Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:30, курсовая работа
Целью данной работы является выявление особенностей развития малого бизнеса на региональном уровне и изучение методов и инфраструктуры поддержки малого бизнеса в регионах.
Для этого необходимо решить ряд задач. Во-первых, дать характеристику малому предпринимательству, выявить его специфические особенности, определить его роль в экономике страны и региона. Во-вторых, рассмотреть приоритетные области развития малого бизнеса в разных экономических районах России. В-третьих, следует проанализировать проблемы, которые характерны для данного этапа развития малого бизнеса в России на региональном уровне. Затем необходимо рассмотреть существующие меры по поддержке малого предпринимательства в регионах России, в частности, в Саратовской области, оценить их эффективность и влияние на развитие малых предприятий.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Региональные особенности развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство и этапы его развития в России……… 5
Уровень развития малого бизнеса в регионах Российской Федерации…………………………………………………..................11
Приоритетные области развития малого предпринимательства в регионах ……………………………………………………………….18
Глава 2. Региональные особенности стимулирования малого предпринимательства
Методы поддержки малого бизнеса в регионах…………………….23
Поддержка малого предпринимательства в Саратовской области...32
Заключение ……………………………………………………………….35
Приложение 1……………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….38
Третий этап: 1999—2001 гг.
Для данного этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. В основе всей системы программных направлений закладывается комплекс мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства. Этот комплекс мероприятий нацелен на разработку концепции формирования правового поля государственной поддержки малого предпринимательства. Для этого были разработаны следующие первоочередные законы: Закон об обществах взаимного страхования создает правовые условия для страхования рисков предпринимательской деятельности, Закон о фондах поддержки малого предпринимательства своевременно ставит вопрос о расширении и закреплении прав и обязанностей этих фондов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, Закон об инновационной деятельности направлен на создание устойчивого правового поля и льготных условий для высоко рискованного малого бизнеса с использованием интеллектуальной собственности.
На новом этапе материальное производство рассматривается как важнейшая сфера деятельности малых предприятий. Причем ставится задача по содействию их инновационной деятельности. Государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке малым предприятиям, осуществляющих производственную и инновационную деятельность в машиностроении и металлообработке; микробиологической, медицинской и биотехнологической отраслях промышленности; в электронной промышленности; в деревообрабатывающей промышленности; стройиндустрии, а также в пищевой промышленности, Инновационное предпринимательство — это именно то направление, с помощью которого Россия сможет обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции.
Следующим
важнейшим направлением является внедрение
в хозяйственную практику эффективных
мероприятий по научно-методическому
и кадровому обеспечению, а также
взаимодействие со средствами массовой
информации и пропаганды. Остается
актуальным международное сотрудничество
в сфере малого предпринимательства.
Спектр деятельности в этом направлении
очень богат. Прежде всего, предусматривается
совершенствование системы
Необходимо
не выделять этапы как заголовки,
а соединить параграф в единый
текст и разделить этапы
1.2 Уровень развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации
Рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным, так как, работая в основном на местных рынках, малые предприятия способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения. Кроме того, и это не маловажно, они создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия.
Малый бизнес в России, можно сказать, состоялся на всей территории страны. В Уральском федеральном округе в настоящее время работает 92589 предприятий малого бизнеса и 249 тыс. индивидуальных предпринимателей. Годовой оборот каждого предприятия в среднем составляет 13 млн. руб. В Тюменской области зарегистрировано 36 тыс. субъектов малого предпринимательства, из них 28 тыс. – индивидуальные предприниматели. Большинство из них работают в сфере оптовой и розничной торговли, услуг, строительстве и на обрабатывающих производствах. В малом предпринимательстве на сегодня заняты 77 тыс. жителей Тюменской области, или 19,8% трудоспособного населения. Оборот предприятий малого бизнеса по итогам 2008 г. составил 558 млрд. руб. Доля малого бизнеса в ВВП области – 21%. Для сравнения: в странах Европы этот показатель превышает 40%.
