Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала касаемого процесса приватизации и разгосударствления.
Для раскрытия сути работы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность приватизации и разгосударствления.
Проанализировать приватизацию и разгосударствление на примере стран запада и России в целом .

Содержание

Введение............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методические основы разгосударствления и приватизации.....................................................................................................................5
1.1 Разгосударствление..........................................................................................5
1.2 Приватизация: цели, методы и принципы.....................................................6
1.3 Модели и сроки приватизации......................................................................10
1.4 Подходы к рассмотрению приватизации.....................................................12
Глава 2 . Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран............................................................................................................15
2.1 Разгосударствление и приватизация в России.............................................15
2.2 Приватизация во Франции.............................................................................32
2.3 Приватизация в Германии..............................................................................33
2.4 Приватизация в Испании...............................................................................35
Заключение......................................................................................................................39
Список литературы.........................................................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Разгосударствление и приватизация, западный и российский опыт.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Принципы приватизации. Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом  приватизации должен являться генеральный  принцип всех реформ – «не навреди!»

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1. Приватизация не  должна являться догмой, государственная  собственность необходима как  дополнение к рыночному механизму,  поэтому отбор приватизируемых  предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.

2. Приватизации должны  предшествовать реструктуризация  и разрушение неоправданных монополий,  мешающих конкуренции для повышения  эффективности и доступности  для более широкого слоя населения.

3. Изменения структуры  собственности должны носить  постепенный характер, чтобы не  нарушить установившиеся экономические  связи.

4. Обязательными условиями  приватизации должны быть новые  инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

5. Приватизация должна  проводится с учетом национальной  безопасности.

6. Каждый шаг приватизации  должен быть обоснованным, публичным  и доступным народному контролю.

 

1.3 Модели и сроки приватизации

 

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

Основные доводы в  её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии  каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами».

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько  существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения  нет средств для выкупа государственной  собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.

Сроки приватизации. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или  она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. Сбережения, необходимые  для приобретения в частную  собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

2. Требуется время,  чтобы рынок стал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий.

3. Монополизированную  социалистическую промышленность  необходимо реструктурировать, прежде  чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой  приватизации считают, что таким  путем можно в сжатые сроки  создать новый класс частных  собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной  стороны, должна стать элементом  экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера [12 , с. 115].

 

1.4 Подходы к рассмотрению приватизации

    Возможны несколько  подходов к рассмотрению приватизации[4 , с. 200].

    В  соответствии  с традиционным  подходом   общественная   и   частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа  собственности.

Именно  этот  подход  имел  наибольшее  распространение  и   обоснование   в экономической  литературе  советского  периода.  В его рамках  даже  мелкая частная собственность,   основанная   на   собственном   труде,   считалась антагонистичной   общественной.    Поэтому    приватизация    представляется изменениями в структуре частной собственности.

 

    Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает  такой  критерий, как  «трудовой»  и  «эксплуататорский»   характер   собственности.   Понятие «трудовая собственность» может  включать  в  себя,  помимо  общественной,  и частную  трудовую,  и   коллективную,   и   акционерную   собственность.   В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма  близки, так  как  основным  критерием  в  них  выступает  наличие   или   отсутствие эксплуатации.

    Значительно отличается  от предыдущих  третий  подход,  который  по  его собственному критерию можно было бы  назвать  «субъектным».  Он  тяготеет  к отождествлению частной  и  индивидуальной  собственности  безотносительно  к типу и способу производства.

    Четвертый подход условно  можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация  понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства  из  собственности государства   в    собственность    пайщиков,    акционеров,    коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

    Однако  приватизация  не  сводится  к  общей   политике  дерегулирования экономики,  ее государственного и негосударственного секторов. Напротив,  она представляет собой элемент  государственного  регулирования  долговременного характера.  Коммерциализация  предприятий   федеральной   и   других   видов государственной собственности, не  подлежащих  приватизации,  проявляется  в том, что в условиях рынка они  функционируют  на  общественных  началах  как субъекты предпринимательской деятельности.

    Массовый характер приватизация  может принять только  при   использовании разных  методов  (в  частности,  акционирования   и   конкурсной   продажи).

Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость  приватизации  и деприватизации – двух  возможных  методов  государственного  воздействия  на формирование  экономической   структуры   общества,   границ   приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.     Различные способы приватизации  приводят  к  передаче  государственного имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность.  При продаже  предприятия  происходит  реальная   приватизация   государственной собственности.  Преобразование  предприятия в акционерное общество  можно назвать формальной  приватизацией,  так как после выкупа  акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы.

    Важным средством   приватизации  является  перераспределение   доходов  и имущества.  Однако  приватизация  имущества,  капитала  вовсе  не   означает равноценную  приватизацию  доходов.  Последняя  происходит   как   благодаря изменениям в структуре собственности,  так  и  одновременному  изменению  (в результате приватизации) уровня и структуры цен.

    Приватизация  в  развитых  западных  странах  имеет  ряд   существенных отличий:

    - многообразие форм приватизации;

    - индивидуализация и  низкие темпы приватизационного  процесса;

    -  использование  в   качестве  постоянного  элемента   государственного

регулирования экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран.

 

2.1Разгосударствление и приватизация в России

Необходимым важным условием для успеха российской приватизации были соответствующие политические преобразования. В отличие от Польши, где в течение почти всего первого года экономических реформ не было даже министерства приватизации, Россия создала специальную федеральную государственную структуру, ответственную за приватизацию, — ГКИ. Внутри правительства за приватизацию отвечал председатель Госкомимущества Анатолий Чубайс. (Было удачей, что Чубайсу удалось удержаться на своем посту в течение первых двух лет реформы и что он был назначен заместителем премьер-министра в июне 1992 г., сохранив за собой свой прежний пост.)

Больше, чем другие министры экономики, Чубайс сумел убедить президента Ельцина в важности приватизации. Чубайсу, похоже, нравилось частое общение  с Ельциным, и поразительно, как  много указов президента было издано в поддержку приватизационной политики Чубайса. Хотя официальной программы реформ не существовало, Чубайс с головокружительной быстротой разработал разумную программу приватизации. Первая предварительная программа, "Основные положения программы приватизации", была принята в конце декабря 1991 г. Чубайс продолжал разрабатывать развернутые программы дальнейших действий.

Какой бы противоречивой ни казалась приватизация, Чубайсу удалось получить полный политический карт-бланш на ее проведение. Как только предварительная  программа приватизации была готова, Чубайс убедил президента Ельцина войти в контакт с Русланом Хасбулатовым, Председателем Верховного Совета. Президиум Верховного Совета быстро и единодушно принял программу на совместном заседании с правительством 27 декабря 1991 г." Указ президента от 29 января 1992 г. "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" вводил правила, необходимые для того, чтобы процесс продолжался. Однако требовалось одобрение парламентом полной программы приватизации.

В конце марта 1992 г. проект программы приватизации был подготовлен к принятию Верховным Советом, но его политическое настроение к тому времени изменилось на отрицательное. Несмотря на это, Чубайс изо всех сил старался убедить депутатов, имея важную поддержку со стороны Петра Филиппова, председателя подкомитета по приватизации в Верховном Совете. Они пошли на уступки, в результате которых выиграли и рабочие и директора. После нескольких месяцев энергичных дебатов II июня 1992 г. Верховный Совет наконец принял ключевую Программу приватизации на 1992 г. Как выяснилось позже, это было последним крупным реформаторским решением, которое принял Верховный Совет России. Чубайсу удалось воспользоваться последней возможностью, чтобы заручиться необходимой законодательной базой приватизации. После этого важные решения по приватизации принимались посредством указов президента, менее важные решения — правительством или самим ГКИ. В 1993 г. Верховный Совет принимал одно решение за другим, чтобы замедлить приватизацию, но они неизменно отклонялись указами президента.

В течение первого  полугодия работы на посту председателя ГКИ Чубайс создает комитеты по управлению государственным имуществом в каждом из 88 регионов, а также местные комитеты в городах. Эта структура была совершенно новой, не испорченной старыми привычками и образом мышления, как другие государственные органы. Она была создана именно для приватизации, и ей не мешали работать прежние, порой противоположные задачи. Более того, организация была сильно децентрализованной, имеющей около 400 служащих в ГКИ в Москве и примерно по сто в каждом региональном комитете.

Фонд имущества был  создан еще при старом режиме тоже для целей приватизации и подчинялся Верховному Совету. Российский федеральный  фонд имущества сохранился и развил региональную структуру параллельно  ГКИ. Предполагалось, что региональные органы ГКИ будут подготавливать и осуществлять приватизацию, а также управлять активами во время ее проведения. Права собственности останутся у региональных фондов имущества, которые по закону считались продавцами. Однако аппарат фондов имущества был меньше и подготовлен слабее, чем в ГКИ. Дело осложнялось тем, что ГКИ подчинялся правительству, а Фонд имущества — Верховному Совету, который рассматривал Фонд как инструмент для установления административного контроля за приватизацией". Следовательно, конфликты между правительством и Верховным Советом, как в зеркале, должны повторяться между комитетами имущества и фондами имущества на всех административных уровнях.

В ноябре 1991 г. был создан Комитет по иностранным инвестициям, чтобы привлечь зарубежных инвесторов. Его возглавил доверенный человек Гайдара Леонид Григорьев, который одновременно являлся заместителем министра финансов. В феврале 1992 г. американский инвестиционный банк "Голдмэн Сэкс" стал официальным советником российского правительства по иностранным инвестициям. Банк старался подтолкнуть Григорьева и его комитет к активным действиям, но дело с инвестициями так и не сдвинулось с места. Григорьев сцепился с Чубайсом по поводу фундаментальных политических принципов. Так, Григорьев хотел разрешить банку вести переговоры с его западными клиентами по своему усмотрению, но у Чубайса вызывали недоверие любые недостаточно открытые дела с иностранными компаниями, которые помимо прочего могли вызвать противодействие приватизации в целом. Аналогично Григорьев отрицательно относился к идее ваучерной приватизации и ее децентрализации, потому что это не позволяло правительству продавать предприятия иностранным фирмам. Чубайс же утверждал, что иностранные фирмы имеют возможность покупать ваучеры и участвовать в ваучерных аукционах или покупать акции у граждан России либо у предприятий, после того как ваучерная приватизация завершится. Чубайс победил, и Григорьев оставил свой пост осенью 1992 г. Комитет по иностранным инвестициям практически прекратил свое существование.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран