Роль и место пластиковых карт в системе безналичных рассчтетов ВТБ 24 (ЗАО)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:50, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью написания дипломной работы является изучение сущности внедрения пластиковых карт в систему безналичных расчетов и роли ЗАО ВТБ 24 по привлечению денежных средств, в активы Банка через вклады по операциям по банковским картам и определение мероприятий по обеспечению привлекательности данных видов активных операций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы анализа операций с пластиковыми картами…5
Сущность и виды пластиковых карт…………………………………….5
Организация расчетов по банковским карточкам……………………12
Характеристика российских платежных систем………………………24
Методика оценка операций банка с пластиковыми картами…………30
Глава 2 Анализ финансового состояния коммерческого банка на примере ЗАО «ВТБ 24»………………………………………………………………….34
2.1 Общая характеристика и организационная ЗАО «ВТБ 24»……………34
2.2 Анализ экономических показателей деятельности ЗАО «ВТБ 24»……44
2.3 Анализ финансовых результатов деятельности ЗАО «ВТБ 24»……….48
Глaвa3. Оценка эффективности использования электронных пластиковых карт Бaнкa ВТБ 24 (ЗAO)………………………………………………………..53
3.1.Виды плacтикoвых кaрт Бaнкa ВТБ 24 (ЗAO)……………………………..64
3.2.Oперaции c плacтикoвыми кaртaми………………………………………...68
3.3.Ocoбеннocти рacчетoв c плacтикoвыми кaртaми………………………….71
3.4.Aнaлиз рaбoты Бaнкa ВТБ 24 (ЗAO) c плacтикoвыми кaртaми…………..77
3.5.Ocнoвные нaпрaвления и перcпективы рaзвития oтечеcтвеннoгo рынкa плacтикoвых кaрт………………………………………………………………..81
Заключение………………………………………………………………………84
Список используемой литературы…………………………………………….91

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 194.52 Кб (Скачать файл)

          За последние 12-15 лет в организации и технологиях безналичных расчетов в нашей стране наблюдались кардинальные изменения. В конце 1980-х годов платежи переводились минимум за неделю, использовались преимущественно бумажные носители. Сейчас же безналичные расчеты между предприятиями проводятся за несколько часов, электронные технологии начинают вытеснять бумажный документооборот и ручной труд.       Платежные системы стали настолько эффективно проводить платежи предприятий, что ушли в прошлое такие негативные явления денежного оборота, как неплатежи, бартер, квазиденежные расчеты. Рынок платежных услуг для населения (пластиковые карты, быстрые переводы) прошел этап становления и наращивает свои объемы.

            Однако, несмотря на очевидные технологические новации и значительное повышение эффективности платежа, рано говорить о качественно новом состоянии денежного оборота. Платежные системы пока в основном отвоевали тот сегмент рынка, который был потерян в начале 1990-х годов, т.е. платежи предприятий. Платежи предприятий населению по заработной плате проводятся безналичными деньгами не более чем на 10%, покупки населения - не более чем на 1%. [6, C.39]

            В прежней экономической системе ориентация была на крупные предприятия. Сейчас в нашей стране действует более 3 млн предприятий и предпринимателей, тогда как в конце 90-х годов предприятий было на порядок меньше. Значительно увеличилось число посредников при каждом крупном предприятии, многие структурные подразделения крупных предприятий выделились в самостоятельные юридические лица. Развитие торговли и сферы услуг привело к значительному увеличению числа малых предприятий, где небольшой масштаб деятельности объективно оправдан. Благодаря более льготному налоговому режиму малых предприятий на порядок даже без учета других факторов уже привело к значительному росту количества платежей.

             Раньше хозяйственные связи были стабильные, все предприятия были государственными, расчеты в основном осуществлялись плановыми ежемесячными платежами. Сейчас, в условиях конкуренции и частной собственности, каждое предприятие стремится иметь несколько контрагентов по каждому направлению своей деятельности. В условиях постоянного передела рынка время существования предприятия уменьшилось, контрагенты стали меняться чаще. Платежи проводятся в основном по предоплате за каждую отдельную партию товара, и количество партий существенно возросло. Изменение в организации хозяйственных связей привело к увеличению количества платежей каждого предприятия и часто на порядок.

              Рост числа реально работающих предприятий за последние три-четыре года сменился ростом количества частных предпринимателей из-за упрощенного налогового режима. Количество клиентов, пользующихся платежными услугами банков, продолжает стремительно увеличиваться также за счет физических лиц в рамках карточного бизнеса. Очевидно, рост количества платежей по выплате заработной платы на карточки в ближайшие годы сохранится. [6, C.40]

             Конкуренция, усложнение и динамизм хозяйственных связей не только привели к увеличению количества платежей, но и повысили требование к скорости проведения платежей. В 1980-е годы считалось приемлемым проведение платежа в течение недели. Но уже в 1990-х годах столь длительное проведение платежей стало неприемлемым. Необходимость ускорения платежей стояла настолько остро, что Банк России в кратчайшие сроки внедрил технические решения по проведению платежей за один-два дня.