В Иркутске по состоянию на конец 2008 г. зарегистрировано 17703 субъектов малого предпринимательства с численностью 43800 чел. и 15900 индивидуальных предпринимателей. В целом в малом бизнесе занят каждый четвертый, работающий в городе.
В Иркутской области действует целевая программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы». Объем ее финансирования составил 194,2 млн. руб.
По
информации, предоставленной Департаментом
предпринимательства, среднего и малого
бизнеса администрации
Малые предприятия Курганской области обеспечивают 6% от всех налоговых поступлений, собираемых на территории области.
По развитию малого предпринимательства Свердловская область занимает 5-е место в России. В малом бизнесе занято 23% экономически активного населения, 33% доходов областного бюджета сформировано за счет налоговых отчислений малых предприятий.
Малый
и средний бизнес в Орловской
области развивается достаточно
стабильно для региона, однако, в
сравнении с другими
По
данным Орловского областного статистического
управления, оборот малых предприятий
по всем видам экономической
В Саратовской области в 2008 году, согласно статистическим данным, количество малых организаций и микропредприятий в области составило 24,3 тысячи (5,7 тысяч и 18,6 тысяч соответственно). По итогам 2008 года оборот малых предприятий области составил 107,0 млрд.рублей (94,0 % к уровню 2007 года).
Сумма налоговых платежей по специальным налоговым режимам от субъектов малого предпринимательства области в бюджетную систему в 2008 году составила 2,4 млрд. рублей, что превышает показатель 2007 года на 27,2%.
За
2008 год инвестиции в основной капитал
малых предприятий к
По итогам 2008 года удельный вес малого предпринимательства в объеме валового регионального продукта области составляет 15 %. Следует отметить, что, несмотря на усложнившуюся экономическую ситуацию в стране и области в частности, удельный вес малых предприятий в ВРП области по сравнению с 2007 годом увеличился на 2%.
В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры, этнической, социокультурной, правовой и политической составляющих региона.
Основные факторы, которые определяют региональную специфику развития малого бизнеса в России, связаны с социальными, экономическими и экологическими проблемами.
Первую группу факторов составляют:
Важной
предпосылкой развития предпринимательства
в регионах России является здоровый
социально-психологический
Второй
блок факторов, которые влияют на специфику
регионального развития предпринимательства
в России, связан с решением экономических
вопросов. В частности, на укрепление
экономического федерализма и создание
условий для развития частного сектора
должна быть направлена государственная
политика по формированию новой территориальной
организации хозяйства России (включая
региональные союзы, ассоциации предпринимателей).
В настоящее время
В
этих условиях преимущество получают
районы с развитой инфраструктурой,
расположенные рядом с
На 1 апреля 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 227,6 тыс. единиц1, что на 20,7% меньше, чем по состоянию на 1 апреля 2008 г. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей достигло 160,4 ед., уменьшившись по сравнению с 1 апреля 2008 г. на 41,7 ед. (Таблица 1).
Таблица 1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по
федеральным округам
Российской Федерации
на 2009 год2
Федеральные
округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 апреля 2009 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения | Прирост
/ сокращение (-)
количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за период 01.04.2008- 01.04.2009 |
Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. Населения в % от среднего по РФ |
РФ | 160,4 | -41,7 | 100,0 |
Центральный | 196,9 | -24,9 | 122,8 |
Северо-Западный | 231,0 | 0,7 | 144,0 |
Южный | 119,6 | -53,3 | 74,6 |
Приволжский | 156,2 | -47,2 | 97,4 |
Уральский | 112,6 | 21,1 | 70,2 |
Сибирский | 131,0 | -100,2 | 81,7 |
Дальневосточный | 147,1 | -102,7 | 91,7 |
Наиболее
значительно число
Информация о работе Региональные особенности развития и стимулирования малого предпринимательства