Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:38, курсовая работа
Рынок – это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. Другими словами, рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов – рабочей силы и средств производства – между разными сферами применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя.
Введение ……………………………………………………………...4
Глава 1. Рынок и его характеристика …………………………….....5
1.1. Рынок: понятие, виды, функции, структура ……………..5
1.2. Роль рынка в общественном производстве ……………..11
1.3. Рыночная инфраструктура ……………………………….12
Глава 2. Рыночная экономика: основные черты…………………. .15
2.1. Конкуренция………………………………………………21
2.2. Система рынков и цен…………………………………….24
2.3. Частный тип собственности ……………………………..29
Глава 3. Государственное регулирование рыночной экономики…31
Заключение …………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….37
Частная собственность. Право владения частной собственностью является основополагающим принципом, который действует на протяжении всей истории России. Граждане России могут иметь собственность, распоряжаться ею так, чтобы получать доход, а также завести собственное дело. Около 90 процентов товаров и услуг в России производится фирмами, находящимися в частной собственности.
Владельцы, побуждаемые правом частной собственности, используют природные ресурсы и капитал максимально эффективно. Почему? Потому что они знают: для того, чтобы получить прибыль, надо производить товары и услуги, которые хочет потребитель, и по доступным ценам.
Система ценообразования. Создается впечатление, что американская экономическая система и другие системы рыночной экономики действуют как бы сами по себе. Нет центрального органа, который бы отвечал на вопросы Что, Как и Кто.
Цены лучше всего отвечают на эти вопросы. Цена -это стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах. Цены несут так много информации и так сильно влияют на поведение производителей,1776 год, когда была подписана декларация о независимости, отмечен публикацией в Англии книги «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это мощное классическое произведение принесло своему автору Адаму Смиту титул «отца экономики». Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени. Он не соглашался с физиократами, которые считали, что только земля является единственным источником богатства. Он также разошелся во взглядах с меркантилистами, которые измеряли богатство нации количеством денег и настаивали на государственном вмешательстве в экономку с целью достичь «благоприятного торгового баланса».
С точки зрения Смита, богатство нации зависит от производства разнообразных товаров и услуг, а не только сельскохозяйственного производства. Количество произведенных благ определяется качеством соединения человеческого труда с другими факторами производства. И чем эффективнее такое соединение, тем больше объем выпуска продукции и богатства нации. Центральная идея учения Смита заключалась в том, что экономика будет функционировать лучше, если исключить ее регулирование государством. Тогда экономическая самозаинтересованность будет заставлять предприятия выпускать продукцию, нужную покупателям, и производить ее по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить максимум прибыли. Но стремление получить прибыль принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.
Для объяснения, почему все общество выигрывает, если экономика будет свободна от регулирования, Смит использовал метафору «невидимой руки»:
«Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет в виду содействовать общественной пользе, а преследует только собственный интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляем к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества».
«Невидимой рукой» Адам Смит именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Таким образом, Смит поддерживал теорию физиократов и их концепцию «laissez faire», гласящую, что отдельные люди и предприятия должны действовать в экономике без вмешательства государства или частных монополий. В этом случае «невидимая рука» будет свободна и сможет направлять экономику и максимизировать производство.
В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» описаны принципиальные элементы экономической системы Англии. Так, Смит обращается к рассмотрению процесса производства булавок, для тою, чтобы продемонстрировать, как разделение труда и использование машин увеличивают их выпуск.
«Один человек тянет проволоку, другой выпрямляет ее, третий обрубает, четвертый заостряет конец, пятый обтачивает другой конец для того, чтобы можно было насадить головку; изготовление самой головки тоже занимает 2 или 3 различные операции...»
Хотя современная технология усовершенствовала способ производства булавок, принципы разделения труда остались неизменными.
Подобно этому, и другие разделы книги, посвященные факторах производства, деньгам, международной торговле, сегодня так же актуальны, как и во время ее написания.
Действительно, Декларация о независимости Томаса Джефферсона и «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита имеют, помимо даты рождения много общего. Они содержат описание принципов, на которых основаны современные политические и экономические системы. Покупателей и продавцов, что экономисты часто определяют Российскую экономику как ценоуправляемую рыночную систему.
Цены на товары и услуги определяют, что люди хотят или могут купить. Информация о процентах на вклады и стоимости кредитования помогает людям распорядиться своими деньгами. Заработная плата - цена труда - может повлиять на ваше решение продолжить образование или пойти работать. Цена земельных участков помогает определить, где и когда строить новые заводы.
