Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа
Проблема собственности в период перехода к рыночным отношениям, которыми характеризуется в настоящее время экономика России, является достаточно актуальной. До сих пор продолжаются дискуссии о методах и путях приватизации, о рентных отношениях, в том числе о способах учета и изъятия дифференциальной горной ренты при приватизации горнодобывающих предприятий, о соотношениях государственной и частной собственности и вообще о том, какая форма собственности эффективнее.
Введение 3
Глава 1. Теория ренты 5
1.1. Понятие ренты 5
1.2. Виды ренты 6
1.3. Договор ренты 8
Глава 2. Теоретические и методологические основы рентных отношений, их государственное регулирование в добывающей промышленности 10
2.1. Рентные отношения в добывающей промышленности в системе экономических законов 10
2.2. Теория и практика образования и обращения ренты добывающей промышленности 14
Глава 3. Изъятие ренты как фактор создания равных экономических условий воспроизводства и развития рыночной конкуренции 18
3.1. Предпосылки и возможности изъятия ренты в добывающей отрасли 18
3.2. Экономические законы в изъятии и перераспределении ренты 21
3.3. Отношения собственности в распределении ренты добывающей промышленности 23
Глава 4. Рентные отношения и пути улучшения использования природных ресурсов в добывающей промышленности 26
4.1. Опыт изъятия и распределения ренты добывающей промышленности в странах и регионах 26
4.2. Совершенствование механизма изъятия и использования ренты добывающей промышленности в отечественной экономике 28
Заключение 30
Список литературы 33
Вторая и, пожалуй, самая важная задача - принятие законодательного акта о праве собственности на добытые полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых представляет собой единый процесс извлечения и переработки минерального сырья до первого товарного продукта. В законодательстве о недрах отсутствует определение понятия "добыча", нет и однозначного толкования термина "первый товарный продукт" по видам минерального сырья. До 2002 г. он использовался при определении налоговой базы для отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и платежей за добычу полезных ископаемых.
В ст. 337 главы 26 Налогового кодекса РФ под добытыми полезными ископаемыми понимаются получаемые в процессе переработки и обогащения минерального сырья до первых товарных переделов (продуктов).
Так, "добытая нефть" трактуется как полученная, во-первых, в процессе обезвоживания, то есть отделения нефти от добываемой из скважины жидкости (4), и, во-вторых, после ее стабилизации и обессоливания. В итоге добытая жидкость приобретает качество "товарной нефти". Следовательно, в соответствии с законодательством термины "добытая нефть" и "товарная нефть" эквивалентны. Для ряда других полезных ископаемых первые товарные продукты доходят до концентратов и даже, как для золота, до сплава Доре, из которого получают аффинажное золото.
В принятых за период с 1992 по 2000 год трех Федеральных Законах «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах» также не прописан механизм учета, определения и изъятия дифференциальной и горной ренты.
Отмечая одинаковую природу таких
понятий экономической
Принципиальное отличие
В условиях практически полного разгосударствления собственности в угольной промышленности России к первой половине 2002 г. на основе продажи государственных пакетов акций, экономические отношения между государством и персонифицированными субъектами угольного рынка будут изменены. В результате – дифференциальная и горная рента фактически окажется в частных руках.
Согласно п. 1 ст. 220 Гражданского кодекса РФ, процесс переработки не предполагает изменения собственника подвергнутых ей материалов, то есть новая изготовленная путем переработки "вещь" остается в собственности владельца материалов. Если следовать этой логике, покоящаяся в недрах нефть после ее извлечения из добытой жидкости и переработки в товарную становится собственностью государства, так как оно является собственником нефти в недрах.
Тем не менее в данной статье зафиксировано:
"Если стоимость переработки существе
- "если иное не предусмотрено
договором, собственник,
- "собственник материалов, утративший
их в результате
В так называемый переходный период
в результате массовой приватизации
подавляющее большинство
Как известно, при добыче полезных ископаемых на месторождениях, лучших по природно-географическим и социально-экономическим условиям, возникает дифференциальная горная рента. Поскольку в процессе приватизации законодательно не была четко определена форма собственности на добытые полезные ископаемые, de facto выручка от их реализации, включающая дифференциальную горную ренту, становилась частной собственностью акционеров горного предприятия, то есть произошла приватизация ренты в соответствии с их долями акций в уставном капитале. Какими бы несовершенными ни были законы, по которым осуществлялась приватизация, ее надо признавать и принимать как свершившийся факт, конечно, если при этом не нарушалось действовавшее на тот момент законодательство.
Допустим, государство как собственник недр подготовило два различных участка для передачи их в промышленную эксплуатацию: один (А) - худший, а другой (В) - лучший по запасам нефти. При этом оно понесло одинаковые затраты на подготовку участков к эксплуатации. Недропользователь получает их от государства в пользование по договорам аренды, концессии, подряда или по лицензионному соглашению. Рассмотрим два возможных варианта эксплуатации этих участков недропользователем.
Первый вариант: если в лицензии не задан уровень добычи исходя из запасов и технологической схемы, то арендатор, подрядчик (или недропользователь) вне зависимости от конкретных среднесуточных дебитов нефтяных скважин участков А и В уплачивают государству одинаковую арендную плату с каждого участка недр. В данном случае следует говорить об имущественной ренте, возмещающей государству величину затрат, понесенных им при подготовке этих участков к промышленной эксплуатации.
