Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала касаемого процесса приватизации и разгосударствления.
Для раскрытия сути работы были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и сущность приватизации и разгосударствления.
Проанализировать приватизацию и разгосударствление на примере стран запада и России в целом .

Содержание

Введение............................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические и методические основы разгосударствления и приватизации.....................................................................................................................5
1.1 Разгосударствление..........................................................................................5
1.2 Приватизация: цели, методы и принципы.....................................................6
1.3 Модели и сроки приватизации......................................................................10
1.4 Подходы к рассмотрению приватизации.....................................................12
Глава 2 . Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран............................................................................................................15
2.1 Разгосударствление и приватизация в России.............................................15
2.2 Приватизация во Франции.............................................................................32
2.3 Приватизация в Германии..............................................................................33
2.4 Приватизация в Испании...............................................................................35
Заключение......................................................................................................................39
Список литературы.........................................................................................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Разгосударствление и приватизация, западный и российский опыт.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Указ об акционировании предписывал все приватизируемые  предприятия преобразовать в  акционерные общества открытого  типа к 1 ноября 1992 г. После акционирования комитет по управлению имуществом должен был передать все акции соответствующему фонду имущества. Пока всеми акциями владело государство, совет директоров АО должен был состоять из представителей ГКИ, администрации, рабочих, банкиров и, может быть, каких-либо иных групп, участвовавших в акционировании. После приватизации совет директоров избирается акционерами, как в любой частной компании.

Как и следовало ожидать, акционирование проходило не так  быстро, как было намечено, но все  же относительно быстро. К апрелю 1994 г. около 80% из 20 000 крупных и средних предприятий, намеченных для приватизации, были превращены в акционерные общества. Для того чтобы произвести акционирование, собиралось собрание трудового коллектива и выбирался один из трех вариантов приватизации. К концу 1993 г. 79% коллективов выбрали второй вариант, при котором 51% акций выкупается по низкой цене работающими; около 17% выбрали первый вариант, при котором 25% акций отдается работающим бесплатно; и только 1% коллективов выбрал третий вариант с выкупом директорами. В то же время еще 3% предприятий (включая те, которые были ранее взяты в аренду) были выкуплены работающими. Такой вариант не был юридически предусмотрен, однако являлся вполне логичным. Работающие на предприятии занимали сильную позицию, и они захватили столько собственности, сколько смогли. На некоторых предприятиях (в основном очень богатых) работники не смогли выкупить все предлагаемые им по второму варианту дешевые акции. Для них более благоприятным был первый вариант, так как он предусматривал бесплатную раздачу. Третий вариант был намеренно сформулирован так, чтобы противостоять очевидным попыткам дешевого выкупа акций директорами, и это сработало.

Ваучерные аукционы.

Приватизация предприятий  проводилась в несколько этапов. Во-первых, вскоре после акционирования на каждом приватизируемом предприятии были сформированы приватизационные комиссии. Они организовывали закрытую подписку среди работников, чтобы распределить акции в соответствии с выбранным вариантом приватизации. На втором этапе проводился ваучерный аукцион. Затем из оставшихся акций в приватизационных органах формируется фонд уччстия работников в прибылях. Некоторые акции (около 10%) оставались у фонда имущества, пока не принималось решение об их распределении.

Хотя большая часть  акций была отдана бесплатно или дешево продана работникам предприятий, ваучерные аукционы стали важным событием в процессе приватизации. Ваучерный аукцион завершал процесс приватизации, поднимая частную собственность над 65-процентной отметкой, после чего предприятие могло считаться частным. Открытость и уникальный характер аукциона свидетельствовали о значительности события.

Технически аукционы старались сделать максимально  простыми. В ваучерном аукционе мог  участвовать кто угодно — работники предприятия, местные жители, ваучерные фонды, аутсайдеры и даже иностранцы. Было лишь одно ограничение — в качестве платы принимались только ваучеры. Правда, аутсайдеры исключались неявными методами, в основном утаиванием информации об аукционах. Ваучерные аукционы были событием местного значения, на которых преобладали работники, местные жители и иногда держатели пакетов ваучеров (обычно ваучерные фонды). Обычно индивидуалов вытесняли с ваучерных аукционов, где их соотношение с другими участниками составляло примерно 1:4. Комитеты имущества на всех уровнях старались бороться с этой тенденцией, широко объявляя об аукционах, включая информацию по телевидению. Они также побуждали крупные предприятия проводить национальные ваучерные аукционы, чтобы поднять их престиж. После медленного начала этот шаг оказался удачным.

