Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….38

Вложенные файлы: 1 файл

КуРсОвАя по регион. эк. (ред).docx

— 74.38 Кб (Скачать файл)

Третий  этап: 1999—2001 гг.

     Для данного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого были разработаны следующие первоочередные законы: Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности, Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого правового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности.

     На  новом этапе материальное производство рассматривается как важнейшая сфера деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной деятельности. Государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющих производственную и инновационную деятельность в машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой промышленности, Инновационное предпринимательство — это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции.

     Следующим важнейшим направлением является внедрение  в хозяйственную практику эффективных  мероприятий по научно-методическому  и кадровому обеспечению, а также  взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганды. Остается актуальным международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства. Спектр деятельности в этом направлении  очень богат. Прежде всего, предусматривается  совершенствование системы государственной  поддержки малого бизнеса на основе изучения и использования опыта  зарубежных стран с развитой рыночной экономикой. Международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства  предполагает весьма активное участие  в различных международных проектах, с учетом которых возможно выполнение предусмотренных мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса.

Необходимо  не выделять этапы как заголовки, а соединить параграф в единый текст и разделить этапы смысловыми переходами. И, возможно, уменьшить  историческую описательную часть, которая  не помогает решить поставленные задачи. Параграфы лучше начинать с новой  страницы. И также необходимо сделать  подстраничные сноски (здесь можно  посмотреть когда их необходимо делать - http://lib.pomorsu.ru/elib/text/biblio/oformlenie_lit.htm - там же и оормление литературы можно посмотреть). 

1.2 Уровень развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации  

     Рассмотрение  региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным, так как, работая в основном на местных рынках, малые предприятия способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это не маловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.

     Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся  на всей территории страны. В Уральском  федеральном округе в настоящее  время работает 92589 предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн. руб. В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. – индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, строительстве и на обрабатывающих производствах. В малом предпринимательстве на сегодня заняты 77 тыс. жителей Тюменской области, или 19,8% трудоспособного населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам 2008 г. составил 558 млрд. руб. Доля малого бизнеса в ВВП области – 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40%.

     В Иркутске по состоянию на конец 2008 г. зарегистрировано 17703 субъектов малого предпринимательства с численностью 43800 чел. и 15900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый четвертый, работающий в городе.

     В Иркутской области действует  целевая программа «Поддержка и  развитие малого предпринимательства  в Иркутской области на 2006-2010 годы». Объем ее финансирования составил 194,2 млн. руб.

     По  информации, предоставленной Департаментом  предпринимательства, среднего и малого бизнеса администрации губернатора Иркутской области, программа направлена на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий региона и выход их на всероссийский уровень, а также на привлечение инвестиций. Согласно проекту, областная администрация поддерживает в первую очередь малый и средний бизнес в сфере глубокой лесопереработки, туризма, ЖКХ и производства строительных материалов. Программа позволяет значительно увеличить поступление налогов и сборов в областной бюджет.

     Малые предприятия Курганской области  обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.

     По  развитию малого предпринимательства  Свердловская область занимает 5-е  место в России. В малом бизнесе  занято 23% экономически активного населения, 33% доходов  областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых  предприятий.

     Малый и средний бизнес в Орловской  области развивается достаточно стабильно для региона, однако, в  сравнении с другими территориями состояние малого и среднего предпринимательства  характеризуется невысокой результативностью.

     По  данным Орловского областного статистического  управления, оборот малых предприятий  по всем видам экономической деятельности в 2007 г. составил 32,2 млрд. руб. – это 22,7% от областного оборота.

     В Саратовской области в 2008 году, согласно статистическим данным, количество малых организаций и микропредприятий в области составило 24,3 тысячи (5,7 тысяч и 18,6 тысяч соответственно). По итогам 2008 года оборот малых предприятий области составил 107,0 млрд.рублей (94,0 % к уровню 2007 года).

     Сумма налоговых платежей по специальным  налоговым режимам от субъектов  малого предпринимательства области  в бюджетную систему в 2008 году составила 2,4 млрд. рублей, что превышает показатель 2007 года на 27,2%.

     За 2008 год инвестиции в основной капитал  малых предприятий к соответствующему периоду 2007 года увеличились на 4,4% и  составили 1,8 млрд.рублей.

     По  итогам 2008 года удельный вес малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта области  составляет 15 %. Следует отметить, что, несмотря на усложнившуюся экономическую  ситуацию в стране и области в  частности, удельный вес малых предприятий  в ВРП области по сравнению  с 2007 годом увеличился на 2%.

     В каждом регионе предпринимательство  развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.

     Основные  факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса  в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.

     Первую  группу факторов составляют:

  • демографические
  • национально-этнические
  • социальные
  • продовольственное обеспечение
  • особенности расселения
  • уровень развития сферы государственного и регионального регулирования

     Важной  предпосылкой развития предпринимательства  в регионах России является здоровый социально-психологический климат и соответствие мотивационных установок  формирующемуся рынку труда.

     Второй  блок факторов, которые влияют на специфику  регионального развития предпринимательства  в России, связан с решением экономических  вопросов. В частности, на укрепление экономического федерализма и создание условий для развития частного сектора  должна быть направлена государственная  политика по формированию новой территориальной  организации хозяйства России (включая  региональные союзы, ассоциации предпринимателей). В настоящее время принципиально  меняются принципы специализации районов  в территориальном разделении труда: вместо достижения максимального общегосударственного эффекта все шире используется критерий удовлетворения рыночного спроса и  конкурентоспособности предприятий  различных регионов.

     В этих условиях преимущество получают районы с развитой инфраструктурой, расположенные рядом с устойчивыми  рынками сбыта, которые имеют  квалифицированные кадры,- Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский  и Уральский экономический регионы. В то же время сокращается численность  конкурентоспособных предприятий  в северных и восточных районах. Здесь рентабельными и конкурентоспособными остаются в основном добывающие отрасли  и энергоемкие производства, связанные  с переработкой минерального сырья  и леса.

     На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц1, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед. (Таблица 1).

     Таблица 1

     Количество  зарегистрированных малых предприятий

     по  федеральным округам  Российской Федерации на 2009 год2 

     Федеральные

     округа

Количество  зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения      Прирост / сокращение (-)

     количества

     зарегистрированных  МП

     на 100 тыс. чел. населения

     за  период

     01.04.2008- 01.04.2009

     Количество 
зарегистрированных 
МП в расчете на 100 тыс. чел. Населения
в 
% от среднего по РФ
РФ 160,4      -41,7      100,0
Центральный 196,9      -24,9      122,8
Северо-Западный 231,0      0,7      144,0
Южный 119,6      -53,3      74,6
Приволжский 156,2      -47,2      97,4
Уральский 112,6      21,1      70,2
Сибирский 131,0      -100,2      81,7
Дальневосточный 147,1      -102,7      91,7
 

     Наиболее  значительно число зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей  снизилось в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах. Увеличение показателя произошло в Северо-Западном и  Уральском федеральных округах. 

Информация о работе Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства