1.1. в области бюджетно-налоговой
и ценовой политики:
1.1.1. создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной перестройки
экономики, повышение на этой
основе жизненного уровня населения;
1.1.2. совершенствование структуры
и механизмов взимания установленных
налогов и сборов с ориентацией
на максимальное приближение
налоговой системы республики
к применяемым в экономически развитых
странах;
1.1.3. радикальное упрощение процедур
налогового администрирования и
контроля, укрепление позиций страны
в мировых рейтингах;
1.1.4. проведение ценовой политики,
направленной на дальнейшую либерализацию
ценообразования, обеспечивая при
этом ценовую доступность для
населения важнейших товаров
и услуг;
1.1.5. недопущение снижения бюджетного
финансирования образования и
науки, здравоохранения, социального
обеспечения, культуры и спорта;
1.2. в области повышения инвестиционной
активности, конкурентоспособности
национальной экономики:
1.2.1. инновационно-структурное обновление
экономики, стимулирование разработки
и реализации эффективных инвестиционных
проектов, создания и быстрого освоения
новой конкурентоспособной продукции;
1.2.2. повышение уровня конкурентоспособности
экономики на основе структурной
перестройки, технико-технологического
перевооружения и реструктуризации
производства с сохранением при
этом трудовых коллективов;
1.2.3. создание благоприятных условий
для прямых иностранных и отечественных
инвестиций путем дальнейшей
либерализации национального законодательства;
1.2.4. направление инвестиций прежде
всего в приоритетные отрасли и производства
для поддержки высокоэффективных проектов;
1.3. в области реструктуризации
и реформирования организаций:
1.3.1. содействие реструктуризации
и реформированию хозяйствующих
субъектов, обеспечивающих модернизацию
производства, максимальную занятость
работников, достойную оплату труда;
1.3.2. принятие действенных мер
по реформированию организаций,
прежде всего, неэффективно работающих,
проведение реструктурирования
долгов этих организаций, создание
рабочих мест для высвобождаемых
работников;
1.3.3. недопущение ограничения свободной
реализации товаров отечественного
производства на территории Республики
Беларусь;
1.3.4. применение механизма санации
убыточных организаций, обеспечивающей
сохранение трудовых коллективов
и рабочих мест;
1.3.5. развитие малого и среднего
бизнеса как основы увеличения
объемов производства товаров,
продукции, работ, услуг и создания
новых рабочих мест;
1.4. в области укрепления финансового
положения организаций:
1.4.1. повышение эффективности управления
государственным имуществом в
целях пополнения доходов республиканского
и местных бюджетов, роста заработной
платы работников организаций;
1.4.2. установление эффективных мер
защиты отечественных производителей;
1.4.3. стимулирование энергосбережения,
рационального использования материальных
ресурсов;
1.4.4. применение ресурсо- и энергосберегающих
технологий, внедрение в производство
инновационных технологий;
1.4.5. регулирование цен (тарифов)
экономическими методами, направленное
на стимулирование роста производства,
снижение затрат;
1.4.6. стимулирование экспорта товаров
и услуг, защита и укрепление
положения отечественных товаропроизводителей
на внешних рынках, обеспечивающих
положительное сальдо во внешней
торговле.
2. Проводимая сторонами работа
по развитию экономики должна
обеспечить в 2011 – 2013 годах
ежегодный прирост валового внутреннего
продукта в соответствии с
Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь
на 2011 – 2015 годы.
Глава 2. Доходы, заработная плата и
уровень жизни населения
3. Главными целями политики в
области доходов населения признать
систематическое повышение реальных
доходов населения, снижение дифференциации
денежных доходов различных социальных
групп населения, уменьшение доли
населения с доходами ниже
бюджета прожиточного минимума
в среднем на душу населения.
4. Ежемесячно с учетом индекса
потребительских цен рассчитывать
минимальный потребительский бюджет
семьи из четырех человек и
бюджет прожиточного минимума
в среднем на душу населения.
5. Развивать систему регулирования
оплаты труда на основе коллективных
договоров и тарифных соглашений.
6. Обеспечить в 2011 – 2013 годах
темпы роста реальной заработной
платы по народному хозяйству
в соответствии с расчетными
балансовыми показателями прогноза
социально-экономического развития
Республики Беларусь.
7. Обеспечить доведение в 2011
– 2013 годах уровня средней
заработной платы в соответствии
с расчетными балансовыми показателями
прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь.
8. Принять меры по повышению
уровня заработной платы и
сокращению количества организаций,
имеющих среднюю заработную плату
ниже 200 долларов США в эквиваленте.
9. Обеспечить приближение уровня
среднемесячной заработной платы
работников бюджетных организаций
и иных организаций, получающих
субсидии, работники которых приравнены
по оплате труда к работникам
бюджетных организаций, к уровню
среднемесячной заработной платы
работников промышленности.
10. Обеспечить государственный
и общественный контроль за своевременной
выплатой начисленной заработной платы
в организациях всех форм собственности
и соблюдением нанимателями Закона Республики
Беларусь "Об установлении и порядке
повышения размера минимальной заработной
платы".
11. Продолжить работу по совершенствованию
технической нормативной правовой
базы в области нормирования
труда, Единого тарифно-квалификационного
справочника работ и профессий
рабочих, Единого квалификационного
справочника должностей служащих.
12. Проводить постоянную работу
по финансовому оздоровлению
организаций, обеспечению их безубыточной
работы с целью сохранения
постоянной занятости работников,
повышения заработной платы.
Глава 3. Социальная защита, социальные
гарантии и социальное страхование
13. Проводить политику, направленную
на повышение уровня жизни
населения, оздоровление демографической
ситуации, поддержку малообеспеченных
групп населения, укрепление системы
минимальных социальных гарантий,
повышение эффективности социальных
программ.