Так как на ваучерных  аукционах не использовались деньги, они не приносили большого дохода местным властям. Однако позднее  местные комитеты имущества получили важный стимул: им было разрешено продавать  часть акций за наличные деньги после ваучерного аукциона. Хотя предполагалось продавать 35% акций за ваучеры, в среднем на аукцион выставлялось примерно 20% акций. Указ президента о праве граждан России участвовать в приватизации был издан в мае 1993 г. Он устанавливал, что не менее 29% всех акций должны быть проданы на ваучерных аукционах в течение трех месяцев после того, как предприятие было акционировано". Однако доля акций на продажу по-прежнему оставалась в районе 20%, так как предприятия продолжали противиться ваучерной приватизации, предпочитая сохранять акции для своих работников. (Примечательно, что нефтяные компании выставили на ваучерных аукционах менее 10% своих акций.)

Первые 18 ваучерных аукционов прошли в восьми регионах в декабре 1992 г. Они должны были определить тенденцию и потому широко рекламировались. Количество ваучерных аукционов и проводивших их регионов неуклонно росло до июня 1993 г. К этому времени на ваучерных аукционах, проведенных в 79 из 88 регионов было продано почти 900 предприятий. Этот высокий уровень поддерживался до июня 1994 г. Количество ваучерных аукционов достигало максимума в декабре 1993 и в июне 1994 г., что показывает стойкость старой коммунистической традиции финальных стартов. Всего же на ваучерных аукционах было продано почти 14 000 крупных и средних предприятий .

Россияне имели весьма разные взгляды относительно ваучерной  приватизации. Один из опросов ВЦИОМ  в декабре 1993 г. показал, что люди сделали или хотели сделать со своими ваучерами: 26% выбрали наиболее легкий вариант покупки акций в ваучерном фонде, еще 25 /о предпочли продать свои ваучеры, а 7% подарили их. 15% купили акции тех предприятий, где работали они сами, члены их семей или друзья, и только 8% захотели купить акции других предприятий. 25% опрошенных не знали, что делать со своими ваучерами". Окончательный результат, по опросам организации "Мнение", был таков - З % купили акции в ваучерных фондах, 26% продали свои ваучеры, 13% отдали их и только 8% обменяли ваучеры на акции тех предприятий, где они работали, а 6% — на акции других предприятий. К 30 июня 1994 г. 144 млн из 148 млн россиян (97%) так или иначе вложили свои ваучеры.

В результате 14% населения, или 21 млн россиян стали прямыми владельцами акций, а еще 30%, или 44 млн человек, стали непрямыми собственниками. Эти цифры по-настоящему впечатляют. Однако, несмотря на это, в августе 1993 г. 56% населения соглашалось с утверждением, что раздача ваучеров была "спектаклем, который ничего в действительности не изменил. Конечно, большинство людей понимали, что они ничего не выиграли в экономическом плане от ваучерной приватизации. Люди не верили в свои права владельцев акций, поскольку эти права владельцев-аутсайдеров были слишком незначительными. Многие были разочарованы тем, что им не удалось приобрести акции конкретных предприятий. Дефицит общественного доверия к ваучерам отражался на их цене, которая не росла в процессе инфляции и даже снижалась в течение всего 1993 г. На цену ваучера больше влияли политические события, чем имущество, предназначенное для приватизации. Тем не менее люди в большинстве своем не выступали против ваучерной приватизации.

Таблица. Результаты ваучерных аукционов, декабрь 1992 г. — июнь 1994 г.

1.Месяц

2.Предприятия,  проданные за данный месяц

3.Суммарное  количество проданных предприятий

1992 г.

   

декабрь

18

18

1993 г.

   

январь

107

125

февраль

197

322

март

446

768

апрель

614

1382

май

577

1959

июнь

909

2868

июль

915

3783

август

902

4685

сентябрь

814

5499

' октябрь

964

6463

ноябрь

962

7425

декабрь

1043

8468

1994 г.

   

январь

668

9136

февраль

705

9841

март

932

10773

апрель

866

11639

май

838

12477

июнь

1355

13832


 

Несмотря на большое  количество приватизационных аукционов, вначале было использовано меньше ваучеров, чем предполагалось. Осенью 1993 г. правительство решило продлить действие ваучеров до 30 июня 1994 г., объявив, что последующая приватизация будет проводиться за деньги. Второго и третьего выпуска ваучеров, как это первоначально планировалось, не последовало. В результате весной 1994 г. многие крупные предприятия (особенно в энергетической промышленности), которые до этого не были заинтересованы в ваучерной приватизации, вдруг решили, что для них это будет наилучшим вариантом. Директора этих богатых предприятий откладывали приватизацию, так как не имели достаточно денег, чтобы приобрести большую долю собственности. Тем не менее они пришли к заключению, что получат больше собственности путем ваучерной приватизации с ее низкими фиксированными оценками капитала, чем при обычной продаже. Что касается спроса, то весной 1994 г. предложение новых богатых предприятий привело к резкому увеличению цены ваучеров — в несколько раз по сравнению с номинальной стоимостью.  [19 ,с 2]

И хотя на ваучерных аукционах  была приватизирована только 1/5 акций

14 000 крупных и средних предприятий, ваучерная приватизация была выдающимся событием. Раздача ваучеров привлекла заметное внимание и играла важную роль в правительственной пропаганде реформ. Представительный опрос ВЦИОМ показал, что для россиян это было одно из двух наиболее важных событий 1992 г. после либерализации цен в январе". Ваучерная приватизация сыграла заметную роль в нарушении дисбаланса между инсайдерами и аутсайдерами в процессе приватизации. Иначе люди чувствовали бы себя отстраненными от приватизации и их неудовлетворенность могла бы остановить процесс. Более того, информация о ваучерных аукционах от приватизационных властей и объявления ваучерных фондов преобладали в телевизионной рекламе. Они помогали объяснить, что означает приватизация, и вовлечь людей в этот процесс. Открытость аукционов, несомненно, способствовала ограничению коррупции, номенклатурной приватизации и преодолению общественного недоверия. Наконец, из-за своего решающего значения ваучерные аукционы качественно трансформировали предприятия, чего не могли достигнуть ни акционирование, ни закрытая подписка для инсайдеров.

 

2.2 Приватизация во Франции

    Госсектор  Франции формировался под воздействием  сменявших  друг  друга волн  национализации (1936, 1945, 1982 годов) и  приватизации  (конец  60-х  и  первая   половина   70-х   годов,   1986-1988,   1993-1996   годов).   Выбор правительствами той или иной  стратегии в каждый  конкретный  исторический момент обусловлен многими экономическими,  идеологическими политическими и другими мотивами. Однако главную роль  во  Франции,  глубинную  первопричину изменений  в   политике   правительств   в   отношении   госсектора   играли экономические императивы[9 ,с. 238].

    В  1982  году  правительством  левых  сил   была  проведена   масштабная  национализация.  Анализируя  эту   национализацию  можно  сказать,  что   она противоречила  потребностям  экономического  развития  страны,   привела   к увеличению  числа   неэффективно   работающих,   убыточных   государственных предприятий. Правительству не удалось  доказать,  что  государство  способно управлять ими эффективно.

    В отличие  от национализации 1982 года приватизация 1986 года  не  стала единовременным  актом,  связанным  исключительно   с   приходом   к   власти  правоцентристского правительства.  Она  приобрела  характер  долговременного стратегического курса, которого придерживались все правительства Франции,  в открытой форме или де-факто, независимо от их политической ориентации.

    У   этой   приватизации   существует    внутренняя    противоречивость: приватизация вовсе  не  означает  «ухода»  государства  из  экономики,  хотя формально приводит к сокращению размеров государственной собственности.  При проведении приватизации правительства разной политической ориентации  всегда старались сохранить в своих руках (или даже  увеличить)  рычаги  контроля  и управления  экономическими  процессами.  Это  очень  важно  для   соблюдения законов  ее  проведения,  так   как   соблазн   расхищения   государственной собственности во время  приватизации  особенно  велик.  Все  мероприятия  по приватизации тщательно и порой долго  готовились,  просчитывались  различные варианты  и  возможности,  а  в  послеприватизационный  период   государство продолжало наблюдать за деятельностью переданных в частные руки  предприятий с тем, чтобы не допустить их  перепродажи.  Государством  принимались  меры, ограничивающие сосредоточение  капитала  приватизируемых  компаний  в  одних руках, а также ограничивающие участие в их капитале иностранных инвесторов.

    Политика приватизации  имела свои плюсы и минусы. Далеко не всегда,  как свидетельствуют   приведенные   факты,    она    способствовала    повышению эффективности и нередко приводила к обострению  социальных  конфликтов.  По- видимому,  проблема  неэффективности   хозяйственного   механизма,   которую пытались решать через приватизацию, отнюдь не зависит напрямую от  масштабов государственной собственности,  степени административного вмешательства и регулирования.

    За пять  лет  было  приватизировано  29  промышленных  фирм  и   банков. Приватизация   во   Франции   охватила,    прежде    всего,    конкурентные, высокорентабельные   отрасли.   Работникам    приватизируемых предприятий досталось по льготной цене лишь 10 % капитала. Приватизация во Франции имела четко выраженный  фискальный  характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким  ценам по сравнению  с  компенсационными  платежами  при  национализации.  В  итоге государство выручили 71 миллиардов франков, значительная  часть  этой  суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация  привела к росту  численности  акционеров  –  к  концу  80-х  годов  она  достигла  6 миллионов, т.е. собственником акций стал каждый шестой житель страны  старше 18 лет[10 ,с. 40].

Информация о работе Разгосударствление и приватизация в России. Использование опыта зарубежных стран