Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:29, курсовая работа
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило переход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и определило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информатизации, что отразилось на темпах роста и объемах информационных услуг. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов информационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информационных услуг на мировом рынке, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повышения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ.
Введение
Понятие и структура рынка информационных услуг
Характеристика и основные понятия
История развития рынка информационных услуг
Структура рынка информационных услуг
Россия на международном рынке информационных услуг
2.1 Роль России в рынке информационных технологий
2.2 Роль России в рынке компьютерных и информационных услуг
2.3 Роль России в рынке программного обеспечения
Заключение
Список литературы
В 2005 г. общий объем российского рынка информационных услуг достиг 970 млрд. руб. (прирост по сравнению с предыдущим годом на 21,5 %). Доходы от оказания услуг электросвязи выросли за предыдущие пять лет более чем в 4 раза и в 2005 г. составили 617,2 млрд. руб. В первую очередь этот скачок был обусловлен быстрым развитием мобильной связи, объем услуг которой прирастал на 40 — 45 % в год, а также услуг передачи данных и доступа в Интернет. Последними занимались в основном альтернативные операторы, которые и сегодня демонстрируют наиболее высокие темпы роста доходов — больше половины (60 %) всех доходов от услуг связи в России .
В 2005 г. объем российского
ИТ-рынка достиг 308 млрд. руб. Основную
его долю (62 %) составляли продажи
компьютерного оборудования и комплектующих,
а наибольшие темпы прироста доходов
демонстрировали программные
В 2006 г., ИТ-рынок вырос на 17 %, с 308,3 до 361,5 млрд. руб.
Данные об объемах производимой продукции в отрасли и, в частности, в сегменте Информационных технологий, свидетельствуют об устойчивых тенденциях роста на рынке в течение последних 4-5 лет. Министр информационных технологий и связи РФ на всероссийском совещании по итогам работы отрасли в 2004 г. сообщил, что в 2004 г. зафиксирован рост доли отрасли ИКТ в ВВП страны с 3,2% в 2003 году до 4,8%. Объем рынка связи в 2004 г. вырос на 37% и составил 540 млрд.руб., а объем российского рынка IT-услуг и технологий увеличился на 20% и составил порядка 255,6 млрд.руб. В 2005 г. доля отрасли в ВВП достигла 5%, в среднем по рынку темпы роста относительно 2004 г. составили от 27 до 40%.
Высокая динамичность отрасли привлекает все большее внимание зарубежных инвесторов, объем вложений которых в 2005 г., 75 млрд. руб., был вдвое выше, чем в 2004 г. В 2006 году капиталовложения операторов связи в основные фонды были в объеме более 160 млрд. руб.
Хотя темпы прироста доходов российской связи снижаются (с 37 % в 2004 г. до 22,1 % в 2005 г.), они остаются почти на порядок выше, чем в европейских странах. Отрасль растет в несколько раз быстрее, чем экономика страны в целом, и доля сектора ИКТ в структуре ВВП постоянно увеличивается. Если в 2000 г. она была на уровне 3,2 %, то на конец 2005 г. вклад ИКТ в экономику страны достиг почти 5 %
И все же пока Россия и другие страны СНГ серьезно отстают от стран, которые вышли на постиндустриальный этап своего развития.
В пересчете на душу населения ИКТ-расходы России составили в 2005 г. немногим более 250 долл., в то время как в Европе их уровень выше в 6,3 раза, в Японии — в 10 раз, а у мирового лидера по этому показателю, Швейцарии, — почти в 13 раз Этот разрыв будет сокращаться только по мере повышения доступности современных услуг связи и информационных ресурсов для населения.
Предполагается, что к концу 2012 г. доля ИКТ в ВВП страны вырастет вдвое — до 10 %, а доля сектора ИТ в структуре российского экспорта — в 4 раза, с 1 до 4 %.
Темпы развития ИКТ-рынка обгоняют рост ВВП. Это означает, что тенденции насыщения, характерные для мирового рынка, не типичны для России, которая информатизируется ускоренными темпами. Ускоренные темпы роста являются следствием низкого уровня информатизации основных сфер экономики.
Интересно будет рассмотреть телекоммуникационную отрасль – это одна из тех немногих отраслей, которая сумела пережить период общего спада в национальном хозяйстве: быстро оправилась от финансового кризиса 1998 г., сумела поддержать реноме надежного заемщика и осталась привлекательными для инвесторов.
Сегодня телекоммуникационная отрасль относится к важнейшим секторам экономики, которые обеспечивают функционирование и согласованную работу всех государственных систем. Это один из доходных и динамично развивающихся рынков России.
Телекоммуникационный рынок
становится важнейшим элементом
экономического развития, является основой
для вхождения России в мировое
экономическое и информационное
пространство. А дальнейшее развитие
телекоммуникационной инфраструктуры
страны можно рассматривать как
главный фактор подъема национальной
экономики, роста деловой и
В настоящее время предприятия электросвязи работают прибыльно и имеют удовлетворительные финансовые показатели. А устойчивые темпы роста отрасли на уровне 22-24% превышают темпы развития экономики втрое .
На сегодняшний день темпы развития отрасли снижаются, но это отнюдь не свидетельствует о скором его насыщении, напротив, потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год, в 42 тысячах населенных пунктов доступ к средствам связи полностью отсутствует, а каждая установка телефона порождает две новые заявки.
Российский рынок
§ разрыв между Россией и ведущими экономическими державами по макроэкономическим показателям (ВВП, доля услуг в структуре ВВП, недостаточный рост инвестиций, невысокий уровень доходов населения);
§ географически неравномерное
развитие России, и, как следствие, огромный
нереализованный потенциал
§ отставание России в развитии инфраструктуры связи: низкий уровень телефонной плотности и цифровизации телефонной сети, незначительное проникновение широкополосного доступа.
