Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала касаемого процесса приватизации и разгосударствления.
Для раскрытия сути работы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность приватизации и разгосударствления.
Проанализировать приватизацию и разгосударствление на примере стран запада и России в целом .

Содержание

Введение............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методические основы разгосударствления и приватизации.....................................................................................................................5
1.1 Разгосударствление..........................................................................................5
1.2 Приватизация: цели, методы и принципы.....................................................6
1.3 Модели и сроки приватизации......................................................................10
1.4 Подходы к рассмотрению приватизации.....................................................12
Глава 2 . Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран............................................................................................................15
2.1 Разгосударствление и приватизация в России.............................................15
2.2 Приватизация во Франции.............................................................................32
2.3 Приватизация в Германии..............................................................................33
2.4 Приватизация в Испании...............................................................................35
Заключение......................................................................................................................39
Список литературы.........................................................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Разгосударствление и приватизация, западный и российский опыт.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Приватизация в Германии

    Возрождение  предпринимательства в первый  период  времени  после  Второй  мировой войны шло в восточных  землях в нескольких  формах.  Это  и  создание новых  фирм, и  реприватизация,  и   организация  совместных  предприятий   при участии западного  капитала  и  бывших  народных  предприятий.  Своего  рода переходной  мерой  является  децентрализация  управления  в  рамках   бывших комбинатов, в результате чего прежние государственные  предприятия  начинают действовать как свободные производители в рыночной среде[11, с. 201].

    Сразу же  после объединения Германии было  подано  около  6000  заявок  о  выкупе предприятий их  бывшими   владельцами.  При  полном  выкупе  хозяйства предприятия имели  возможность получить кредит  у Немецкого  кредитного  банка под залоговую стоимость земельного участка. Кредиты  на  модернизацию  можно было получить по линии «Программы возрождения Европы».

    Хозяйство  ГДР структурно было организовано  в 250 комбинатов, в  которых  в свою очередь входило около  8000 предприятий.  После  объединения  Германии все  они  были  переданы  под  управление  ведомства  по   реорганизации   и приватизации, называемого Попечительским или Опекунским советом. Но  не  все предприятия могли быть приватизированы. Поэтому параллельно с  приватизацией были и другие подходы поиска эффективного управления[12 ,с. 126].

    Первым  путем   был  роспуск  комбината:  входящие  в  него  предприятия  получали полную самостоятельность,  выбирали  директоров  и  действовали   на свой страх и риск. Второй  путь – превращение комбината в штаб –  квартиру  с координационными и поддерживающими функциями,  которые  предприятию  выгодно делегировать такого рода  центру.  Третий  путь  –  это  создание  холдингов вместо прежних производственных объединений. В марте 1990 года в ГДР был издан закон об  учреждении  и деятельности частных предприятий и об  участии в капитале,  где определялись  условия приватизации.

    После того  как обозначились временные рубежи  объединения,  понадобилось примерно  4  месяца,  чтобы  завершить  формирование   правовой   базы   для приватизации восточногерманских предприятий. Договор о  создании  валютного, экономического и социального союза между ФРГ и  ГДР  от  18  мая  1990  года учреждал Опекунский совет по управлению государственным имуществом.  К  нему переходил государственный долг ГДР  в  том  объеме,  в  каком  он  мог  быть погашен  будущими  доходами  от   реализации   государственного   имущества. Оставшаяся   задолженность   распределялась    между    новыми    восточными землями[13 , с. 510].

    При анализе  деятельности предприятий выяснилось, что лишь 8  %  рабочих мест  являются рентабельными, а производительность  труда  в  ГДР  составляла  менее 30 % от западногерманского  уровня. Тем не менее, к  концу  1994  года, когда  попечительское  ведомство  завершило   свою   деятельность,   удалось приватизировать или вернуть  прежним  владельцам  около  20000  предприятий, преимущественно  производственных.  При  этом  в  договорном  порядке   были получены гарантии создания 1,5 миллиона рабочих мест и выделения  инвестиций на сумму 210 миллиардов марок. Как показывает  текущая  проверка  выполнения гарантий, данных предприятиями, в среднем было создано больше  рабочих  мест и вложено инвестиций, чем это предусматривалось договорами[14 , с 79].

    После Попечительского  совета были созданы другие  организации,  которые занимаются  приватизацией оставшихся  в   руках  государства  производственных  предприятий и контролируют выполнение  договоров, заключенных с инвесторами.

 

2.4 Приватизация в Испании

    В Испании  государственный  сектор  экономики   за  последние  15-20  лет значительно  сократился. Если в середине 70-х  годов его доля в  общем   объеме валового внутреннего  продукта страны составляла более  90 %, в середине  80-х – 83 %, то сейчас  – чуть  больше  30  %.  Продажа бывших  государственных предприятий осуществляется уже почти 20 лет[15 , с. 61].

    К государственному  сектору  экономики  еще   совсем  недавно  относилось  большинство промышленных предприятий  Испании – практически вся  металлургия, угледобывающие шахты,  электроэнергетика,  нефтепереработка,  газоснабжение, крупнейшие  судоверфи,  телефонная  связь.  Вся  электроэнергия   в   стране производилась  на   государственных   электростанциях   компании   «ЭНДЕСА».

Государственными были – весь используемый в стране газ, 65 %  угля  и  почти 90 % стали. Полностью  в руках государства находилась телефонная связь[16 ,с. 317].

    К государственному  сектору  экономики  относились  также  сеть  лучших гостиниц, ведущие туристические агентства и  даже  гольф-клубы.  Разумеется, весь общественный транспорт в стране, кроме такси, был государственным.

    И весь этот  гигантский сектор национальной  экономики, включавший в себя  более половины всех предприятий  Испании, управлялся из одного центра  –  так называемого Национального Института промышленности. По сути, это  было  одно грандиозное министерство.

    Впрочем, такая  структура  экономики,  созданная   во  времена  диктатуры генерала  Франко, вполне  соответствовала   тогдашнему  авторитарному  режиму. Франко пришел к власти в Испании в 1939 году в результате военного мятежа  и трехлетней  гражданской  войны.  Но  лишь  в  50-е  годы  его  правительство обратилось к национальной экономике,  пришедшей  к  тому  времени  в  полный упадок.

    Частный   капитал  был  весьма  слабым,  в  стране  преобладало   мелкое производство. Но диктатор  особо и не доверял  ни  частной  инициативе  своих  сограждан,  ни  иностранному  капиталу,  и  делал  главную   ставку  на  свое государство.   В    те    годы,    ведущие     промышленные  предприятия национализировались одно за другим.     Легкой промышленностью и сельским хозяйством генерал Франко практически не занимался. И сельское хозяйство Испании оставалось традиционным:  на  юге преобладало крупное частное землевладение, на севере – мелкое. [20 ,с. 315]

    Диктаторский  режим прекратился после смерти  Франко в 1975  году,  затем  наступил «переходный период»,  когда  были  заложены  основы  демократических преобразований.

    Приватизацию   государственной   собственности   в    Испании    начала Социалистическая Рабочая Партия, стоящая  на  позициях  социал-демократии  и близкая по  идеологии,  например,  немецким  социал-демократам.  Эта  партия находилась у власти почти 15 лет – с 1982 по 1996 годы.  Примечательно,  что именно  левая партия  начала  приватизацию,  поскольку   даже   ее   лидеры убедились, что альтернативы не существует.

    Сменившая  социалистов в 1996 году и находящаяся  по сей день у власти  в  Испании правоцентристская Народная Партия продолжила  приватизацию.  Продажа государственных  предприятий  –  один  из  основных  пунктов   экономической программы нынешнего председателя правительства  Испании  Хосе-Мария  Аснара. По своим взглядам он близок немецким христианским демократам.

    Разногласий  по поводу приватизации промышленных  предприятий в испанском обществе  практически не было. Против этого  не возражали  даже  коммунисты  – третья по влиянию политическая  партия в Испании.  Все  ведущие   политические силы страны, представленные в национальном парламенте, сходились в том,  что роль государства в экономике должна быть ограниченной.

    Это не значит, впрочем,  что  разногласий   по  поводу  приватизации  не  существует  вовсе.  Но  они   затрагивают  в  основном  социальную  сферу   – здравоохранение и образование.  Здесь также давно присутствует  частный сектор: многочисленные частные школы и университеты, развитая  сеть  частных клиник и консультаций. Тем не менее, ключевые позиции по-прежнему  сохраняет за собой государство.

    Частный   сектор  пока  не  в  состоянии   решить  всех  существующих   в социальной сфере проблем.  Ведь он всегда ориентирован  на получение  прибыли, а  медицинское обслуживание, также  как и общественный транспорт,  должны  быть общедоступны.    В Испании и национальная железнодорожная компания «РЕНФЕ» пока остается в полной собственности государства, как и городской транспорт – автобусы  и метро.

    Что  касается  общественного  транспорта,   то   после   многочисленных  парламентских  дебатов,  в Испании   началась   приватизация   национальной авиакомпании    «Иберия».    Автобусные    междугородние    перевозки    уже приватизированы.

    Практически  все отрасли топливно-энергетического  комплекса и телефонная связь  также приватизированы.

   Например,  бывший  монополист,  государственная нефтегазовая  компания «РЕПСОЛЬ»,  стала полностью частной   еще   10   лет   назад   и   сегодня контролируется,  в   основном,   испанским   капиталом.   Внутренний   рынок нефтепродуктов  в Испании контролируют,  в  основном,  три  компании:  это частные  испанские  «РЕПСОЛЬ»  и  «КАМСА»,  а  также  международная  «Бритиш Петролеум»[17 , с. 45].

    Что  касается  других  крупных  монополий,  то,  скажем,   приватизация  национальной телефонной компании «Телефоника» была полностью  завершена  еще в 1996 году. Полностью приватизирована и другая  крупнейшая  государственная монополия – национальная энергетическая компания «ЭНДЕСА»[18 , с. 89].

    С другой  стороны,  в  собственности   государства  по-прежнему  остаются

самые крупные в стране угольные  шахты  «УНОСА»,  в  провинции  Астурия,  на севере. Их приватизация пока нереальна – шахты  убыточны,  а  просто  закрыть  их государство не может. Без работы  сразу  скажутся  сотни  людей.  Поэтому испанское правительство считает  пока  более  целесообразным  предоставление дотаций  этим   шахтам,   так   как   не   в   состоянии   решить   проблему переквалификации и трудоустройства шахтеров в этом угольном регионе.     Как  же  осуществляется  контроль   за  предприятиями   стратегических отраслей? Как правило, государство владеет в этих компаниях так называемой «золотой акцией», дающей право блокировать любое нежелательное,  с точки зрения правительства, решение акционеров.  Кроме того,  ни  испанская,  ни зарубежная компания, не может купить  сколько-нибудь  значимый  пакет  акций предприятия,  относящегося  к   числу   стратегических,   без   специального разрешения правительства Испании.

    Существует   специальная,   подотчетная   парламенту,   государственная Комиссия  по  приватизации,  которая  контролирует  весь   процесс   продажи государственных предприятий. В  среднем  крупнейшие  предприятия  в  Испании продаются в течение 5-8 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Резюмируя вышесказанное  важно отметить несколько основных пунктов данной работы.

    В развитии  человеческой цивилизации, экономических  систем,  становлении и развитии  товарного производства наряду  с разделением труда  решающую  роль играет  собственность.  Отношения   собственности  составляют  основу   любой экономической системы.

    В современном  мире нет ни одной страны, где  бы государство  активно   не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание  государственной  формы собственности в  экономике  страны  ведет  к  возникновению  государственной монополии,  которая  пагубна  для  развития  экономики,   для   потребителя, населения   и   чрезвычайно   выгодна   производителю.    Гипертрофированное огосударствление   экономики   приводит   к   мономорфизму    собственности, окостенению  предпринимательских  структур,  препятствует   функционированию рыночных  механизмов.  Именно  поэтому   необходимо   разгосударствление   и приватизация.    Разгосударствление   –   это   совокупность   мер   по   преобразованию государственной собственности, направленных на  устранение  чрезмерной  роли государства в экономике.

    Основными  способами разгосударствления являются:

    1) либерализация  рынков;

    2) коммерциализация;

    3) стимулирование  создания и расширение  сферы   деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

    4) денационализация.

    В    экономической    теории    и    практике    современный    процесс разгосударствления  адекватен приватизации.     Приватизация – одно из  направлений   разгосударствления  собственности, заключающееся в передаче ее в  частную  собственность  отдельных  граждан  и юридических лиц.

    Существует  две функции приватизации:

    1) она должна  стать элементом экономической  реформы, ядром  радикальных   преобразований;

    2)  она   должна  стать  инструментом   государственного   регулирования долговременного характера.

    Приватизация  в  развитых  западных  странах   имеет  ряд   существенных  отличий:

    - многообразие  форм приватизации;

    - индивидуализация  и низкие темпы приватизационного процесса;

    -  использование   в  качестве  постоянного   элемента   государственного регулирования  экономики.

    Существует  две основные модели приватизации: платная и бесплатная.  При  бесплатной  приватизации  население   получает   приватизационные   чеки   – «ваучеры». При платной приватизации государственная  собственность  подлежит продаже по различным схемам.

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран