Роль России на международном рынке информационных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа

Краткое описание

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило пе­реход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и опреде­лило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информати­зации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов ин­формационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повы­шения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.

Содержание

Введение

Понятие и структура рынка информационных услуг
Характеристика и основные понятия
История развития рынка информационных услуг
Структура рынка информационных услуг
Россия на международном рынке информационных услуг
2.1 Роль России в рынке информационных технологий
2.2 Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг
2.3 Роль России в рынке программного обеспечения

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya123.docx

— 472.64 Кб (Скачать файл)

 

Ярким проявлением этих тенденций  является значительное увеличение числа  занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации.

 

Полноценное развитие получили проекты, связанные с разработкой  и распространением справочно-правовых систем. Наиболее известна своей маркетинговой  политикой фирма "Консультант-Плюс". Постоянно совершенствуются продукты фирмы "Гарант-Сервис", настраиваемые  на потребности различных групп  потребителей. Система "Кодекс" стала  популярной у дистрибьюторов различных  регионов. Имеется еще более десятка  фирм, продающих на рынке свои базы данных правовой информации. Развитие этого сектора рынка было обеспечено доступностью официальной информации и наличием потребительской среды, вынужденной постоянно следить  за изменениями законов и норм в России. Постоянно пользуется спросом  информация о предприятиях, продуктах  и услугах. Активно работают в  этом секторе компании WA-2. АСУ-ИМПУЛЬС, ИНФОРМСИСТЕМА (ее продукт, содержащий более 100 тыс. записей, выведен в Internet для бесплатного доступа), НОРМА, ЛАРИКС и др. Опыт работы с клиентами АО "МБИТ" показывает, что высок интерес пользователей к информации по экспортерам и импортерам. Но актуализация адресных баз данных - это дорогостоящий процесс. Поэтому основные продукты этого сектора стоят достаточно дорого. Развитию этого сектора также мешает компьютерное пиратство.

 

Рынок информационных товаров  и услуг является сегодня самым  динамично развивающимся. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора  экономики в общем числе занятых  уже превышает 50 %. Вклад информационного  сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 10-25 %.

 

Что же касается рынка России, то информация представлена на различных  носителях. Печатные справочные издания  массового назначения имеют тираж 50- 100 тыс., специализированные (включая  адресные регистры) успешно расходятся в количестве 3-5 тысяч. Несмотря на широкое  развитие автоматизации, потребители не отказываются от дешевых и удобных печатных изданий с коммерческими предложениями. Например, фирма "Мобил" получает в 10 раз больше прибыли от печатного бюллетеня с налаженной еще 6 лет назад технологией выпуска, чем от всех других своих электронных изданий.

 

Тиражирование электронных  баз данных на дискетах упала на 2 порядка по сравнению с периодом конца 80-х - начала 90-х годов, когда  предприниматели оснащались компьютерами и искали своих партнеров. Появились  CD-ROM с деловой информацией. Например, в АСУ-ИМПУЛЬС находится в производстве третий выпуск БД "Производители товаров и услуг". Фирма ИСТ наладила регулярный выпуск правовой БД "Ваше право". Но основные продукты на CD-ROM и мультимедиа отражают информацию познавательного, игрового и образовательного плана.

 

До прихода в Россию сети Internet телекоммуникационные проекты не оказывали значительного влияния на развитие российского рынка информационных продуктов и услуг. Количество пользователей электронной почты достигло порядка 500 тыс. человек, в режиме on-line работали несколько десятков тысяч пользователей, что не сопоставимо с миллионами пользователей диалоговых услуг в США. Информационные потоки в телекоммуникационных сетях были сильно децентрализованы, что создавало неудобства для пользователей разнообразной информации.

 

Опыт многих развивающихся  стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера  информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального  развития по сравнению с развитыми  странами.

 

В связи с этим изучение информационного производства, и, в  частности, рынка информации и его  особенностей, представляет сегодня  значительный теоретический и практический интерес.

 

Информационный бизнес, ставший  одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что  расширяет возможности информационного  обмена, ведет к появлению все  новых информационных продуктов, стимулирует  развитие всех видов информационной деятельности.

 

Результатом информационной деятельности является информационный продукт, который предстает на рынке  в виде информационных товаров и  услуг.

 

С другой стороны, существует множество информационных товаров  и услуг, которые не являются результатом  информационной деятельности. Это, прежде всего материальные компоненты, которые  необходимы для производства, переработки, хранения и распространения информации.

 

Отметим основные особенности  информационного продукта, которые  кардинально отличают информацию от других товаров.

 

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

 

Во-вторых, информационный продукт  со временем подвергается своеобразному  «моральному износу». Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое  ею знание перестает быть актуальным (процесс «старения» информации может длиться от пяти до пятнадцати лет).

 

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг  удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного  продукта требует усилий.

 

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного  продукта обходится, как правило, намного  дешевле его производства.

 

Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т. д.

 

Развитию рынка информационных технологий большое внимание уделяет  государство.

25 июля 2007 года на заседании  Совета безопасности, проходившем  под председательством Владимира  Путина, была утверждена стратегия  развития информационного общества  в России.

 

Стратегия развития информационного  общества устанавливает общие стратегические ориентиры развития до 2015 г. Важнейшими приоритетами стратегии являются: реализация на практике конституционных прав граждан  на доступ к информации, обеспечение  равных возможностей для получения  базовых услуг связи вне зависимости  от территории или региона, где проживают  наши граждане, стимулирование дальнейшего  распространения и массового  применения информационных технологий в социально-экономической сфере.