Система ценообразования дает ответ на фундаментальные вопросы: Что из товаров и услуг будет произведено, как должны быть произведены эти товары и услуги. Кто их получит.
Отвечая на вопрос Что? Когда покупатели хотят приобрести большее количество того или иного продукта, они готовы платить за него большую цену. Более высокие цены привлекают новых производителей. С ростом производства они вынуждены нанимать дополнительных рабочих, что приводит к росту заработной платы. Когда спрос на продукцию падает, происходит обратное. Цены снижаются, производители, которые не могут работать более прибыльно, разоряются или переключаются на выпуск другой продукции, и производство сокращается.
Цены являются мерой, которая позволяет потребителям и предпринимателям принимать такие решения. Система ценообразования помогает производителям узнать стоимость засева 1 акра пшеницы, производства одной видеокамеры или открытия одной пиццерии, затем подсчитать доход от продажи пшеницы, видеокамер или пицц. Основываясь на этом анализе, фермер может засеять вместо пшеницы кукурузу, производитель может решить произвести больше видеокамер, а владелец ресторана решит открыть еще одну торговую точку.
Отвечая на вопрос Как? Система ценообразования побуждает продавцов снижать затраты.
Стен Ли владеет службой доставки газет. Обычно у него работало от 10 до 15 школьников, доставляющих газеты каждый день перед началом занятий. Но, когда он выяснил, что ему будет дешевле нанять одного взрослого с автомобилем, он уволил школьников и нанял на работу взрослого агента.
Отвечая на вопрос Кто? Окончившие среднюю школу, как правило, зарабатывают больше тех, кто не имеет среднего образования. Профессиональные атлеты зарабатывают больше, чем посыльные. Врачи и адвокаты, в среднем, получают больше, чем стенографисты и вахтеры.
Заработки некоторых спортсменов- профессионалов, врачей и адвокатов позволяют им купить больше товаров и услуг, чем людям, зарабатывающим меньше. Таким образом, оценивая
работу, выполняемую людьми,
система ценообразования
Конкуренция. Под конкуренцией подразумевается соперничество среди продавцов и среди покупателей Продавцы конкурируют, пытаясь произвести товары,необходимые покупателю, по максимально низкой цене. Тому, кто не может или не хочет снизить цену, чтобы привлечь покупателя, не удается реализовать свои товары и услуги, и он покидает рынок. Конкуренция выгодна всем Производители должны постоянно стремиться работать более эффективно. Это позволяет экономить ресурсы, увеличивать объем производства и повышать уровень жизни через снижение затрат.
Например, за последние годы многие предприятия используют компьютеры, роботов и другое автоматическое оборудование, что позволяет им производить большее число товаров или услуг с меньшим количеством рабочих.
Конкуренция выгодна покупателям потому, что они приобретают именно те товары, которые они хотели купить и там. где они наиболее доступны. Например, пиццерии обслуживают своих клиентов уже в течение многих лет, а фирменная сеть «Домино» внесла новшества в эту сферу, специализируясь на доставке продуктов питания по заказу и гарантируя быстрое обслуживание. Многие компании следует примеру «Домино». Производители знают, что если они не удовлетворят запросы потребителей, то это сделают их конкуренты
Хотите вы этого или не хотите, но в рыночной системе вы конкурируете с другими покупателями за нужные вам продукты. И если они готовы заплатить больше, то вы купите менее дорогие заменители. Например, кто богаче, покупает вырезку. Те же, кто не хочет или не может заплатить высокую цену, купят более дешевые заменители, такие как гамбургеры, цыплята или горячие сосиски. И это касается всего, что мы покупаем: билеты на концерт, машины, вечерние платья или легкие закуски.
2.1 Конкуренция
Совершенная конкуренция
это соперничество
· наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара,
множество покупателей
· возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным про
изводственным секретам;
· однородность продукции, производимой различными предприятиями в
рамках одного производственного сектора, состоящего из множества
фирм;
· хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-
продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.
· полную мобильность всех ресурсов
В реальной действительности существуют обстоятельства, значительно отклоняющиеся от идеальных и превращающие совершенную конкуренцию в несовершенную. Это означает, что экономическая свобода существует как потенция, как возможность, превращение которой в действительность модифицируется многими обстоятельствами и, в конечном счете, уровнем экономического развития.
Совершенная, или свободная,
конкуренция в экономике
Существуют несколько
моделей несовершенной
Одна из моделей - монополия, олигополия,
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Классики марксизма о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф. Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех.1Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он различал две формы капиталистической конкуренции: внутри - и межотраслевую.