Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 22:14, курсовая работа
Организация составляет обобщенную смету на предстоящий период (год). Предприятие производит изделия «Альфа», «Бета» и «Гамма», которые изготавливаются в двух производственных подразделениях: подразделение 1 – обрабатывающее; подразделение 2 - сборочное.
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ 3
1. РАЗРАБОТКА СМЕТ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ 6
1.1. Программа сбыта 9
1.2. Производственная программа и сметный уровень запасов 10
1.3. Смета использования основных материалов в производстве 11
1.4. Смета затрат на приобретение основных материалов 13
1.5. Смета прямых затрат по оплате труда основных производственных рабочих (ОПР) 14
1.6. Смета общепроизводственных накладных расходов 15
1.7. Расчет производственной себестоимости единицы продукции 18
1.8. Сметный счет прибылей и убытков 19
1.9 Кассовая консолидированная смета 21
1.10. Прогноз бухгалтерского баланса 23
2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СМЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ 26
2.1.Оптимальное использование ограниченных производственных ресурсов 29
2.2. Решения о цене реализации 31
ЛИТЕРАТУРА 35
Административно-управленческие расходы составляют 351000 ден.ед и возмещаются на базе затрат на рабочую силу.
Обобщенная смета (генеральный бюджет) является количественным выражением планов деятельности и развития предприятия, координирующим и конкретизирующим планы руководителей различных уровней управления. В результате ее составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при выборе того или иного направления развития. Использование смет создает для организации следующие преимущества:
1. Смета, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия. Без наличия плана у руководителя остается возможность только реагировать на изменение ситуации, вместо того, чтобы ее контролировать
2. Сметы подразделений создают объективную основу оценки результатов деятельности предприятия в целом и его подразделений.
3. Сметы как средство координации работы различных подразделений побуждают управляющих строить свою деятельность с учетом интересов предприятия в целом.
4. Сметы, являясь основой системы внутреннего управленческого контроля, создают базу для объективного анализа причин возникновения отклонений и обеспечения эффективного использования ресурсов предприятия
Процесс разработки обобщенной финансовой сметы (генерального бюджета) предприятия включает следующие этапы:
планирование с участием руководителей всех центров ответственности, деятельности предприятия в целом, а также его структурных подразделений;
определение показателей, при помощи которых будут оцениваться результаты этой деятельности;
обсуждение возможных изменений в планах;
корректировка планов с учетом поправок.
В зависимости от поставленных задач различают сметы (бюджеты):
a) генеральные и частные;
b) гибкие и статические.
Бюджет, который охватывает общую деятельность предприятия, называют генеральным. Его цель - объединить и суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
1) операционного бюджета (сметы) – включающего план прибылей и убытков, который детализируется через частные сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;
2) финансового бюджета – включающего бюджеты капитальных вложений, движение денежных средств и прогнозируемый баланс.
В отличие от финансовой отчетности, форма бюджетных документов не стандартизована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчика.
Несмотря на единую структуру, состав элементов генерального бюджета, особенно его операционной части, во много зависит от вида деятельности организации. Состав генерального бюджета производственного предприятия показан на рисунке 1.
Рисунок 1 . Структура генерального бюджета предприятия
Первым этапом разработки обобщенной сметы предприятия является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в натуральном и стоимостном выражении. Планирование продаж – это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: динамику продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, наличие ограничений со стороны государства и пр.
Программа сбыта показывает количество каждого вида изделия, которое предприятие планирует продать, и планируемую цену реализации (табл.7).
В программе сбыта представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться наличные поступления от потребителей, а также показаны основные данные для составления сметы затрат производства, расходов на реализацию и административных расходов. Программа сбыта, таким образом, является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж.
Таблица 7 – Программа сбыта
Изделие | Цена ден.ед. | Объем продаж шт. | Выручка ден.ед. |
Альфа | 70 | 12 000 | 840 000 |
Бета | 100 | 10 000 | 1 000 000 |
Гамма | 95 | 8 000 | 760 000 |
|
|
| 2 600 000 |
1.2. Производственная программа и сметный уровень запасов
На основе запланированного объема продаж в натуральном выражении можно определить планируемое количество единиц продукции, которое необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов.
Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям программы сбыта (табл.8). Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых, трудовых и прочих ресурсах. Производственная программа формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение программы сбыта с учетом имеющихся у предприятия производственных ресурсов. Фактором производства, который определяет возможности предприятия, является производственная мощность.
Производственная программа является основой для расчетов плана производства структурных подразделений предприятия.
Производственная программа формируется, как правило, в количественных показателях и входит в сферу ответственности руководителя производства.
Исходными данными для разработки производственной программы являются целевой объем и структура продаж и целевой уровень товарных запасов. Соотношение объемов реализации, выпуска и товарных запасов можно выразить следующим равенством:
Объем Объем Запас готовой Запас готовой
производства = продаж - продукции на + продукции на
начало период конец периода
Таблица 8 – Производственная программа, (шт.)
Показатель | Альфа | Бета | Гамма |
Изделие к реализации | 12 000 | 10 000 | 8 000 |
+запас на конец периода | 1 200 | 1 000 | 800 |
Итого на запасы и продажу | 12 200 | 11 000 | 8 800 |
-запасы на начало периода | 1 000 | 1 200 | 1 500 |
Количество изделий, которые необходимо произвести | 11 200 | 10 800 | 7 300 |
1.3. Смета использования основных материалов в производстве
Следующим шагом сметного планирования является определение оптимальной потребности производства в основных материалах для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Основой для его расчета является количество изделий к выпуску и технологические нормы расхода материалов по изделиям (табл.9). Так, для изделия «Альфа» необходимое количество материала Х равно: 11 200 шт.*2кг/шт = 22 400 кг. Потребность в материалах определяется, как правило, в разрезе продуктов и при необходимости по производственным подразделениям.
В ходе разработки сметы использования материалов в производстве должна предусматриваться максимально возможная экономия ресурсов.
2
Таблица 9 – Смета использования материалов
Наименование | Альфа | Бета | Гамма | Всего | ||||||||
цена | кол-во | сумма | цена ден. ед. | кол-во шт. | сумма ден.ед | цена ден. ед | кол-во шт. | сумма ден.ед. | цена ден.ед. | кол-во шт. | сумма ден.ед. | |
ден. ед. | шт. | ден.ед. | ||||||||||
Материал Х | 2,4 | 22 400 | 53 760 | 2,4 | 32 400 | 77 760 | 2,4 | 18 250 | 43 800 | 2,4 | 73 050 | 175 320 |
Материал У | 2,4 | 33 600 | 80 640 | 2,4 | 43 200 | 103 680 | 2,4 | 10 950 | 26 280 | 2,4 | 87 750 | 210 600 |
Итого | 134 400 | 181 440 | 70 080 | 385 920 |
2
1.4. Смета затрат на приобретение основных материалов
На основе расчета потребности в основных материалах с учетом изменения уровня материальных запасов составляется смета затрат на приобретение основных материалов (табл.10). Калькуляция сметы производится на основе равенства:
Закупки Производственная Запас Запас
материалов = потребность + материалов на - материалов на
конец периода начало периода
Запасы сырья и материалов должны быть минимальными, однако их размеры должны обеспечивать нормальный ход процесса производства.
Размер производственного запаса зависит:
от величины потребности в различных видах сырья и материалов;
от периодичности изготовления продукции предприятиями поставщиками;
от периодичности запуска в производство сырья и материалов;
от сезонности поставок материалов;
от размера транзитных поставок и пр.
Таблица 10 – Смета затрат на приобретение основных материалов
Показатель | Материал | ||
Х | У |
| |
Количество материалов по годовой смете использования, кг. | 73 050 | 87 750 |
|
+ Запас на конец периода, кг | 8 000 | 10 000 |
|
Запас сырья на производство, кг | 81 050 | 97 750 |
|
- Запас на начало периода, кг | 5 000 | 75 000 |
|
Количество материалов, необходимое приобрести, кг | 76 050 | 22 750 |
|
Цена материала, ден. ед. | 2,4 | 2,4 |
|
Расходы на закупки, ден.ед. | 182 520 | 54 600 | 237 120 |