Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 22:11, аттестационная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка обоснованных предложений по развитию системы управления закупками для государственных нужд в России в условиях ее реформирования.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы управления государственными и муниципальными закупками;
• выполнить анализ системы управления государственными закупками на современном этапе;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления государственными закупками. 6
1.1. История развития государственных закупок в России. 6
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая систему государственных закупок. 9
1.3. Опыт организации государственных закупок в США 12
Глава 2. 18
2.1. Анализ развития системы управления государственными закупками 18
2.2.Проблемы реализации правовых норм, регулирующих государственные закупки 26
2.3. Анализ функционирования общероссийского официального сайта закупок 31
Глава 3. Предложения по модернизации системы управления государственными закупками 36
3.1. Электронные аукционы как основной путь развития системы закупок 36
3.2 Мероприятия по противодействию коррупции в системе государственных закупок 41
Заключение 47
Список использованных источников и литературы 50

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

В прошлом году президент Дмитрий Медведев оценил объем воровства при госзакупках в 1 трлн рублей. Он отмечал, что «в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками и недобросовестными коммерсантами».

Рост коррупции сопровождается, как отметил Чайка, отстраненностью многих прокуроров от применения уголовно-правовых норм к нарушителям закона. "В первом полугодии текущего года не возбуждались уголовные дела по материалам 50 прокуроров РФ", – сказал он. Следователям глава Генпрокуратуры попенял за "необоснованно длительные расследования".

В недрах Генпрокуратуры вызрел новый способ наказания для казнокрадов. Юрий Чайка предложил ввести за нарушения в сфере госзакупок штрафы, кратные похищенному имуществу.

"Необходимо с учетом  распространенности в сфере госзакупок  таких преступлений, как мошенничество  и присвоение чужого имущества, предусмотреть порядок применения  штрафных санкций, аналогичный введенному  за совершение коррупционных  преступлений", – сказал генпрокурор, пояснив, что речь идет о штрафе, "кратном размеру похищенного имущества".

Кроме того, считаем необходимым ввести "законодательные ограничения на закупки дорогостоящих товаров по госконтракту".

Коррупция в системе госзакупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причем не только финансовым. Ущерб государства и общества от коррупционных действий в процессе размещения государственного или муниципального заказа условно можно разделить на четыре вида:

1. Финансовые потери –  заключение сделок на невыгодных для государства и общества финансовых условиях. В первую очередь это завышение цен закупаемой продукции по сравнению с текущим рыночным уровнем, включение в условия государственных контрактов предоплаты вместо отсрочки платежа и т.п.

2. Количественные потери – завышение или занижение объема поставляемых материалов или оказанных услуг по сравнению с необходимым количеством; приобретение товаров и услуг в личных целях ответственных чиновников, а не для удовлетворения государственных нужд и т.п.

3. Качественные потери  – заключение сделок с нарушением  требуемых технических условий, таких как поставка товаров, выполнение  работ или оказание услуг ненадлежащего  качества; худшие условия гарантийного  и послегарантийного обслуживания; недостаточные требования по контролю качества выполнения работ и услуг и т.п.

4. Политические потери  – ухудшение инвестиционного  климата в стране, потеря доверия  со стороны граждан к государственным  структурам и государству в  целом, расшатывание экономической  и финансовой системы страны, нарушение принципов свободной конкуренции и т.п.  
Полностью устранить коррупцию в государственных закупках пока не удалось ни в одной стране мира, но это совсем не означает безнадежность и неэффективность мер по снижению ее уровня.

Таким образом, борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

 

Заключение

 

Совершенствование системы управления государственными закупками с целью эффективного использования бюджетных средств, расширения возможностей для участников и обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, развития добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов, приобретает особую остроту в контексте политики развития высокотехнологичных отраслей национальной промышленности.

Сама  цель системы государственных закупок – оптимизация затрат государства на свое содержание. Здесь, прежде всего, необходимо выделить типы потребления государственных и муниципальных организаций:

– для поддержания собственной жизнедеятельности;

– для выполнения своих функций.

Благодаря принятию Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (94-ФЗ) в России сформировалась система норм государственного регулирования госзакупок; появились механизмы санкций за нарушения этих норм. Действительно, данный закон принципиально изменил систему государственного заказа.

Тем не менее, практика применения ФЗ - 94 довольно быстро выявила  его несовершенство. Несмотря на наличие указанных нормативных актов, следует признать, что вопросы эффективного использования бюджетных средств недостаточно отрегулированы

В тесной взаимосвязи находится следующая проблема, касающаяся ценообразования в сфере государственных и муниципальных закупок.

Другая проблема заключается в отсутствии норм об отчетности органа государственной власти или его должностных лиц перед населением либо соответствующими профессиональными и иными сообществами.

При дальнейшем внедрении электронных торгов в России необходимо учитывать две основные проблемы:

1) общий низкий уровень компьютерной грамотности участников торгов;

2) недостаточное понимание этой проблемы операторами электронных торговых площадок.

Наиболее перспективными направлениями развития системы закупок в России, являются:

1. Применения современных информационных технологий на всех этапах проведения торгов;

2. Привлечение малых предприятий для участия в поставках продукции для государственных нужд;

3. Выделение в российском законодательстве, а также применения на практике закупки услуг;

4. Решение проблем, связанных с мошенничеством, подлогом и коррупции при осуществлении закупок.

Современный период развития России характеризуется многообразием проблем, требующих повышенного внимания и оперативных решений. К их числу относится проблема борьбы с коррупционными преступлениями, связанными с системой закупок товаров, сырья и материалов для нужд государства. К сожалению, такие преступления представляют серьезную угрозу нормальной деятельности политических и экономических институтов страны, так как ведут к снижению ответственности и подотчетности органов власти, снижению объемов финансирования ключевых направлений деятельности государства, уменьшению привлекательности инвестиционного климата и пр.

Стало уже чуть ли не нормой, когда отдельные чиновники вступают в открытую конкуренцию с государством, фактически подменяя его. Это приводит к ослаблению социально-правового контроля за ситуацией в стране, сращиванию исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновению их в сферу управления банковским бизнесом, крупных промышленных предприятий, торговых организаций и товаропроводящих сетей.

В виду особой важности борьбы с коррупционными преступлениями, посягающими на систему госзакупок, предлагаем  следующие мероприятия:

1) Создание института  независимой экспертизы проведения  конкурсных торгов, эксперты которой  в обязательном порядке должны присутствовать на всех этапах и процедурах конкурсного размещения государственного и муниципального заказов. Для этого предполагается разработка региональных нормативных актов, предусматривающих обязательное присутствие на торгах независимых экспертов, а также механизм финансирования их деятельности.

2) Создание организации, представляющей интересы поставщиков, которая осуществляет подготовку  и обеспечение деятельности независимых  экспертов по государственным  и муниципальным закупкам.

3) Подготовка методических рекомендаций для проверяющих органов как государственного контроля, так и независимых общественных организаций, заинтересованных в прозрачности и соблюдении легитимности конкурсных процедур.

4) Повышение информированности  поставщиков о специфике процедур различного типа конкурсов и наиболее часто встречающихся нарушений при их проведении, а также своевременное и полное информирование обо всех проводимых конкурсных торгах. Для этого необходимо финансирование специализированного межрегионального периодического издания в области государственных и муниципальных закупок.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998.  - №  31. - Ст. 3824.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
  6. Комментарий к Федеральному закону "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21  июля 2005 г. N 94-ФЗ / под ред. А. А. Храмкина. - М. : ИД "Юриспруденция", 2010.
  7. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара" // Российская газета. N 20. 2010. 2 февраля.
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. N 271. 2010. 1 декабря.
  9. Андреева, Л. В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд : правовое регулирование : научное издание / Л. В. Андреева. - М. : Волтерс Клувер, 2011.
  10. Ануфриев, С. Государственный заказ : возможности повышения эффективности / С. Ануфриев / / Государственная служба. - 2009. - N 4. – С. 116-117.
  11. Бузукова, Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Е. Бузукова; под ред. С. Сысоевой. - СПб. : Питер, 2010.
  12. Гончаров, А. Комплексная система автоматизации в области закупок / А. Гончаров  // Практика муниципального управления. - 2009. - N 2. - С. 91-95.
  13. Заложнев, А. Модель оптимизации закупок и сбыта дефицитных товаров /  А. Заложнев, Е. Шуремов // Проблемы теории и практики управления. -   2008. - N 9. - С. 58-63.
  14. Замышляев Д.В., Задорожнюк Е.И. Проблемы неэффективности и неправомерности использования бюджетных средств в сфере размещения государственных заказов // Финансовое право. 2009. N 9;
  15. Информационное обеспечение и контроль // Глава местной администрации.- 2009. - N 6. - С. 50-58.;  См. N 4-5/2009 г.
  16. Каранатова, Л. Г. Государственный заказ как один из способов реализации  приоритетов экономической политики Российской Федерации / Л. Г.  Каранатова / / Экономика и управление. - 2010. - N 4. - с. 17-19.                                
  17. Кикавец В.В. Закон против государственного заказчика // Современное право. 2009. N 1; Матковский С.В. Экспертиза Закона N 94-ФЗ // Государственный и муниципальный заказ: управление, размещение, обеспечение. 2010. N 2(4).
  18. Климанов, В. В. Бюджетные закупки на региональном и муниципальном уровне: нововведения и перспективы / В. В. Климанов, А. В. Алтынцев // Финансы. - 2008. - N 3. - С. 15-18.
  19. Контроль за соблюдением законодательства о размещении государственных и муниципальных заказов // Муниципальная служба. - 2008. - N 1. - С. 65-77.
  20. Крюкова, Ю. С. Система государственных закупок товаров (работ, услуг)  как  элемент управления экономикой региона / Ю. С. Крюкова // Региональная    экономика : теория и практика. - 2010. - N 34. - С. 36-38.
  21. Лермонтов, Ю. Комментарий к изменениям законодательства по государственным закупкам, вступившим  в силу с 1 января 2009 года / Ю. Лермонтов // Бюджетные организации : бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - N 4. - С. 35-45.
  22. Мирзанурова Н. Государственные и муниципальные заказы: расходование бюджетных средств // Законность. 2010. N 7.
  23. Никифорова, Л. Управление государственными закупками на Региональном и муниципальном уровнях / Л. Никифорова // Государственная служба. - 2010. - N 4. - С. 53-56.
  24. Опаренко, Ю. С. Государственные закупки страховых услуг : оцениваем  поставщика / Ю. С. Опаренко // Финансы. - 2009. - N 6. - С. 60-62.
  25. Пластинина, Е. А. Закон о размещении заказов : новый год - новые порядки /  Е. А. Пластинина // БиНО : бюджетные учреждения. - 2009. – N 1. - С. 176-182.
  26. Поляков, В.    Автоматизация системы муниципальных закупок / В. Поляков  // Практика муниципального управления. - 2010. – N 3. –  C. 39-43.
  27. Система госзакупок : на пути к новому качеству // Вопросы экономики. - 2010. - N 6. - С.88-117.
  28. Смотрицкая, И. И. Институт контрактных отношений на рынке  государственных заказов / И. И. Смотрицкая // Вопросы экономики. - 2008. - N 8. - С. 108-118.
  29. Строганов, А. А. Госзаказ и контроль за его размещением / А. А. Строганов. - М. : ИД "Юриспруденция" , 2010. - 208 с.
  30. Хачатрян, Г. А.Системный подход к управлению государственными закупками / Г. А. Хачатрян // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. - N 4. - С. 72-79.

 

Интернет – ресурсы:

  1. Официальная Россия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gov.ru.
  2. Официальный портал органов власти Чувашской Республики  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.cap.ru.
  3. Официальный общероссийский сайт  [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.zakupki.gov.ru.

 

 

 

 


Информация о работе Развитие системы управления государственными закупками на современном этапе