Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:42, реферат
Развитие и функционирование банковской сферы сегодня происходит в постоянно изменяющейся общеэкономической и социально политической ситуации влияет на надежность и эффективность выполнения банковскими учреждениями своих функций. Дальнейшее развитие системы украинских банков требует от руководства коммерческих банков перехода от интуитивного , стихийного управления к взвешенному , обоснованного и профессионального , опирающийся на определенную аналитическую базу.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
Понятие и виды рейтинговой оценки банков
Рейтинги финансовой устойчивости
Рейтинги поддержки
Рейтинги корпоративного управления
Индивидуальные рейтинги
раздел 2.
Рейтинговая система оценки надежности CAMELS
Анализ капитала банка
Анализ качества активов банка
Анализ эффективности работы банка
Анализ ликвидности банка
Анализ менеджмента банка.
Оценка чувствительности к рыночному риску
Определение совокупного рейтинга банка 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рейтинг поддержки представляет собой оценку финансовой возможности субъекта (государства или организации), который готов оказать финансовую поддержку конкретному субъекту финансового сектора. Для этой цели аналитики агентства рассматривают уровень и динамику долгосрочного кредитного «поддерживающего» рейтинга в иностранной, а при необходимости и в национальной валюте. В соответствии с методикой анализа при присвоении рейтинга поддержки необходимо, чтобы поддерживающая сторона была достаточно устойчива и могла оказывать поддержку финансовому учреждению до тех пор, пока оно не сможет самостоятельно отвечать по своим обязательствам. Но при этом не учитывается качество внутреннего кредита (это происходит при присвоении индивидуального рейтинга). Поддержка необходима в случаях, когда имеются:
•наличие приоритетного долга (застрахованного или незастрахованного), включающего межбанковские и прочие депозиты;
•задолженность, возникшая вследствие операции с производными финансовыми инструментами и обязательств по выполнению гарантий;
• кредитные письма, акцепты и авали;
• потери от торговых операций и судебных издержек.
На практике поддержку субординированного долга со стороны государственных органов довольно трудно предварительно оценить, так как нередко она не закреплена юридически и зависит от конкретной ситуации.
Рейтинговая шкала представлена цифрами от «1» до «5».
Рейтинг «1» присваивается финансовому учреждению, для которого существует высокая вероятность получения внешней поддержки. Поддержку осуществляет экономический субъект, которому агентством уже присвоен долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «А-», характеризующий степень надежности «выше среднего».
Рейтинг «2» присваивается финансовому посреднику в случае, если вероятность поддержки со стороны также высока, но субъекту поддержки присвоен долгосрочный кредитный рейтинг уровня «ВВВ-». Этот рейтинг относится к той же зоне и классу, как и в предыдущем случае, но несколько повышена вероятность, что субъект будет не в состоянии оказать полную поддержку финансовому учреждению в силу собственных временных трудностей. Необходимо отметить, что значения рейтинговых категорий, в которых присутствуют не только буквы, но и знаки «+» или «-», являются уточненными.
В вышеперечисленных рейтингах поддерживающим субъектам присвоены рейтинги инвестиционного класса самой низкой зоны [9].
Рейтинг «3» характеризует стабильность субъекта финансового сектора как более уязвимую, так как рейтинг поддерживающей структуры находится в спекулятивной зоне на уровне «ВВ-».
Рейтинг «4» свидетельствует об ограниченной возможности финансового учреждения получить своевременную и/или полноценную поддержку в силу того, что поддерживающему органу присвоен рейтинг уровня «В». Этот рейтинг находится в спекулятивном классе и характеризуется «высокоспекулятивным» уровнем риска.
Рейтинг «5» характеризует состояние финансового посредника, который в силу высокой финансовой уязвимости поддерживающего органа не может рассчитывать на своевременную и полную поддержку. Поддерживающему органу присвоен рейтинг на уровне «В-», т.е. тот же класс и тот же уровень, что и в предыдущем случае, но со знаком «-».
Таким образом, рейтинги поддержки базируются на долгосрочных кредитных рейтингах поддерживающего субъекта.
1.3 Рейтинги корпоративного управления
В 90-х гг. прошлого столетия возрос интерес к корпоративному управлению у акционеров, менеджеров, директоров и иных заинтересованных финансовых посредников и нефинансовых экономических субъектов. Появилась потребность в независимых, сопоставимых в международном масштабе оценках для сравнения практики корпоративного управления в различных странах и институциональных единицах. Концепция рейтингов корпоративного управления нацелена на удовлетворение этой потребности.
