Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

КуРсОвАя по регион. эк. (ред).docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

     Малые предприятия объективно находятся  в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более  крупными компаниями по таким параметрам, как  доступ к финансовым ресурсам и государственным  инвестициям, приобретение современных технологий, получение и анализ информации4.

     Для минимизации негативного воздействия  этих факторов, а также реализации, динамизма и гибкости, внутренне  присущих малому бизнесу, необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малое предпринимательство. Она  включает в себя систему специализированных институтов, помогающих разработке и  реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, которые создаются и действуют при государственном участии, либо по инициативе самих предпринимательских кругов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.).

     Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов  и кооперации предпринимателей, что  способствует самоорганизации малого бизнеса. Можно выделить следующие  объекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса:

     Бизнес-школы (БШ). Бизнес-школами являются структуры, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации предпринимателей, руководителей и персонал малых предприятий (бухгалтеров, финансовых директоров, маркетологов и др.), государственных и муниципальных служащих, работающих в департаментах, отвечающих за развитие малого предпринимательства в городе, области, регионе и т.д., а также учащихся старших классов, а также граждан, желающих создать собственное дело, и безработных. Эти структуры могут называться иначе: школы управления, образовательные центры, школы предпринимателей и т.п., однако суть от этого не меняется. БШ осуществляют обучение путем организации и проведения краткосрочных семинаров. По окончании не всегда выдаются документы государственного образца. Как правило, БШ - негосударственные образовательные учреждения, зачастую создаваемые на базе вузов, техникумов, различных структур поддержки малого предпринимательства.

     Агентства поддержки малого предпринимательства. По существу, это консалтинговые фирмы, оказывающие широкий спектр услуг малым предприятиям в регистрации, обучении персонала, получении инвестиций и др. Агентства поддержки малого предпринимательства впервые появились в Англии в период экономической депрессии 50-60 годов. В России этот термин был введен при создании в 1992 году первого агентства - АО “Российского агентства поддержки малого и среднего и бизнеса”, образованного согласно выполнению межправительственной программы России и Великобритании при поддержке Фонда “Ноу-Хау”. В настоящее время более чем в 30 городах созданы региональные агентства с участием Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса. Они являются негосударственными структурами, но функционируют при поддержке государства и местных администраций.

     Региональные  фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах Российской Федерации. Региональные фонды проводят отбор, экспертизу предпринимательских проектов и их финансирование, контролируют использование финансовых ресурсов, формируют региональную информационную базу предпринимательских проектов. Многие региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства тесно сотрудничают с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, часть из которых является агентами Федерального фонда. Через региональные фонды-агенты проходило финансирование региональных программ, мероприятий федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства. Некоторые региональные фонды помогают в выборе деловых партнеров. выступают в качестве гаранта для получении кредитных ресурсов.

     Несколько региональных фондов договариваются об объединении своих усилий дл решения вопросов финансовой помощи в поддержке и развитии малого предпринимательства в регионах (Новосибирский государственный областной фонд и Алтайский фонд "Ноу-хау"; Коми региональный фонд поддержки малого и среднего бизнеса с соседними региональными фондами).

     Технопарки. Это структуры, создаваемые в основном на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала этих вузов и коммерциализации разработанных технологий через создание и развитие размещающихся на территории технопарка малых инновационных предприятий. Чаще технопарки создаются в крупных университетских центрах. Их создание и поддержка требует значительных стартовых средств. В России технопарки создавались на базе высшей школы. В настоящее время их зарегистрировано более 40. Большинство технопарков объединены в “Ассоциацию технопарков и бизнес-инкубаторов”, созданную в 1992 году.

     Технологические центры (ТЦ). Инновационно-технологические центры (ИТЦ) создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров. Цели ИТЦ сходны с целями технопарков, с той лишь разницей, что в ИТЦ уделяют больше внимания коммерциализации и трансферу технологий, и не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, способным реализовать данные технологии. В настоящее время Министерством науки и технологий РФ совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создается 12 ИТЦ, в том числе и на базе ведущих технопарков.

     Бизнес-инкубаторы (БИ). К бизнес-инкубаторам мы относим структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы могут действовать как самостоятельные структуры, так и в составе технопарков, техноцентров и др. Термин “бизнес-инкубатор” впервые появился в Америке. Первое упоминание о них появилось в Программе “Молодежь России” в 1992 году по предложению Союза МЖК России и Центра “Возрождение предпринимательства”. В настоящее время действует 50 структур, называющие себя бизнес-инкубаторами. В 1996 году образовано некоммерческое партнерство “Национальное содружество бизнес-инкубаторов”, объединившее 23 бизнес-инкубатора с целью содействия и оказания взаимопомощи, обмена опытом и решения общих проблем.

     Учебно-деловые  центры (УДЦ). Термин “учебно-деловые центры” введен в обиход Академией менеджмента и рынка, с 1992 года реализующей Морозовский проект - широкомасштабную программу поддержки малого предпринимательства и подготовки кадров дл рыночной экономики. УДЦ имеют сходные с агентствами и бизнес-школами функции, однако, в отличие от агентств, УДЦ нацелены на реализацию образовательных программ, а от бизнес-школ их отличает внимание к консалтинговому и организационному сопровождению проектов. В настоящее время в регионах России создано 77 УДЦ, а также 52 их филиала в небольших городах.

     Социально-деловые  центры (СДЦ). Это структуры, создаваемые при центрах занятости. Впервые СДЦ появились в Московской области в 1993 году. Опыт первого Орехово-Зуевского СДЦ был распространен в Московской области, а затем в регионах России. Цель СДЦ - создание новых рабочих мест для незанятого населения и безработных через развитие малого предпринимательства. Как правило, СДЦ - это государственными предприятиями с единственным учредителем - соответствующим центром занятости. В настоящее время в России зарегистрировано более 20 СДЦ.

     Бизнес-центры (БЦ) оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто БЦ создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживани клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некотрые БЦ сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам. В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных БЦ. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью СДЦ. 

     Региональные  информационно-аналитические центры (РИАЦ). Эти структуры были созданы в 1994-1997 годах в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центров создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы. За этот период было создано в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно-аналитические центры создавались на базе региональных ЦНТИ - центров научно-технической информации, территориальных Торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки предпринимательства, научно-производственных фирм. Более 50% региональных информационно-аналитических центров - коммерческие организации, однако существуют РИАЦ - негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также РИАЦ, действующие без образования юридического лица. Финансироваться РИАЦ могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно-аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (предоставление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической, налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской деятельности, осуществление образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.

     Вышеприведенный перечень не охватывает всего разнообразия объектов инфраструктуры, однако дает представление о наиболее распространенных.

     Перспективным способом финансовой поддержки является микрофинансирование малых предпритятий. Это, прежде всего, кредитование потребительскими кооперативами. Средняя сумма микрокредита сегодня составляет 1 тысячу долларов, минимальная сумма - 17 долларов. Решение о выдаче микрокредита принимается за 2-5 дней. Объем невозвратов таких кредитов составляет 0,5-1%. Кроме того, такой вид кредитования способен учитывать в качестве залогов то, что банки не учитывают.

     В 2010 году Правительство Российской Федерации планирует осуществить ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства:

  • компенсация роста налогов для высокотехнологичных предприятий (сохранить для них ставку страховых взносов на уровне 14%)
  • освобождение от налога на имущество на срок до 3 лет для предприятий, внедряющих энергоэффективное оборудование
  • отмена налога на прибыль от продажи ценных бумаг (при условии, что срок владения ими превышает 5 лет и они не обращаются на биржевом рынке)
  • освобождение от уплаты налога на прибыль компаний, работающих в сфере здравоохранения и образования
  • снятие всех ограничений, препятствующих переходу на упрощенную систему налогообложения, для малых внедренческих предприятий вузов и научных центров
  • узаконивание практики использования внедренческими предприятиями помещений и оборудования своих учредителей на льготной основе
  • определение на федеральном уровне перечня видов деятельности, где введение патентов является обязательным (с возможностью дополнять этот перечень на местах), освобождение от необходимости применять контрольно-кассовые аппараты предпринимателей, работающих по патенту
  • передача в местные бюджеты значительной и даже большей части поступлений доходов от продажи патентов
  • продление срока действия льготного порядка приватизации недвижимости - как минимум, на 3 года, и освобождение таких сделок от уплаты налога на добавленную стоимость, а также - предоставление малому бизнесу права требовать выкупа арендуемых помещений
  • продолжение сокращения числа товаров, подлежащих обязательной сертификации и значительное расширение перечня видов деятельности, где применяется уведомительный порядок начала нового бизнеса
  • дополнительное выделение из федерального бюджета 3 млрд рублей на поддержку малых и средних инновационных компаний; 2 млрд рублей - на программы содействия малому бизнесу в моногородах и ещё 1 млрд рублей - на развитие предпринимательства на Северном Кавказе
  • выделение 2 млрд рублей на поддержку малого и среднего бизнеса, осуществляющего экспорт высокотехнологичной продукции
  • обеспечение Фондом реформирования ЖКХ более широкого участия малых предприятий в программах капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья.

     Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году включает в себя ряд мер, которые  позволят малым предприятиям выжить в сложный экономический период.  Кроме государственной программы  поддержки малого бизнеса в 2010 году существует ряд региональных программ, которые также позволяют увеличить  эффективность работы малых предприятий  и оказать необходимую поддержку  начинающим предпринимателям.

     Таким образом, все эти меры поддержки  малого бизнеса должны привести к  созданию благоприятных условий  для его развития, обеспечивать выравнивание потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России.

Если  хотите\можете попробуйте дать обобщенную статистику(или какую-нибудь структурную  схему) по методам поддержки.

2.2 Поддержка малого  предпринимательства  в Саратовской  области

     В Саратовской области государственная  политика в сфере развития и поддержки  предпринимательства осуществляется в рамках областной целевой программы  «Развитие малого и среднего предпринимательства  в Саратовской области на 2008-2010 годы».5 В 2009 году в рамках данной программы министерство экономического развития оказало поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства по трем основным направлениям: 137 предприятий получили субсидии на возмещение части лизинговых платежей и части банковской процентной ставки на общую сумму 98,8 млн.рублей; выдано 252 гранта на создание собственного бизнеса в размере 75,2 млн рублей; 13 потребительским кооперативам предоставили субсидии на сумму 3,5 млн рублей на возмещение части процентной ставки по привлеченным банковским кредитам для предоставления займов своим членам – субъектам малого и среднего предпринимательства для осуществления предпринимательской деятельности, а также части затрат на проведение внешней аудиторской, ревизионной проверки деятельности, на обучение и повышение квалификации специалистов, на приобретение, разработку специализированного лицензионного программного обеспечения

     Кроме того, в области начал свою работу фонд микрокредитования субъектов  малого предпринимательства, учредителем  которого выступило региональное министерство экономического развития и торговли. Фонд предоставляет дешевый заемный  ресурс субъектам малого предпринимательства  области под ставку рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора займа  плюс один процент.

Информация о работе Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства