Роль профсоюза в экономических прблемах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 15:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является формирование понимания места и роли профсоюзов в истории государства и общества, их участия и возможностей в защите социально-экономических прав трудящихся. Это позво¬лит узнать историю международного и отечественного профсоюзного движения, более глубоко понять правовую основу и практические направления их деятельности, осмысленно применять нормы трудового законодательства, которые в ос¬новном разработаны и по предложениям или при непосредственном уча¬стии профсоюзов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 263.24 Кб (Скачать файл)

 

Учреждение "Центральная Минская областная СДЮШОР профсоюзов"

Учреждение "СДЮШОР по плаванию профсоюзов "Волна"

Учреждение «Республиканская ДЮСШ профсоюзов по велоспорту»

Учреждение "Молодечненская КДЮСШ профсоюзов"

Учреждение "Борисовская КДЮСШ профсоюзов"

Учреждение "Слуцкая ДЮСШ общей  физической подготовки профсоюзов"

Учреждение "Плещеницкая ДЮСШ общей физической подготовки профсоюзов"

Учреждение «КСДЮШОР ПК РУППО «Беларуськалий»

ДЮСШ ОФП профкома ОМ РУП «Зенит» 

КСДЮШОР профкома ПО «БелАЗ»

СДЮШОР по лыжным гонкам при профкоме РУПП «Борисовский завод «Автогидроусилитель»

ДЮСШ по легкой атлетике профкома РУП «Борисовский завод пластмассовых изделий»

ДЮСШ ОФП при профкоме НП РУП  «Экран» 

ДЮСШ по гребле на байдарках и  каноэ профкома ООО «Минская птицефабрика им.Крупской»

ДЮСШ профкома с-за «Минский»

ДЮСШ ОФП профкома «1-й Минской  птицефабрики» 

ДЮСШ ОФП профкома ООО «Гастелловское»

ДЮСШ ОФП профкома ГУ «Белорусская МИС»

ДЮСШ ОФП профкома «ПМК-74» 

ДЮСШ ОФП профкома СПК «Агрокомбинат  Снов» 

ДЮСШ ОФП Молодечненского РКП работников АПК

ДЮСШ ОФП РУП «Э/б им.Суворова»

ДЮСШ ОФП перв. проф. организация СПК «Морочь»

ДЮСШ ОФП Копыльского РК профсоюза работников АПК

ДЮСШ профкома СПК «Раница-Агро» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Охрана труда. 

Важнейшую роль в реализации государственной  политики в области охраны труда  играет Федерация профсоюзов Беларуси.

Реализуя на практике предоставленные  права, технические инспекторы труда  Федерации профсоюзов Беларуси в 2010 году  провели 1212 проверок, а также  обследовали в виде мониторинга  с оказанием методической помощи по впросам охраны труда 4 833 организации независимо от формы собственности (Всего - 6045 огранизаций), по результатам обследования выдали нанимателям 1 017 представлений и 1 918 рекомендаций об устранении  32 223 нарушений законодательства об охране труда.

По требованию Федерации профсоюзов постановлением Совета Министров Республики Беларусь  восстановлена деятельность общественных инспекторов по охране труда. Должное внимание уделяется  их обучению. Всего за 2010 год обучено  более 33 тысяч общественных инспекторов  и профсоюзных активистов.

В целях усиления социальной защиты трудящихся, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве, повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства об охране труда при расследовании несчастных случаев на производстве Федерация профсоюзов Беларуси добилась изменения Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате технические инспекторы труда Федерации профсоюзов получили дополнительные права при расследовании несчастных случаев, а наниматели стали более заинтересованными в их предотвращении.

Ежегодно, с целью привлечения  внимания к проблемам безопасности на производстве, пропаганды профилактики травматизма и культуры охраны труда, совершенствования проводимой профсоюзными органами всех уровней работы в этой сфере, Федерацией профсоюзов утверждаются мероприятия, посвященные Всемирному дню охраны труда.

Профсоюзы активно участвуют в  нормотворческом процессе. Подготовка проектов актов законодательства, затрагивающих трудовые и социально-экономические права граждан происходит с обязательным участием Федерации профсоюзов Беларуси. В 2010 году техническая инспекция труда рассмотрела 25 проектов нормативных правовых актов. В ряд правовых актов внесены изменения и дополнения.

Федерация профсоюзов Беларуси, осуществляя  общественный контроль, играет важную роль в выработке и реализации государственной политики в области  охраны труда.

В конце 90-х годов, когда многие полномочия профсоюзов были утрачены, система общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда практически развалилась. Общественные инспекторы, уполномоченные представители профсоюза и общественные комиссии решением правительства лишились полномочий на осуществление общественного контроля. Были урезаны и права технических инспекторов труда, произошло их сокращение.

В результате профсоюзы потеряли возможность  реально влиять на состояние, условия  и безопасность труда. К сожалению, в переходный период, когда разграничивались функции между государственными органами и общественными организациями, профсоюзам не удалось избежать конфликтов и споров с социальными партнерами.

С целью осуществления комплекса  мер, направленных на обеспечение конституционных  прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, была создана законодательная  и правовая базы для выполнения уставных функций профсоюзов по защите прав трудящихся. Так, по предложению ФПБ  постановлением Министерства труда  и социальной защиты была утвержде- на квалификационная характеристика должности «технический инспектор труда», что позволило назначать на нее подготовленных специалистов.

Также были разработаны и утверждены Положения о технической инспекции  труда ФПБ, об общественном инспекторе и общественной комиссии по охране труда, Положение о проведении общереспубликанского смотра-конкурса на лучшую организацию профсоюзами общественного контроля по охране труда, Порядок участия представителей профсоюза в расследовании несчастных случаев на производстве, принято ряд других решений.

По требованию Федерации профсоюзов Совет Министров страны возвратил  общественным инспекторам по охране труда ранее отнятые права  на осуществление общественного  контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Таким образом, техническая инспекция  труда Федерации профсоюзов Беларуси была фактически создана заново. Численность  технических (главных технических) инспекторов труда (далее – технический  инспектор труда) в Федерации  профсоюзов на 1 января 2010 г. составила 105 человек. Все они получили право  вручать нанимателям обязательные для исполнения представления.

Сегодня одной из функций техинспекции труда ФПБ является взаимодействие с государственными органами надзора и контроля, органами госуправления. Работая на паритетных началах с госинспекторами, технические инспекторы от профсоюзов не стремятся подменять или дублировать функции государственных структур по охране труда. Действия техинспекции труда Федерации профсоюзов направлены на обеспечение эффективной защиты конституционного права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности.

Реализуя на практике предоставленные  права, профсоюзные инспекторы в 2010 году обследовали 6045 организаций и  выдали нанимателям 6476 представлений  об устранении 75 113 нарушений норм и  правил по охране труда.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 327 «О дополнительных мерах по защите трудовых, социально-экономических  прав и интересов работников»  техническими инспекторами труда ФПБ  в 2010 году продолжена практика осуществления  общественного контроля в организациях негосударственной формы собственности, где не созданы профсоюзы. Ими  в отчетном периоде обследовано  более 60 организаций, выявлено свыше 1200 нарушений норм и правил по охране труда.

Активное участие техническая  инспекция труда ФПБ принимает  в нормотворческом процессе. В  течение 2011 года рассмотрено и согласовано  либо направлено замечаний и дополнений по 25 проектам нормативных актов.

С целью информирования членов профсоюза  о состоянии работы по охране труда, пропаганды здорового и безопасного  труда технические инспекторы труда  профсоюзов постоянно сотрудничают со средствами массовой информации, участвуют  в составлении информационных бюллетеней.

В тесной связке с профсоюзами проходят в нашей стране весенне-полевые  и уборочные работы, заготовка  кормов. И такая деятельность техинспекторов труда направлена в первую очередь на предупреждение нарушений требований охраны труда и оказание практической помощи сельхозорганизациям.  Техническими инспекторами труда обследовано более 500 сельскохозяйственных организаций, выявлено свыше 5200 нарушений норм и правил по охране труда, приостановлена эксплуатация более 460 единиц производственного оборудования. В указанный период техническая инспекция труда ФПБ оказывала практическую и методическую помощь в обеспечении безопасности труда руководителям и специалистам организаций агропромышленного комплекса при организации и проведении сельскохозяйственных работ. Принятые превентивные меры позволили сократить число случаев гибели работников АПК (в указанный период 2010 года погибло 10 человек, за аналогичный период 2009 года – 17).

Важное место в работе технических  инспекторов труда уделялось  условиям труда работников и получению  льгот за работу во вредных условиях труда. Технические испекторы труда принимали участие в подготовке заключений об установлении фактической занятости в особых условиях труда, за неаттестованный по вине нанимателя период. Всего в 2010 году принято участие в подготовке 238 заключений, подтверждающих  право работников на получение льготной пенсии. 

В центре внимания – общественник

Kлючевую роль в профилактике нарушений правил и норм по охране труда, укреплению дисциплины, борьбе с пьянством на производстве отводится общественным инспекторам по охране труда.

В общей сложности сегодня в  членских организациях ФПБ по состоянию  на 1 января 2010 года их работает 83 849 человек. Это люди, наделенные большими полномочиями и обязанностями.  Для того, чтобы в общей массе работников общественные инспекторы не затерялись, по предложению техинспекции труда ФПБ для них разработаны и выпущены отличительные знаки – шевроны. 

    Эти нашивки не меняют  внешнего вида ни при стирке, ни при кипячении. Сегодня «ноу-хау»  активно внедряется в рабочую  среду, что неизменно отражается  на психологии самого общественника.  Нашивка дисциплинирует и активизирует  человека в рамках порученного  ему дела. С другой стороны  – общественный инспектор попал  в поле зрения рабочих, и  они сразу же заинтересовались  его обязанностями и возможностями.  По предложению Федерации профсоюзов  законодательством установлено,  что наниматель обязан проводить  ежедневный, ежемесячный и ежеквартальный  контроль за соблюдением законодательства об охране труда с обязательным участием общественных инспекторов по охране труда. В 2010 году, участвуя в проведении этого контроля, общественниками проведено выявлено более 1,4 млн. нарушений законодательства об охране труда.

Для активизации и повышения  эффективности общественного контроля профсоюзами за соблюдением законодательства об охране труда, реализации прав работников на здоровые и безопасные условия  труда Федерация профсоюзов ежегодно проводит общереспубликанский смотр-конкурс  на лучшую организацию профсоюзами  общественного контроля по охране труда. Дипломами и денежными премиями с присвоением звания «Лучший  общественный инспектор по охране труда  Федерации профсоюзов Беларуси»  ежегодно награждаются победители смотра-конкурса, добившееся наилучших результатов в проведении общественного контроля по охране труда в своей отрасли (территории).

Дополнительные права

В целях усиления социальной защиты трудящихся, потерпевших в результате несчастных случаев на производстве, повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства об охране труда ФПБ добилась изменения ряда норм Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Их принятие наделило дополнительными правами представителей профсоюзов, участвующих в расследовании несчастных случаев.

Так, профсоюзу дано право совместно  с нанимателем в случае грубой неосторожности потерпевшего определять степень его вины.

Введена норма, согласно которой «несчастные  случаи со смертельным исходом, произошедшие при обстоятельствах, когда единственным противоправным деянием потерпевшего явилось его нахождение в состоянии  алкогольного, наркотического или токсического опьянения, подлежат оформлению актом  формы Н-1».

В 2010 году в результате принятых ФПБ  мер перерасследованы 4 несчастных случая со смертельным исходом, первоначально  оформленных Департаментом государственной  инспекции труда и нанимателями как непроизводственные случаи в  несчастные случаи на производстве. Переоформление несчастных случаев в производственные предоставило право семьям, иждивенцам погибших на производстве на получение  страховых выплат от РУП «Белгосстрах» и не позволило исказить государственную статистическую отчетность.

Принципиальная позиция ФПБ  в данном случае заключается в  следующем. В соответствии с законодательством  при таких несчастных случаях  ответственность должны нести обе  стороны – потерпевший, который  нарушил трудовую и производственную дисциплину, и наниматель, который  не выполнил возложенные на него обязанности  при организации труда работников, предусмотренные Трудовым кодексом. Предполагается, что придание огласке  подобных фактов заставит многих руководителей  и должностных лиц усилить  работу по искоренению пьянства на производстве и не позволит уклоняться от ответственности за неисполнение должностных обязанностей, не даст возможности искусственно регулировать показатели производственного травматизма, оформляя «пьяные» несчастные случаи как непроизводственные. Таким образом, придется в полной мере нести ответственность, предусмотренную Директивой Президента Республики Беларусь № 1 от 11.03.2004 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».

Производственный травматизм

Осуществляя постоянный контроль за правильным проведением расследований и установлением истинных причин несчастных случаев на производстве, выработкой мероприятий по предотвращению травматизма, технические инспекторы труда ФПБ в отчетном периоде приняли участие в расследовании 573 несчастных случаев на производстве, в том числе в 226 несчастных случаях со смертельным исходом. При этом в связи с несогласием с итогами расследования ряда случаев оформлялось особое мнение, направлялись письма в прокуратуру и Департамент государственной инспекции труда.

В 2010 году в результате принятых ФПБ  мер перерасследованы 4 несчастных случая со смертельным исходом, первоначально  оформленных Департаментом государственной  инспекции труда и нанимателями как непроизводственные случаи в  несчастные случаи на производстве. Переоформление несчастных случаев в производственные предоставило право семьям, иждивенцам погибших на производстве на получение  страховых выплат от РУП «Белгосстрах» и не позволило исказить государственную статистическую отчетность.

Информация о работе Роль профсоюза в экономических прблемах