Рейтинг корпоративного управления (РКУ), присваиваемый агентством «Standard & Poor's»
Аналитики агентства приступили к разработке методологии рейтингов корпоративного управления в начале (РКУ) 1998 г. После тестирования методологии в ходе пилотных проектов руководство агентства приняло решение о создании специализированной службы рейтингов корпоративного управления, и с 2000 г. оказываются рейтинговые услуги в этой области. Данный рейтинг связан с динамикой эффективности принимаемых менеджментом финансово го учреждения решений в сфере корпоративного управления и присваивается по шкале от CGS-10 (самый высокий рейтинг) до CGS-1 (самый низкий) [8].
Рейтинги CGS-10 или CGS-9 присваиваются финансовому посреднику, который, по мнению экспертов рейтингового агентства, имеет очень эффективно организованную систему корпоративного управления.
Рейтинги CGS-8 или CGS-7 свидетельствуют о наличии достаточно эффективно организованной системы корпоративного управления, но с определенными недостатками осуществления некоторых направлений анализа.
Рейтинги CGS-6 или CGS-5 присваиваются финансовым учреждениям, которые имеют средние процессы и практику корпоративного управления. У субъектов финансового сектора, получивших рейтинг корпоративного управления этих категорий, есть слабые стороны в нескольких основных областях анализа.
Рейтинги CGS-4 или CGS-3 получают финансовые организации, которые имеют слабо организованные и-структурированные направления анализа в соответствии с требованиями системы корпоративного управления.
Рейтинги CGS-2 или CGS-1 означают, что компании почти осознанно не используют элементы системы корпоративного управления и не осуществляют мониторинг в соответствии с основными аналитическими направлениями этой системы.
Рейтинг корпоративного управления является результатом оценок, выставленных отдельно по четырем компонентам:
1. Структура собственности и влияние со стороны акционеров. Анализ этого блока связан с раскрытием информации о номинальных владельцах акций; выстраиваются схемы четких и однозначных отношений между ними, степень аффилированности акционеров и влияния отдельных групп акционеров на стратегию, политику и тактику финансового учреждения. Таким образом прослеживается концентрация ряда финансовых и банковских рисков, возникающих вследствие деятельности реальных и/или номинальных владельцев. Основными факторами, характеризующими этот компонент рейтинга, являются: прозрачность структуры собственности; концентрация собственности и влияние на принимаемые решения со стороны самых значимых собственников [8].
2. Права финансово-заинтересованных лиц и от ношения с такими лицами. Анализ осуществляется по следующим направлениям:
• регулярность и частота проведения собрания акционеров, возможность принятия в них участия и по лучения оперативной и достоверной информации о них;
• процедуры голосования и регламент ведения собраний акционеров;
• права собственности (регистрация и передача, равенство прав собственности).
3. Финансовая прозрачность и раскрытие информации, к которым относятся:
• общепринятые стандарты раскрытия информации;
• своевременность и доступность раскрываемой информации;
• независимость аудитора и его статус.
4. Структура и методы работы Совета директоров (репутация и независимость его членов; их участие в мониторинге деятельности субъекта финансового сектора, адекватность уровня вознаграждения членов), включающие:
• структуру и состав Совета директоров;
• роль и эффективность Совета директоров;
• роль и независимость внешних директоров;
• политику в области вознаграждения, оценки результатов работы и должностных перемещений директоров и менеджеров.
Рейтинг корпоративного управления является и качественной интерпретацией количественных индикаторов, измеряющих уровень кредитного риска. Оперативное и достоверное определение уровня кредитного риска в статике, динамике и с элементами прогноза необходимо для обеспечения стабильных отношений и согласования интересов акционеров, инвесторов, кредиторов, клиентов и менеджмента любой кредитной организации. Для более точного определения уровня кредитного риска и принятия адекватных мер в случае его повышения необходимо на регулярной основе анализировать уровень отраслевого риска, динамику рисков, связанных с операциями на фондовом рынке (фондовой риск), производными финансовыми инструментами, за балансовыми сделками [3].
Необходимо отметить, что поддержание приемлемого уровня вышеупомянутых рисков немыслимо без создания методологии анализа уровня процентного риска.