14. Оказывать адресную социальную
помощь малообеспеченным гражданам
и семьям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации и по объективным
причинам нуждающимся в социальной поддержке
со стороны государства.
15. Установить, что повышение тарифов
за жилищно-коммунальные услуги
и тарифов на проезд в городском
транспорте общего пользования
(кроме такси), на перевозки в
пригородном транспорте производятся
в соответствии с законодательством
с принятием соответствующих
мер по социальной защите населения.
16. Сохранить государственное регулирование
цен на коммунальные услуги, газ,
топливо, электроэнергию, медикаменты,
социально значимые товары и
услуги, оказываемые населению.
17. Обеспечить объемы жилищного
строительства в соответствии
с показателями прогноза на 2011
– 2013 годы, увеличив при этом
долю социального жилья.
Принимать меры по недопущению необоснованного
роста стоимости жилья, в первую
очередь строящегося с государственной
поддержкой сверх предельных нормативов
стоимости жилья, утверждаемых Минстройархитектуры
для граждан, состоящих на учете нуждающихся
в улучшении жилищных условий.
Обеспечить своевременное строительство
объектов здравоохранения, детских
дошкольных учреждений во вновь застраиваемых
районах (кварталах) областных центров
и г. Минска.
18. Содействовать:
развитию и совершенствованию
системы социального страхования;
развитию схем добровольного страхования
дополнительных пенсий и медицинских
расходов, в том числе за счет
средств организации добровольного
дополнительного страхования в
виде дополнительной пенсии работников
и руководителей организаций.
19. Принимать меры по повышению
минимальной пенсии по возрасту.
20. Сохранить в 2011 – 2013 годах
гарантированные виды бесплатной
медицинской помощи населению
республики не ниже уровня 2010
года.
21. Обеспечить выделение средств
на укрепление материально-технической
базы (с ежегодным увеличением
их размера) и подготовку к
оздоровительному сезону детских
оздоровительных лагерей, находящихся
в ведении или пользовании
профсоюзов, а также приобретение
инвентаря для детско-юношеских
спортивных школ.
22. Продолжить практику заселения
иногородних студентов и иных
учащихся на свободную жилую
площадь других учреждений образования
и организаций независимо от
их подчиненности.
Обеспечить денежную выплату иногородним
студентам и иным учащимся для
компенсации расходов по найму жилья,
при невозможности их заселения
в общежитиях, в соответствии с
действующим законодательством.
Предусмотреть увеличение денежных норм
расходов на питание для воспитанников
и обучающихся в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях, обеспечивающих
получение дошкольного, специального
и профессионально-технического образования.
23. Обеспечить применение одинаковых
тарифов на коммунальные услуги
для ведомственных, в том числе
профсоюзных, учреждений здравоохранения,
культуры и спорта, открытых для
обслуживания всего населения,
и аналогичных учреждений, финансируемых
из бюджета.
24. Осуществлять поэтапное повышение
размера всех видов учебных
стипендий учащейся молодежи
до уровня бюджета прожиточного
минимума.
25. Принять меры по увеличению
к 2013 году размера пособия по
уходу за ребенком до достижения
им возраста трех лет до
двух бюджетов прожиточного минимума.
26. Сохранить в 2011 – 2013 годах
на уровне не ниже достигнутого
количество бесплатных и льготных
путевок в загородные детские
оздоровительные учреждения для
детей, нуждающихся в социальной
поддержке.
Обеспечить финансирование мероприятий
по летнему оздоровлению детей в
2011 – 2013 годах за счет средств государственного
социального страхования в объеме,
предусмотренном бюджетом Фонда
социальной защиты населения.
Нанимателям и профсоюзным комитетам
организаций принимать участие
в удешевлении путевок в детские
оздоровительные лагеря для работников
соответствующих организаций.
27. Рекомендовать местным исполнительным
и распорядительным органам ежегодно
направлять финансовые средства
из предусмотренных в местном бюджете
на оказание помощи в подготовке лагерей
к летнему оздоровительному периоду в
соответствии с законодательством.
28. При проведении процедур банкротства
субъектов хозяйствования обеспечивать
первоочередную выплату заработной
платы и компенсаций, предусмотренных
трудовыми договорами, тарифными
соглашениями и коллективными
договорами.
29. Вопросы перепрофилирования, закрытия
и отчуждения под иные цели
социально-культурных объектов решать
только с участием профсоюзов.
Глава 4. Развитие рынка труда и
содействие занятости населения
30. Продолжить разработку и реализацию
предложений, направленных на
создание новых рабочих мест.
Оказывать содействие безработным
в организации предпринимательской
деятельности.
31. Обеспечить ежегодно разработку
и реализацию Государственной
и региональных программ содействия
занятости населения, отдавая
приоритет активным мерам политики
занятости на рынке труда.
32. Обеспечить выполнение прогнозных
показателей по вовлечению в
экономическую деятельность незанятого
населения, предусмотренных Программой
социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2011 – 2015
годы.
Способствовать развитию государственной
системы профессиональной ориентации
молодежи и взрослого населения.
33. Продолжить осуществление специальных
программ по созданию и сохранению рабочих
мест в населенных пунктах с монопроизводственной
структурой и критическим уровнем в сфере
занятости и жизни населения; в случае
превышения уровня безработицы более
2 процентов от численности экономически
активного населения Правительство Республики
Беларусь с участием республиканских
объединений нанимателей и профсоюзов
принимает необходимые меры по предотвращению
массовой безработицы.
Обеспечить уровень регистрируемой
безработицы в целом по республике
к численности экономически активного
населения в соответствии с Программой
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2011 – 2015 годы.