34. Принимать конкретные меры
по обеспечению занятости и
трудоустройству граждан, особо
нуждающихся в социальной защите
и не способных на равных
условиях конкурировать на рынке
труда, и которым государство
предоставляет дополнительные гарантии
в области содействия занятости.
35. Осуществлять мониторинг неполного
рабочего времени работников
организаций реального сектора
экономики, принимать меры по
недопущению вынужденного неполного
рабочего времени.
36. Обеспечить предоставление в
полном объеме предусмотренной
законодательством социальной поддержки
безработным.
37. Увеличить размеры пособия
по безработице и стипендии
гражданам, потерявшим работу
в результате модернизации производства
или оптимизации численности
работников организаций и направленных
органами по труду, занятости
и социальной защите на профессиональную
переподготовку или повышение
квалификации.
Глава 5. Охрана труда, промышленная и
экологическая безопасность
38. В рамках реализации Закона
Республики Беларусь "Об охране
труда", мероприятий Республиканской
целевой программы по улучшению
условий и охраны труда на 2011
– 2015 годы продолжить работу
по развитию и совершенствованию
нормативно-правовой базы в области
охраны труда.
39. Совершенствовать взаимодействие
органов государственного управления,
объединений нанимателей и профессиональных
союзов по осуществлению надзора,
ведомственного и общественного
контроля за соблюдением законодательства
об охране труда.
Глава 6. Социальное партнерство и
координация действий Сторон Соглашения
40. Стороны обязуются принимать
меры, направленные на дальнейшее
развитие системы социального
партнерства и повышение его
эффективности, в том числе:
40.1. строить свои отношения на
принципах социального партнерства,
закрепленных в законодательстве
Республики Беларусь и конвенциях
Международной организации труда,
ратифицированных Республикой Беларусь,
оказывать постоянное содействие
по этому вопросу нанимателям
и профсоюзным организациям на
местах;
40.2. содействовать заключению соглашений
и коллективных договоров, совершенствованию
деятельности отраслевых и территориальных
советов по трудовым и социальным
вопросам;
40.3. содействовать сохранению действующей
профсоюзной организации при
реорганизации, смене формы собственности
организации;
40.4. проводить консультации по
вопросам разработки и реализации
социально-экономической политики;
40.5. проводить предварительное
обсуждение предложений по подготовке
проектов нормативных правовых
актов по вопросам социально-экономической
политики, трудовых отношений и
социального партнерства;
40.6. вырабатывать предложения по
совершенствованию взаимодействия
органов государственного управления,
профессиональных союзов и объединений
нанимателей;
40.7. принимать все зависящие
от них меры по предотвращению
и конструктивному урегулированию
коллективных трудовых споров, возникающих
в социально-трудовой сфере.
41. Правительство Республики Беларусь:
41.1. обеспечивает поддержку социально
значимой роли профсоюзов и
объединений нанимателей в проведении
согласованной социально-экономической
политики и развитии социального
партнерства;
41.2. по предложению Сторон вносит
для предварительного обсуждения
в Национальном совете по трудовым
и социальным вопросам проекты
нормативных правовых актов, относящиеся
к компетенции данного совета;
41.3. при подготовке нормативных
правовых актов, затрагивающих
социально-трудовые и связанные
с ними экономические интересы
работников и нанимателей, направляет
стороне профсоюзов и стороне
нанимателей в лице сопредседателей
Национального совета по трудовым
и социальным вопросам соответствующие
проекты для рассмотрения и
внесения замечаний и предложений
и рассматривает их позицию
до принятия решения;
41.4. в пределах компетенции принимает
меры по соблюдению законности
в социально-трудовой сфере, сотрудничает
по данному вопросу с профсоюзами
(их объединениями) и нанимателями
(их объединениями), развивает систему
урегулирования коллективных трудовых
споров;
41.5. содействует реализации норм
подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента
Республики Беларусь от 26 июля 1999
г. № 29 "О дополнительных
мерах по совершенствованию трудовых
отношений, укреплению трудовой
и исполнительской дисциплины"
в организациях бюджетной сферы
в части предоставления дополнительных
мер стимулирования труда работников,
с которыми заключен контракт.
42. Республиканские объединения
нанимателей:
42.1. принимают меры, которые содействуют
эффективности и конкурентоспособности
производства, созданию эффективных
рабочих мест, обеспечению оплаты
труда и социальных гарантий,
охраны труда и здоровья работников
на производстве;
42.2. в целях дальнейшего совершенствования
системы социального партнерства,
сбалансированного распределения
ответственности социальных партнеров
в сфере коллективных трудовых
отношений принимают меры по
развитию структур объединений
нанимателей на республиканском
и местном уровнях, способствуют
их активному участию в коллективно-договорных
процессах;
42.3. содействуют признанию деловыми
кругами идеи социальной ответственности
бизнеса и применению нанимателями
принципов Глобального договора,
инициированного Организацией Объединенных
Наций;
42.4. оказывают методическую помощь
нанимателям по выстраиванию
их отношений с профсоюзными
организациями на принципах социального
партнерства;
42.5. сопредседатель Национального
совета по трудовым и социальным
вопросам от стороны нанимателей:
организует доведение республиканским
объединениям нанимателей проектов
нормативных правовых актов, представленных
правительственной Стороной в соответствии
с подпунктом 41.3 настоящего Соглашения;
организует направление представителям
объединений нанимателей, представленных
в Национальном совете по трудовым
и социальным вопросам, материалов
по повестке дня заседаний совета,
проектов решений совета, а также
рассмотрение с участием указанных
объединений нанимателей вопросов,
связанных с реализацией решений
Национального совета по трудовым и
социальным вопросам;
43. Республиканские объединения
профсоюзов:
43.1. принимают участие в разработке
и реализации социально-экономической
политики государства;
43.2. через своих полномочных
представителей участвуют в работе
коллегиальных органов министерств,
других республиканских органов
государственного управления, заседаниях
местных исполнительных и распорядительных
органов, органов управления организаций
(наблюдательных советах);
43.3. при координации деятельности
членских организаций, их организационных
структур по заключению соглашений
и коллективных договоров учитывают
необходимость постоянного повышения
экономической эффективности работы
организаций, роста производительности
труда, снижения издержек производства,
повышения мотивации к труду,
укрепления дисциплины, порядка
и организованности на производстве;
43.4. сопредседатель Национального
совета по трудовым и социальным
вопросам от стороны профсоюзов:
организует доведение республиканским
объединениям профсоюзов проектов нормативных
правовых актов, представленных правительственной
Стороной в соответствии с подпунктом
41.3 настоящего Соглашения;
организует направление представителям
объединений профсоюзов, представленных
в Национальном совете по трудовым
и социальным вопросам, материалов
по повестке дня заседаний совета,
проектов решений совета, а также
рассмотрение с участием указанных
представителей вопросов, связанных
с реализацией решений Национального
совета по трудовым и социальным вопросам.
44. Стороны договорились:
44.1. соблюдать достигнутые в
настоящем Соглашении договоренности;
44.2. содействовать организации
безналичного перечисления профсоюзных
взносов одновременно с выплатой
заработной платы (в том числе
выплачиваемой за счет ссуд
и кредитов банков) в соответствии
с законодательством;
44.3. о предоставлении на основании
коллективных договоров, действующих
в организациях, в безвозмездное
пользование профсоюзам помещений,
оборудования, транспортных средств,
средств связи, а также о создании иных
необходимых для деятельности профсоюзов
условий в соответствии с Законом Республики
Беларусь "О профессиональных союзах".
45. Полномочные представители профсоюзов
и нанимателей участвуют в
разгосударствлении и приватизации
организаций в соответствии с
законодательством по вопросам
разгосударствления и приватизации
государственной собственности
в Республике Беларусь.
46. В целях содействия реализации
трудовых и социально-экономических
интересов работников, в том числе
предоставления работникам более
льготных условий, чем это предусмотрено
законодательством, Стороны рекомендуют
включать в коллективные договоры
следующие положения:
46.1. выплату заработной платы
не реже двух раз в месяц;
46.2. оказание помощи высвобождаемым
работникам в трудоустройстве
или переобучении;
46.3. порядок установления, пересмотра
размера тарифной ставки первого
разряда работникам в период
действия Генерального соглашения;
46.4. применение для оплаты труда
работников организаций независимо
от формы собственности тарифной
ставки первого разряда не
ниже уровня тарифной ставки
первого разряда, устанавливаемой
Правительством Республики Беларусь
для оплаты труда работников
организаций, финансируемых из
бюджета и пользующихся государственными
дотациями;
46.5. повышение тарифной ставки (должностного
оклада) и предоставление дополнительного
отпуска при применении контрактной
формы найма в соответствии
с Декретом Президента Республики
Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 "О
дополнительных мерах по совершенствованию
трудовых отношений, укреплению
трудовой и исполнительской дисциплины";
46.6. производить ежемесячную доплату
молодым специалистам, распределенным
на работу вне постоянного
места жительства и не обеспеченным
нанимателем жилыми помещениями,
с целью компенсации расходов
за наем жилья;
46.7. предоставление преимущественного
права (при прочих равных условиях)
на оставление на работе при
сокращении численности или штата
работников родителям в неполных
семьях, в семьях, воспитывающих детей-инвалидов,
опекунам, попечителям, на иждивении которых
находятся несовершеннолетние дети, не
допускающим нарушений трудовой дисциплины;
46.8. заключение (продление) контрактов
с работниками, которым осталось
три и менее лет до достижения
общеустановленного пенсионного
возраста, на срок не менее
чем до достижения ими пенсионного
возраста;
46.9. одновременное с уведомлением
о намерении нанимателя перевести
работника на контракт или
заключить с ним новый контракт
вручение работнику проекта контракта;
46.10. заключение нового контракта
с согласия работников, не допускающих
нарушений трудовой дисциплины,
на срок не менее трех лет,
а с имеющими кроме того высокий
профессиональный уровень и квалификацию,
– на максимальный срок;
46.11. заключение нового контракта
с согласия матери (отца, опекуна)
ребенка-инвалида в возрасте до
восемнадцати лет или двоих
и более детей в возрасте
до 16 лет, не допускающей нарушений
трудовой дисциплины, – на максимальный
срок;
46.12. продление контрактов с работниками,
не допускающими нарушений трудовой
дисциплины, – до истечения максимального
срока контракта;
46.13. выплату выходного пособия
при прекращении трудовых отношений
в связи с истечением срока
контракта в случае, если такое
решение принято нанимателем
работнику, не имеющему дисциплинарных
взысканий, в размере не менее
двухнедельного среднего заработка;
46.14. выделение средств для финансирования
мероприятий по охране труда;
46.15. выплату из средств нанимателя
семье погибшего на производстве
работника, помимо установленного
законодательством возмещения ущерба,
единовременной материальной помощи
в размере не менее 10 годовых
заработков погибшего, исчисленных
по заработку за год от месяца,
предшествующего несчастному случаю,
а работнику, утратившему трудоспособность
в результате несчастного случая
на производстве, – единовременной
материальной помощи в размере
одного среднемесячного заработка
за каждый процент утраты трудоспособности;