            В 1990-е годы лишь крупнейшие банки и для крайне ограниченного числа предприятий создавали индивидуальные решения по проведению межрегиональных платежей. Сейчас практически каждое крупное предприятие желает управлять своими региональными подразделениями в реальном времени. Предприятиям уже недостаточно простого быстрого проведения платежей. Они требуют автоматизации бухгалтерского учета расчетов в управляющей компании по всем региональным подразделения. Требования предприятий по повышению эффективности платежных систем не только не исчерпались, а, наоборот, набирают силу. [6, C.41]

            Что касается развития электронных технологий, то новые технологии, заменив старые, не получили массового распространения. По-прежнему менее 10% торгующих организаций принимают к оплате пластиковые карточки. Несмотря на очевидное преимущество чиповых карт и их опережающее внедрение в российские карточные системы, с учетом международных систем число чиповых карт пока не превышает число старых магнитных карт.

            Развитие электронных технологий не останавливается, вближайшие 10 лет они вполне могут создать основу для еще больших новаций в технологиях платежных систем. По крайней мере в ближайшие годы электронные технологии обеспечат массовое внедрение тех новаций, которые сейчас обсуждаются, находятся на стадии опытной эксплуатации. [6, C.50]

            Что касается недостатков отечественных платежных систем, то в настоящее время они базируются на получении перевода только в определенном пункте (отделении, филиале банка или обменном пункте), куда направлен сам перевод. Переводы же Western Union и MoneyGram, например, можно получить в любом пункте, где есть табличка с их логотипом (банки, почты, турагентства и т.п.). Кроме осуществления самого перевода можно написать еще и пару строк в виде телеграммы, как в почтовом переводе. [27]

            Однако, комиссии клиента Western Union и MoneyGram колеблются от 3 до 15 %. В сравнении с отечественными системами - дороговато. Развитию систем платежей в России способствует и простота подключения к ним. В большинстве случаев расходы ограничиваются резервированием определённых сумм на корсчетах в банках-операторах систем. ПО и сопровождение - бесплатно. Доходы банка-участника системы - до 40 % от взимаемой с клиента комиссии. Что касается условий подключения зарубежных систем, тут есть особенности. Если MG не требует вложений (кроме, опять же, остатков на корсчёте агента), то установка ПО WU платная.      Размер зависит от количества одновременно подключаемых точек и предполагаемого суммарного дневного лимита по всем точкам. Доходы банка при использовании систем WU/MG может составлять до 25 % от удерживаемой с клиента комиссии. [27]

           Анализ факторов развития рынка платежных услуг в России позволяет сделать следующие обобщения, представленные в таблице 3.

Таким образом, современные  платежные системы России отличаются довольно медленным внедрением новых  электронных технологий и низким уровнем использования безналичных  расчетов. Менее 10% торгующих организаций  принимают к оплате пластиковые  карточки, платежи предприятий населению  по заработной плате проводятся безналичными деньгами не более чем на 10%, а  покупки населения вообще не более  чем на 1%. Это очень маленькая  цифра, особенно в сравнении с  зарубежными странами. В большей  степени на развитие платежных систем в нашей стране повлияли институциональные  изменения экономики. Существенные изменения произошли в финансово-банковской сфере. Была введена налоговая форма  формирования доходов государственного бюджета, появилось большое количество коммерческих банков.

1.4. Методика оценка операций банка с пластиковыми картами

          Быстрое распространение банковских карточек, их превращение в массовый инструмент расчетов, неуклонный рост их популярности среди широких групп населения служит свидетельством того, что эта форма расчетов выгодна основным категориям участников системы.

          Основные привлекательные черты карт для их владельцев за­ключаются в следующем[9]:

- Удобство пользования  - владельцу карты не нужно  иметь при себе крупных денежных  сумм при посещении магазинов  и предприятий сервиса, что  снижает риск потери или хищения  наличных денег, и в любой  момент он может сделать крупную  покупку, о кото­рой заранее не известно, где она может произойти. Вместе с тем удобство применения карт лишь тогда может быть реализовано в полной мере, если существует широкая сеть торговых и сервисных предприятий, ко­торые принимают карты в оплату за товары и услуги.

- Дебетовая карточка предоставляет  клиенту главным образом тех­нические удобства: возможность проведения безналичных платежей, снятий наличных, управления счетом через автоматические устройства. Финансовая привлекательность карточки сравнительно невелика и мо­жет заключаться в начислении процентов на остаток на счете и, возмож­но, получении скидок при покупках.

- Если карточка кредитная,  то ее второе достоинство - возмож­ность получения кредита. В карточной системе расчетов кредит предоставляется покупателю автоматически, без специального обращения в банк. В момент покупки используется  кредитная линия - согласие банка предоставлять заемщику ссуды в будущем в пределах заранее оговоренного лимита - причем лимит ее восстанавливается по мере погашения долга. Покупатель пользуется кредитом без взимания процентов в течение срока от 4 до 8 недель. Кроме того, он может по желанию отсрочить выплату долга за пределы льготного периода, уплачивая банку проценты. Выгода держателя карточки в этом случае принимает форму финансовых удобств.

- Еще одно достоинство  карточных расчетов - получение пользователем  информации от банка в форме  выписки со счета, что позволяет  проверить каждую операцию и предъявить претензии в случае не­правильного оформления сделок. Строже становятся контроль за состоянием счета и планированием своего бюджета.

- Не нужно заботиться  о конвертировании валюты. Это  сделает банк, причем так, что  клиент выиграет на разности  между курсом обмена в магазине  и курсом, по которому конвертацию  осуществляет банк.

- Пользоваться при оплате  карточкой престижно (особенно  в тех странах, где карточки  пока не стали общеупотребительными). Это свидетельствует к тому  же об умении обращаться с  современны­ми техническими средствами, используемыми,     в финансовой  сфере.

- Денежные средства, находящиеся  накарт счете не надо декларировать при пересечении границы.

- Имеются и другие достоинства  - льготы при приобретении товаров,  восстановление потерянных или  украденных карточек, льготы при  бронировании мест в гостиницах, при заказе авиабиле­тов и т. д.

          К недостаткам расчетов по карточкам можно отнести  плату за получение карты, за годовое обслуживание, комиссионные за обналичивание  и др.

         Для представителей торговой сферы карточные расчеты имеют следующие преимущества:                               

- расширение продаж и  привлечение новых покупателей;

- не нужно заботиться  о конвертации денег  и инкассации  вы­ручки;                                               

- возможность предоставления  кредита без использований соб­ственных средств и ведения специальных систем учета;    

- снижение риска получения  фальшивых купюр;                                            

- человек с карточкой  на руках более склонен совершить  по­купку, чем владелец наличных;

- повышается безопасность  работы (так как чеки (слипы) с  подпи­сями клиентов, которые остаются в магазине и означают поступление денег на его счет, не представляют интереса для грабителей);

- повышается престиж,  рейтинг магазина.

         Пользуясь всеми преимуществами магазин идет на дополнительные расходы, связанные с затратами на приобретение или аренду необходимого оборудования. При перечислении суммы средств на расчетный счет магазина банк удерживает комиссионные, обычно 2-3 %.

 Инициаторами внедрения  кредитных и других видов карточек  выступили банки, рассчитывая  получить следующие выгоды:

- увеличение потребительских  ссуд;

- увеличение привлеченных  ресурсов (деньги на счетах, страхо­вые депозиты);

- расширение сферы деятельности  банка на отдаленные районы;

- перекрестная продажа  дополнительных продуктов и услуг  владельцам карточек;

- организация более быстрых  и удобных для клиентов расчетов;

- уменьшение объема используемой  в расчетах наличности и, следовательно,  снижение стоимости операций;

- отработка новой, более  прогрессивной безбумажной технологии;

- разгрузка центрального  офиса банка от наплыва клиентов;

- комиссионные, которые банк  берет за  все операции с  карточками. Кроме того, клиент платит  за получение карточки, за ее  годовое обслуживание;

- повышается конкурентный  потенциал банка с учетом обще­мировой тенденции вытеснения из платежного оборота не только наличных денег, но и чеков, растет авторитет банка как участника инновационных процессов;

- престиж и реклама  банка на пластиковых карточках,  которые клиенты используют не  только как средство платежа,  но и как при­знак определенного социального статуса, и т. п.

          Чтобы карточные проекты были эффективны, банки вынуждены идти на большие расходы: плата за  вступление и членство в платежных системах или затраты на организацию собственного процессингового центра, затраты на создание инфраструктуры для обслуживания карт.

           В рамках данной работы в целях выделения наиболее существенных характеристик рынка банковских платежных карт и использованы следующие критерии:

-   количественные и  качественные параметры эмиссии  банковских платежных карт в  абсолютном и относительном выражениях;

-   количество эмитентов  и эквайеров;

-   доля платежей  с использованием банковских  платежных карт и операций  по снятию наличных денег;

-   параметры состояния  обслуживающей рынок банковских  платежных карт инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экономическая характеристика ЗАО ВТБ 24

2.1.Общая характеристика банка ВТБ 24

        Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное общество) (далее по тексту - ВТБ 24, Банк) — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк входит в состав международной финансовой  группы ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

Информация о работе Роль и место пластиковых карт в системе безналичных рассчтетов ВТБ 24 (ЗАО)