Российский рынок
Традиционными операторами связи называют компании электросвязи, оказывающие услуги телефонной и телеграфной связи еще до 90-х годов. На сегодняшний день это компании, входящие в крупнейший телекоммуникационный холдинг СВЯЗИНВСТ, контрольный пакет акций которого принадлежит государству. Традиционные операторы занимают практически монопольное положение на рынке телефонной связи в подавляющем большинстве регионов, имеют наиболее разветвленные сети электросвязи на территории России и несут основную социальную нагрузку.
Появившиеся на арене рынка
новые (альтернативные) операторы оказывают
достойную конкуренцию матерым
игрокам благодаря более
В настоящее время рыночная доля альтернативных операторов на российском телекоммуникационном рынке неуклонно увеличивается, а их доходы растут значительно быстрее, чем у традиционных операторов .
Распределение доходов традиционных и альтернативных операторов (%)
В 2004-2006 гг. начался настоящий бум на рынке фиксированной («проводной») связи, только участниками этого бума стали не традиционные операторы «Связьинвеста», а новые компании интернет-сообщества – как магистральные провайдеры, так и операторы, обслуживающие конечных потребителей.
Одним из перспективных направлений
развития отрасли стал рынок услуг
широкополосного доступа в
В итоге в 2006 г. наметилась тенденция объединения всех видов услуг, доступных домашнему хозяйству «по проводам» – традиционная телефония, интернет, IP-телефония, кабельное телевидение, что даст огромные преимущества операторам «последней мили» – тех сетей, которые непосредственно соединены с домашними хозяйствами.
Вообще, предоставление мультимедийных услуг всех видов становится в последнее время одним из главных стратегических направлений развития операторов связи.
В 2006 г. проводные операторы смогли обратить в свою пользу административный ресурс – с начала года в России идет формальная либерализация рынка услуг дальней связи, что на практике привело к вводу в действие многоуровневой системы присоединения и пропуска трафика.
Эта система фактически упразднила существовавшую на этом рынке конкуренцию со стороны так называемых «карточных операторов» IP-телефонии, поскольку новые правила сильно осложнили им предоставление услуг конечным потребителям и устранили их главное преимущество – низкие цены на услуги дозвона. Эпоха привлекательных реклам с копеечными тарифами на звонки в дальние страны, похоже, ушла в прошлое. Новые правила позволили региональным компаниям «Связьинвеста» резко улучшить свои финансовые показатели, но большинство экспертов склоняются к мнению, что это – разовый выигрыш.
Телекоммуникационная отрасль – это кровеносная система государства, успешное функционирование которой невозможно без систематического анализа основных тенденций ее развития.
Начиная с 1994 г., рынок телекоммуникаций находится в стадии активного роста, в первую очередь, благодаря развитию новых видов услуг.
Развитие рынка телекоммуникационных услуг создает значительный мультипликативный эффект. Особенно наглядно данный эффект прослеживается в активном росте взаимодополняющих рынков и отраслей: за 2006 г. объем продаж сотовых телефонов составил более 33 млн. шт. на общую сумму 5,5 млрд. дол.; аксессуаров импортного и отечественного производства было продано на сумму свыше 10 млрд. руб.; контент-услуг – на сумму около 1,4 млрд. дол.; программного обеспечения для сотовых телефонов – на сумму более 10,7 млн. дол.
Однако стремительное развитие рынка усиливает и негативные тенденции, которые в первую очередь связаны с первичным насыщением основного движущего сегмента – рынка услуг сотовой связи. В конце 2004 г. стало очевидно, что абонентская емкость рынка фактически достигла предела. Ценовые войны между операторами привели к тому, что показатель ARPU, характеризующий средний уровень доходов с одного абонента в месяц, резко снизился у всех сотовых операторов «федеральной тройки» - «МТС», «Мегафон», «Вымпелком», едва не достигнув критического уровня.
Понимая, что экстенсивный
путь развития губителен, крупнейшие сотовые
операторы стали активно
В августе 2006 г. на рынке мобильной связи России произошло символическое событие – доля проникновения услуг сотовой связи достигла 100%.
Конечно, это не означает, что каждый житель России пользуется услугами сотовой связи – большая часть этой статистики сложилась ввиду того, что на одного абонента приходится более одной SIM-карты – но экономическое значение этого факта, тем не менее, очень велико. Условный рубеж в 100% означает, что формально сотовая связь в России вышла в режим зрелой отрасли со всеми характеристиками, присущими этому режиму.
В этот период компании сотовой
связи одними из первых столкнулись
с фундаментальным
Когда в конце 2005 г. он достиг 9 долл., сотовые компании поняли, что дальше отступать некуда.
Отрасль ответила на этот вызов зрелого рынка двумя главными стратегиями – увеличение дохода путем диверсификации услуг («мобильный телефон – это не просто трубка для разговоров, это ваше все»), и активизация абонентской базы под лозунгом «мы меняем образ».
Тем не менее, закономерности зрелого рынка действуют, не зная исключений – мобильная связь уже не в силах вернуться к прежним темпам роста. Если в 2003-2005 гг. количество пользователей сотовой связи удваивалось каждые 12 месяцев, то темпы роста совокупных доходов отрасли неуклонно падали – с 54% в 2004 до 20%, прогнозируемых на 2006 г.
У отрасли связи и информатизации один из наиболее высоких темпов роста — 42-44% ежегодно в течение последних нескольких лет. Связь входит в тройку отраслей — лидеров. Успешно развивается российский сегмент сети Интернет, объем услуг (без доступа) в котором оценивается в 220 млн. долларов США.
Информация о работе Роль России на международном рынке информационных услуг