Индивидуальный рейтинг является индикатором возможности самого финансового посредника «поглотить» ряд возникших в процессе его деятельности финансовых и банковских рисков. Основными индикаторами, на базе которых эксперты рейтингового агентства принимают решение о присвоении соответствующего рейтинга, являются:
• прибыльность;
• полнота, достоверность и оперативность баланса финансовой организации, включая уровень капитализации;
• наличие/отсутствие каких-либо льгот со стороны государственных или регулирующих органов или учреждений;
• качество менеджмента, включая степень проработки стратегии, политики и тактики деятельности в статике, динамике и с элементами прогноза;
• оперативная внутренняя и внешняя среда осуществления деятельности;
• последовательность, логичность управления капиталом финансовой организации, в том числе его диверсификация по географическим и функциональным направлениям деятельности финансового учреждения.
Основные рейтинги, присваиваемые рейтинговым агентством «Fitch»:
• рейтинг «А» — банк с очень высоким уровнем финансовой устойчивости. Традиционные финансовые и банковские риски, которые он принимает на себя, достаточно хорошо оптимизированы и сбалансированы. На практике это финансовые учреждения «лидеры», «звезды» или «коты»3; в случае, если они организованы недавно, — это «собаки»4;
• рейтинг «В» — финансовый посредник финансово устойчив, но в периоды обострения кризисных явлений может испытывать временные трудности;
• рейтинг «D» — слабая активность финансового посредника. Финансовое положение оценивается как уровень «ниже среднего», а его доходность - неудовлетворительная. Существует вероятность восстановить активность за счет собственных ресурсов, но для этого потребуется некоторое время;
• рейтинг «Е» - финансовое учреждение достаточно уязвимо, ему необходима внешняя поддержка.
Кроме этого, существуют и рейтинговые градации, которые находятся между основными рейтингами, -«А/В», «В/С», «C/D» и «D/E».
Основные принципы, которых придерживаются рейтинговые агентства, должны обеспечивать достаточно адекватные основным рискам рейтинги [5].
Основные принципы, служащие базой для принятия решения о присвоении, изменении или отзыве рейтингов конкретному финансовому учреждению:
а) независимость — присвоенный рейтинг представляет собой независимое мнение экспертов агентства относительно уровня финансовой устойчивости, возможности субъекта финансового сектора принимать на себя ряд финансовых и банковских рисков, вероятности получения поддержки от государственного органа или коммерческой организации в случае возникновения дестабилизирующей ситуации, а также эффективности организации системы корпоративно го управления. Независимость мнения аналитиков агентства от интересов любых участников рынка, государственных и коммерческих организаций — одна из важнейших гарантий объективности оценок в целях присвоения конкретного вида рейтинга. Наряду с качеством аналитической работы, независимость обусловливает и точность присвоенных рейтингов;
б) публичность аналитических критериев — дает всем заинтересованным субъектам (например инвесторам)
полное представление об аналитических подходах агентства при оценке рисков. Все критерии (но не конкретные индикаторы методологии) доступны и размещены на сайтах ведущих рейтинговых агентств;
в) коллегиальность — процедура принятия решения, позволяющая исключить любую возможность манипуляции мнением аналитиков. Рейтинговый комитет является важнейшим механизмом в процессе присвоения рейтингов, гарантирующим непредвзятость оценки аналитиков, контроль качества и отсутствие давления на мнение экспертов со стороны. Рейтинговый комитет формируется из 5-9 профильных специалистов в зависимости от особенностей эмитента [5]. В задачу рейтингового комитета входят детальное обсуждение рейтингового отчета по конкретному финансовому учреждению и присвоение рейтинга определенного уровня посредством голосования;
г) интерактивность — на ее основе построено взаимодействие с финансовым учреждением в процессе присвоения конкретного рейтинга и последующего наблюдения за ним. Аналитики агентств полагаются, прежде всего, на информацию, полученную от самого объекта исследования, а также на кропотливое, детальное обсуждение всех возможных ситуаций, способных повлиять на уровень его финансовой устойчивости. Интерактивность подразумевает регулярные встречи с руководством исследуемого субъекта и постоянный информационный контакт, позволяющий оперативно реагировать на происходящие изменения — внешние и/или внутренние;
д) конфиденциальность информации — важнейшее условие работы руководства рейтинговых агентств с клиентами. Она позволяет гарантировать клиентам не разглашение переданной аналитикам конфиденциальной информации и предание огласке рейтинга только с разрешения исследуемого субъекта;