Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:52, курсовая работа
Проблема собственности в период перехода к рыночным отношениям, которыми характеризуется в настоящее время экономика России, является достаточно актуальной. До сих пор продолжаются дискуссии о методах и путях приватизации, о рентных отношениях, в том числе о способах учета и изъятия дифференциальной горной ренты при приватизации горнодобывающих предприятий, о соотношениях государственной и частной собственности и вообще о том, какая форма собственности эффективнее.
Введение 3
Глава 1. Теория ренты 5
1.1. Понятие ренты 5
1.2. Виды ренты 6
1.3. Договор ренты 8
Глава 2. Теоретические и методологические основы рентных отношений, их государственное регулирование в добывающей промышленности 10
2.1. Рентные отношения в добывающей промышленности в системе экономических законов 10
2.2. Теория и практика образования и обращения ренты добывающей промышленности 14
Глава 3. Изъятие ренты как фактор создания равных экономических условий воспроизводства и развития рыночной конкуренции 18
3.1. Предпосылки и возможности изъятия ренты в добывающей отрасли 18
3.2. Экономические законы в изъятии и перераспределении ренты 21
3.3. Отношения собственности в распределении ренты добывающей промышленности 23
Глава 4. Рентные отношения и пути улучшения использования природных ресурсов в добывающей промышленности 26
4.1. Опыт изъятия и распределения ренты добывающей промышленности в странах и регионах 26
4.2. Совершенствование механизма изъятия и использования ренты добывающей промышленности в отечественной экономике 28
Заключение 30
Список литературы 33
Таким образом, цена нефти на бирже - это не окончательная ее цена. Последняя устанавливается на внутреннем рынке нефтепотребляющей страны и она может быть в несколько раз выше, чем на мировых сырьевых биржах. Такое положение имеет свои предпосылки. Происходит оно из-за ограниченности источников нефти как невоспроизводимого ресурса и возрастания степени ее экономической редкости из-за все большей затребованное(tm) в воспроизводственном процессе. Это явление, резкое возрастание рентной составляющей в выручке от продажи природного ресурса на внутреннем рынке ввозящей страны, стало обычным. И оно позволяет производить перераспределение как самих природных ресурсов, так и ренты, образующейся в процессе их добычи и производственного использования.
Открытая экономика, международные отношения и мировой рынок вносят резкие и жесткие коррективы как в само рентообразование на рынке природных ресурсов, так и в изъятие, распределение и использование природных ресурсов. На международном рынке происходит изменение в самой величине рентной доли стоимости продукта. Соотношение количественных и качественных показателей наличия того или иного вида ресурса там совсем иные, чем в экономических системах отдельных стран.
Совершенно иная и общая затребованность ресурсов на мировом рынке. Соответственно это отражается на объемах предложения и спроса ресурсов на нем и на уровне формирующейся цены. Меняются и параметры абсолютной ренты и дифференциальной ренты как для каждой страны, поставляющей ресурс на международные рынки, так и для каждого добывающего предприятия.
Сама необходимость
Недостаток некоторых ресурсов
необходимо восполнить для обеспечения
нормального
Задачи системы управления собственностью на недра сужаются практически до обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, то есть до подготовки и реализации (передачи в пользование) участков государственного фонда недр.
Сужаются и экономические рамки рентных отношений, которые в основном будут сведены к налогообложению. Поскольку с помощью налогов "уловить" всю ренту невозможно, ее весомая доля будет оставаться у недропользователей как собственников добытых полезных ископаемых.
В таком случае при частной форме собственности на добытые полезные ископаемые целесообразно:
- сохранить действующую систему
лицензирования доступа к
- отказаться от применения
- ввести в закон "О недрах",
сохранив его концепцию и
При частном присвоении добытых полезных ископаемых рынок становится доминирующим регулятором горных отношений. Большая часть ренты остается у недропользователей и распоряжение ею также будет подчиняться рыночным механизмам.
В случае государственной собственности на добытые полезные ископаемые общая схема управления фондом недр и система рентных отношений должны претерпеть глубокие изменения:
- доступ к недропользованию
следует осуществлять
- закон "О СРП" потребует
значительных изменений с тем,
чтобы он стал основным
- необходимо подготовить,
- нужно изменить концепцию,
- в недропользовании вводится специальный налоговый режим, направленный прежде всего на изъятие рентных платежей;
- предприятия-недропользователи независимо от их организационной формы собственности, по сути, становятся подрядчиками но договорам концессии или подряда;
- собственность на добытые полезные ископаемые переходит в пункте раздела (по терминологии закона "О СРП") к государству, которое самостоятельно в лице уполномоченных им организаций занимается реализацией добытого сырья. В этом случае отпадает необходимость в установлении вывозных таможенных пошлин;
- необходимо изменение системы,
механизмов и структуры
В отличие от землепользователя недропользователь всегда выступает временщиком, что обусловлено двумя факторами: во-первых, добываемые полезные ископаемые являются невоспроизводимыми ресурсами; во-вторых, участок недр предоставляется во временное пользование и должен быть затем возвращен государству.
Поэтому любой инвестор - российский
или тем более иностранный - всегда
будет заинтересован в
Но экономика горнодобывающих предприятий не может быть ориентирована на достижение краткосрочных целей. Отличительная особенность эксплуатации месторождения - необходимость неукоснительного соблюдения требований ТЭО и критериев оптимальной технологии его разработки.
Это служит еще одним аргументом в пользу того, что только государство может выступать эффективным собственником недр и обеспечивать их рациональную эксплуатацию.
В настоящее время
Сам же участок недр, передаваемый в пользование, устанавливается произвольно.
Это могут быть: месторождение; его
часть; несколько месторождений; площадь,
предназначенная для геологичес
Но нигде не фиксируется государственная собственность на участок недр.
Передаваемый в пользование
участок не имеет регистрации
как государственная
Можно констатировать, что российская система государственного управления недропользованием в настоящее время малоэффективна.
Информация о работе Рентные отношения в добывающей промышленности