1.3 Структура рынка информационных услуг

 

Совокупность средств, методов  и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально–технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно–исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

  • Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
  • Нормативно–правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Закон "Об информации, информатизации и защите информации"; Закон "Об авторском праве и смежных правах"; Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", Закон " О правовой охране топологий интегральных схем").
  • Информационная составляющая. Это справочно–навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
  • Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

 

 

Выделяют пять секторов рынка  информационных продуктов и услуг

1.2. Сектора информационного  рынка

 

 

 

 

Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и  развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
Функции информационного бизнеса:

  • управление финансами и ведение учета;
  • управление кадрами;
  • материально–техническое снабжение;
  • организация производства;
  • маркетинговые исследования;
  • лизинговые операции;
  • консультационное обслуживание;
  • страхование имущества и информации;
  • организация службы информационной безопасности;
  • сервисное обслуживание.

 

 

2. Россия на международном рынке информационных услуг

   2.1      Роль России в рынке информационных  технологий

 

Россия опоздала к мировому буму информационных технологий. Она  смогла остаться в стороне и от мирового спада, который за ним последовал, избежав кризисных явлений и  ошибок. Сегодня Россия стала быстро растущей страной в области продаж высокотехнологичных продукции  и услуг.

В то же время в России есть серьезные ограничения для  дальнейшего развития ИТ-сектора:

- низкая платежеспособность  населения;

- ограниченный экономический  рост страны в целом;

- стагнация в сфере  развития малого и среднего  бизнеса;

- общая обстановка недоверия  в деловой сфере;

- недостаточное количество  информационно активных потребителей;

- низкая информационная  культура общества в целом  и бизнеса в частности;

- зависимость финансовой  поддержки ИТ-отрасли от уровня  цен на нефть и газ на  мировом уровне.

За последнее десятилетие  произошла существенная трансформация  информационной среды российского  общества, в результате которой наметились как положительные, так и отрицательные  последствия. Положительным моментом является разрушение монополии государства  на общественно значимые информационные потоки. Существовавшая ранее закрытая информационная система отрицательно сказывалась на развитии общества. Поэтому после падения "железного  занавеса" на протяжении всего десятилетия  российская информационная инфраструктура вбирала в себя тот положительный  опыт, который был накоплен мировым  сообществом. Но создавалась инфраструктура хаотично, возникали лишь отдельные  элементы информационной поддержки  новых рыночных секторов. Создание инфраструктуры не было системным, и  плохо увязывалось с реальной хозяйственной деятельностью. Поэтому  информационная отрасль часто и  заслуженно подвергалась критике за недостоверность информации и неполноту  сведений о рынках и их участниках. Действительно, отсутствие значимых инвестиций в информационную инфраструктуру и  атмосфера недоверия практически  во всех сферах жизни российского  общества привели к существенному  сужению необходимых для развития общества информационных потоков.

Проблемы же обеспечения  информационной открытости российских компаний являются значительно более  сложными, так как пока сама рыночная инфраструктура страны не отвечает в  большинстве случаев требованиям  создания достоверных потоков информации. Достоверность деловой информации определяется прежде всего точностью сведений, представляемых самими хозяйствующими субъектами. Стиль работы российского предпринимателя, сложившийся в период первоначального накопления капитала, приватизации, акционирования, практически не способствовал процессам сбора достоверной информации. Лишь немногие руководители фирм стремились точно рассказать о своем бизнесе для того, чтобы найти подходящих партнеров.

Трудности со сбором информации приводили к снижению качества издаваемых продуктов. Упускалось множество мелких деталей, которые обычно и придают  определенную значимость информационному  продукту.

Информационная инфраструктура состоит как бы из трех контуров: сохранившиеся информационные потоки от организаций старого типа; новые  информационные потоки рыночных структур; теневые информационные потоки. При  решении многих рыночных задач предприятиям приходится использовать сведения из разных потоков, и доступ к ним  не всегда прост. Но ни один из потоков  не представляет собой полноценный  ресурс для информационной поддержки  развития общества. Существуют лишь отдельные  продукты, локальные информационные системы, многочисленные интернет-сайты, часто с непроверенной информацией. Это существенно затрудняет формирование единой информационной системы предприятия, способной оказать действенную  помощь в управлении бизнесом.

Наряду с положительной  возможностью быстрого освоения зарубежного  опыта в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, для России существуют очевидные  проблемы, проистекающие из процессов  глобализации. Это, прежде всего, потеря интеллектуального капитала.

Формирование российского  рынка информационных услуг фактически началось 15 лет назад одновременно со становлением рыночной экономики. Период жесткого регулирования рынка телекоммуникаций, когда расширение спроса во всех его  сегментах опиралось на стихийно формировавшиеся экономические  стимулы, завершился после финансового  кризиса 1998 г., который на время ограничил  темпы роста отрасли. Концепция  развития российского телекоммуникационного  рынка, принятая в 2000 г., и оптимизация  регулирования его отдельных сегментов дали рынку новый толчок, а экономический рост расширил внутренний спрос на телекоммуникационные услуги. В результате темпы прироста отрасли значительно превышали показатели промышленных отраслей.

Информация о работе Роль России на международном рынке информационных услуг