Второй вариант: если в лицензии задается уровень добычи, то возможны два сценария:
а) когда недропользователь не работает на данных участках недр. Тогда арендатор помимо имущественной ренты или арендной платы возмещает государству упущенную выгоду, представляющую собой сумму недополученных налогов за недропользование. В настоящее время налоговая нагрузка на нефтяные компании в зависимости от мировых цен на нефть составляет 36-40% их выручки, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины - 15-20%;
б) когда недропользователь добывает полезные ископаемые. В данном случае арендатор помимо возмещения имущественной ренты уплачивает государству и горную ренту. Последняя в зависимости от наличия основных факторов ее образования будет различной. Для участка А (или "замыкающего" месторождения) она примет форму абсолютной ренты. С учетом ее уплаты государству недропользователь получит чистую нормальную прибыль. Для участка В (лучшего) помимо абсолютной ренты государство должно получить и дифференциальную ренту I рода, которой оно может поделиться с недропользователем, если последний будет заниматься поиском, геологоразведочными работами, обустройством и освоением новых месторождений.
К сожалению, в отечественной экономической и нормативно-правовой литературе имущественная и горная ренты отождествляются, а если быть более точным, то горная рента сводится к имущественной. Чтобы убедиться в этом, воспользуемся определением ренты, данным академиком РАСХН И. Буздаловым: "В широком понимании рента есть цена, уплачиваемая собственнику средств производства или владельцу различных видов недвижимости, не связанная с непосредственной предпринимательской деятельностью этого собственника".
И. Буздалов рассматривает ренту как некую арендную плату, которую арендатор (в терминах автора - землепользователь) уплачивает арендодателю (землевладельцу).
Удивительно, но
в таком случае собственник земли
получает ренту за то, что он не занимается
"непосредственной предпринимательской
деятельностью". Приведенное определение,
отражающее содержание имущественной
ренты, очень удобно для предпринимателя-
Обратим внимание,
что исходя из формулировки, данной
И. Буздаловым, недропользователи выступают
чистыми благодетелями
Важно также различать формы изъятия разных видов природной ренты. Если одни из них характерны, например, для изъятия земельной ренты, это не означает, что существуют аналогичные формы изъятия горной ренты. Поэтому отождествление И. Буздаловым форм изъятия различных видов природной ренты противоречит не только особенностям функционирования рентообразующих отраслей, но и практике развития рентных отношений в нефтедобывающих странах. Так, рассматривая эволюцию форм изъятия земельной ренты, И. Буздалов приходит к выводу, что они едины для всех ресурсообразующих отраслей. При изъятии земельной ренты денежная форма постепенно вытеснила продуктовую, поскольку "денежная земельная рента выступает ее высшим проявлением, характерным для развитой системы рыночных... отношений".
В данной связи нужно учитывать
особенности исторического
Концепция ренты у Д.Рикардо построена на трех основных положениях. Первое - закон убывающего плодородия почвы, который констатирует, что до какой-то точки отдача от вложения в обработку земли труда и капитала растет, но наступает момент, и она начинает сокращаться. Средние затраты на обработку растут. Второе положение заключается в том, что из-за роста населения и потребности в продуктах земли происходит непрерывное введение в оборот все менее продуктивных участков. Третье положение обосновывает, что цены на всем рыночном пространстве на продукцию земли - едины и они не могут быть ниже, чем издержки на обработку худших земель при условии, если рынок поглощает эту самую затратную часть данного продукта.
Известно, что природные ресурсы как фактор производства используются комплементарно, совместно с другими ресурсами, если агрегировано - с капиталом и трудом. В соответствии с их количеством и качеством каждое общество имеет ограниченные возможности использования и капитала разных видов, и труда, и земли, и природных ресурсов. Относительно природных ресурсов можно утверждать, если рассматривать экономику данной страны как закрытую, то каждое общество имеет определенные, лишь ему присущие возможности их использования. Причем эти возможности меняются или в сторону возрастания, или в сторону сокращения. В отличие от других факторов производства эти ресурсы, будучи по природе своей невоспроизводимыми, количественно убывают.
Поэтому каждая страна при отсутствии внешнеэкономических связей имеет свои общественно возможные затраты данного природного ресурса комплементарно с другими ресурсами.
Изъятие природной ренты других отраслей, где образуется рента, и рациональное ее распределение в соответствии с законом региональной стоимости может осуществляться через федеральный бюджет и трансферты, через различные федеральные фонды, а также через регулирование ценовых соотношений посредством государственных закупок, и создание государственных запасов.
При этом нельзя забывать, что цены отпуска и розничные цены в рыночных условиях неизбежно выравниваются во всех регионах, кроме, может быть, самых отдаленных, труднодоступных. Ножницы цен по территориям, если даже на время образуются, то быстро исчезают.
Регулирование с целью рентного распределения возможно осуществлять через централизованные закупки и, при необходимости, товарные интервенции государственных запасов для стабилизации цен. Этот механизм необходимо применять, и он реально применим не только для рынка сельскохозяйственной продукции, что давно нашло широкое распространение в странах Западной Европы и Северной Америки. Он применим и к продукции добывающей отрасли, в особенности нефтепродуктов, и к продукции химической промышленности (рынок минеральных удобрений и других препаратов для сельского хозяйства).
Информация о работе Рентные отношения в добывающей промышленности