Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….38
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Саратовский
государственный университет имени Н.
Г.Чернышевского
Кафедра
экономической теории и национальной
экономики
Региональные
особенности развития и стимулирования
малого предпринимательства
Саратов 2010
Содержание
Введение……………………………………………
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой
литературы……………………………………….38
1
страница не нумеруется, остальные нумеруются
внизу. Содержание необходимо выровнять
по левому краю все и везде чтобы был однотипные
параметры текста (14 шрифт, 1,5 интервал
и т.д.). Приложения после списка литературы.
Названия глав, параграфов и введения
и заключения (в тексте) по центру. Между
абзацами, в принципе, не нужно строки
пробела.
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что малый бизнес в современной рыночной экономике – один из ведущих секторов, существенно влияющий на процессы стабилизации производства, повышение занятости населения, наполнение доходной части бюджета, формирование конкурентной среды и структуру рынка.
Он
способен быстрее удовлетворить
спрос и сравнительно быстро окупиться.
Малые предприятия в условиях
жесткой конкуренции вынуждены
постоянно адаптироваться к изменяющимся
внешним условиям, тем самым повышая
эффективность своей
Современное состояние малого бизнеса в регионах России характеризуется наличием ряда проблем, таких, как административные барьеры, высокая арендная плата, трудности с привлечением капитала, недостаточно развитая инфраструктура. Поэтому очевидна необходимость государственной поддержки субъектов малого бизнеса, в первую очередь со стороны региональных властей. Это обеспечит увеличение доли участия малого бизнеса в формировании валового регионального продукта, повысит социальную эффективность деятельности малых предприятий.
Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.
Для
этого были использованы работы таких
экономистов, как А.Л. Лазаренко, И.Т.
Сиземов, Н.В. Климова и
других(возможно добавить кого).
Глава
1. Региональные особенности
развития малого предпринимательства
В
современной России на протяжении последних
лет становление малого предпринимательства
проходит на фоне серьезных социально-
Сегодня
каждый гражданин России в той
или иной степени столкнулся с
феноменом малого предпринимательства.
Этому экономическому явлению даются
различные, порой полярные оценки. Однако
отрицать реальную многогранную значимость
малого предпринимательства для
решения социально-
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес». Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг. Эффективность предпринимательской оценивается не столько на основе удорожания его бизнеса, столько на основе процентного роста прибыли за определённый период.
В соответствии с Федеральным законом 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
Стоит дать точное определение понятия малого предпринимательства, которое будет использовано в работе (и, возможно, рассмотреть несколько точек зрения на этот термин)
В своем развитии малое предпринимательство прошло следующие этапы.
Первый этап: 1992—1994 гг.
Этот
этап характеризуется продвижением
вперед в понимании сути экономических
проблем малого предпринимательства.
Констатируется значение роли и места
малого предпринимательства в создании
конкурентоспособной
В
этот период закладываются интересные
перспективные начинания в
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств.
В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах.
В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ).
Однако,
характеризуя положительно в целом
этот этап, можно сказать, что решительного
поворота в сторону развития малого
предпринимательства не было сделано.
Картина будет не полной, если не отметить,
что наблюдалось нарастание криминально-уголовного
характера многих процессов в малом бизнесе,
что связывается с отсутствием устойчивых,
сложившихся норм и правил предпринимательской
этики, наличием «государственного рэкета»
и уголовного рэкета.
Второй этап: 1995—1998 гг.
На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
Направленность
деятельности государства в области
малого предпринимательства на этот
период определяет «Федеральная программа
государственной поддержки
В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. В первом полугодии 1997 года на развитие инфраструктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфраструктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.
Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе малых предприятий равна 20%.
В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке малого предпринимательства включается осенью 1996 года банк «Российский кредит». Этот банк подписал кредитное соглашение по программе «Малый бизнес в России». Соглашение дает возможность всем, кто работает в сфере малого бизнеса, получить кредит по ставкам ниже рыночных.
Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий.
На финансирование инновационных проектов, выполняемых малыми предприятиями, расходуется около 80% бюджета Фонда содействия.
Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
Информация о работе Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства