чайка.
Информация о работе Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе