Рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Рынок – это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. Другими словами, рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов – рабочей силы и средств производства – между разными сферами применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...4

Глава 1. Рынок и его характеристика …………………………….....5
1.1. Рынок: понятие, виды, функции, структура ……………..5

1.2. Роль рынка в общественном производстве ……………..11

1.3. Рыночная инфраструктура ……………………………….12
Глава 2. Рыночная экономика: основные черты…………………. .15
2.1. Конкуренция………………………………………………21

2.2. Система рынков и цен…………………………………….24

2.3. Частный тип собственности ……………………………..29
Глава 3. Государственное регулирование рыночной экономики…31
Заключение …………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономики.docx

— 201.38 Кб (Скачать файл)

 

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (лавка, магазин, кафе, станция технического обслуживания, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной или государственной тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

 

Выводы:

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:

·  эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;

·  возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках);

·  гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия;

·  оптимальное использование достижений НТР (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии);

·  регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т.е. свобода выбора и действий экономических субъектов;

·  способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Вместе с тем рынок  имеет и существенные недостатки:

·  не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

·  не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);

·  не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);

·  не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;

·  не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;

·  не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Государственное регулирование рыночной экономики

 

Какую роль в  экономике должно играть правительство? Современные экономисты неоднозначно оценивают роль правительства. Часть экономистов вслед за Адамом Смитом выступают за возвращение к принципу «laissez faire’» и уменьшение вмешательства государства в экономическую жизнь. Другие являются сторонниками более активной роли государства. Но, несмотря на разногласия, почти все соглашаются, что ряд экономических функций наилучшим образом может быть выполнен именно государством.

К ним относятся:

Защита рыночной системы.

Учет внерыночных  явлений.

Помощь нуждающимся.

Помощь отдельным  группам населения.

Стабилизация  экономики.

 

Давайте остановимся  на экономической роли государства  более подробно.

Защита рыночной системы. В том мире, который описывал Адам Смит, множество мелких фирм соревновались за деньги потребителя. Конкуренция вынуждала продавцов выпускать товары, необходимые потребителям, по минимально возможным ценам. Те продавцы, чей товар не соответствовал стандартам качества или цены, сталкивались с падением объема продаж и угрозой разорения. Между тем, усилия по уменьшению себестоимости и улучшению качества приводят к более эффективному использованию ограниченных экономических ресурсов.

Однако, возможно, что одна или несколько фирм захватывают  контроль над всех отраслью, исключая или уменьшая конкуренцию.

В таком случае, у потребителей нет возможности купить товар у кого-либо еще, соответственно отпадает необходимость снижать издержки и устранять потери. Цены определяются самими производителями, а не рыночным механизмом. Поэтому недостаток конкуренции ведет к высоким ценам и бесполезной трате ресурсов.

Для защиты рыночной экономики в Россия приняла антимонопольные законы. Эти законы препятствуют свертыванию конкуренции и увеличению финансовой мощи монополий.

Монополиями называют фирмы, обладающие возможностью контроля над рынком для установления цены на продаваемые ими товары и услуги. Федеральное правительство тоже предпринимает шаги для поощрения конкуренции. В последнее время правила и положения, регулирующие деятельность авиалиний, грузового транспорта, банков, были изменены в целях поощрения конкуренции.

Те же экономические  принципы применяются в международной  торговле. Выгоды потребителей от конкуренции  в сфере предпринимтельства в других странах такие же, как и у потребителей в России. И как результат, правительство России заинтересовано в создании и защите в этих странах свободного предпринимательства.

Обеспечение товаров  и услуг общественного пользования. Каждый день множество людей спешат на работу и с работы домой. По пути многое напоминает им о роли государства в экономике. Дороги, по которым они ездят, дорожные знаки и светофоры, служба безопасности дорожного движения, ремонтные бригады дорожных рабочих - все это содержится на деньги правительства. Государство обеспечивает производство этих товаров и услуг потому, что частные компании не могут или же не хотят этим заняться. То, что не можетбыть произведено в рамках рыночной системы (из- за невыгодности), и называется товарами и услугами общественного пользования. К ним относятся обеспечение обороны, содержание аэропортов, парков, осуществление санитарного контроля, освещение улиц.

Рыночная экономика  не обеспечивает производства этих товаров  и услуг по двум причинам:

Нелегко взыскивать оплату с отдельных людей за эти  услуги или запретить ими пользоваться.

Уличные фонари освещают дороги для всех жителей. Трудно найти  способ взимания платы с отдельных  граждан, также нельзя оставлять  неосвещенными некоторые общественные места.

Национальные  вооруженные силы защищают всех граждан, точно так же каждый получает пользу от государственной сети скоростных автострад.

Ожидаемая прибыль  от производства 'этого вида товаров  или услуг не окупает вложений частного капитала.

Создание и  содержание городских и национальных парков обходится очень дорого. Обеспечение прибыльности частной компанией привело бы к установлению очень высокой платы за вход.

Затраты на создание ракет для космических исследований были слишком велики для отдельной фирмы. Однако сейчас, когда развитие технологии шагнуло вперед, частные предприниматели запускают свои собственные спутники.

Учет внерыночных  явлений. Некоторые затраты являются как бы внешними для рыночной системы.

Издержки от ликвидации или корректировки этих внерыночных  явлений ложатся на плечи государства.

Целлюлозно-бумажный комбинат в Новой Англии производит бумагу, которую продает издателям, упаковочным фирмам и другим крупным потребителям. Комбинат обеспечивает работой сотни городских жителей. Однако, город в 50 милях ниже по течению реки не может брать из нее питьевую воду, поскольку она загрязнена комбинатом. Очистка реки потребует существенных затрат.

Допустим, что  не существует законов, запрещающих  загрязнение рек. Цена, которую комбинат установит на свою бумагу, будет  зависеть от себестоимости и цен  других фирм на аналогичную продукцию  Комбинат не включит затраты на очистку реки в калькуляцию своих затрат, поскольку он не будет оплачивать эти работы, В «чистой» рыночной экономике от комбината или потребителей бумаги не потребуется принятия на себя затрат по очистке реки до ее исходного состояния.

Экономисты называют результаты экономической деятельности, выходящие за границы рыночных отношений, внерыночными явлениями. Понятно, что загрязнение воды является примером внерыночного явления. Другими примерами могут служить: дорожные пробки, шум от трека для скоростных соревнований, опасность эпидемий кори. Последствия таких явлений могут быть не только вредными, но и полезными.

Предположим, что  компания, владеющая комбинатом, строит новое здание для офиса, проект предусматривает создать благоустроенную площадку, разбить сквер со скамейками, в котором могли бы отдохнуть в перерыве работники близлежащих офисов.

Такое благоустройство  территории является примером другой внерыночной ситуации. Люди,которые будут пользоваться сквером, не несут затрат на его строительство и обслуживание. Подобно всем побочным внерыночным явлениям, эти эффекты выходят за пределы рынка.

Однако в этом случае они  являются благоприятными.

Другими примерами благоприятных  явлений могут быть: благоустройство территории во время строительства, а также улучшение условий рыболовства в зонах нефтедобычи на морском шельфе.

Поскольку подобные ситуации выпадают из рыночных отношений, общество обычно оставляет правительству  право исключать вредные и  поощрять возникновение полезных явлений.

Ликвидация вредных  последствий. Правительство может корректировать вредные явления через регулирование или через налогообложение. Регулирование предусматривает разработку законов, ограничивающих или запрещающих определенную деятельность. Например, штат, в котором расположен бумажный комбинат, может принять закон, запрещающий сброс отходов в реки. Или он может потребовать установить на таких производства очистные сооружения. Правительство может также использовать налоговый пресс для ликвидации вредных внешних явлений. Предположим, что штат облагает налогом выбросы токсичных отходов. Этот налог либо вынудит фабрики по производству бумаги очистить свои стоки, либо образовать целевые денежные фонды, которые можно будет использовать для привлечения специальных фирм с целью очистки реки.

Поощрение благоприятных  последствий. В случаях, подобных благоустройству общественной территории, правительство может поощрять такие фирмы, предоставляя им субсидии. Субсидии - это выплаты правительства производителю или потребителю.

Программы помощи нуждающимся. С 30-х годов правительство начало осуществление ряда программ по повышению  доходов неблагополучных групп  населения к обеспечению им равных экономических возможностей. По этим программам помощь получают бедняки, пожилые люди, жертвы дискриминации и другие нуждающиеся.

Программы помощи нуждающимся  разделяются на две категории.

Программы, повышающие доход. Государственные пособия, талоны на питание, пособия по безработице и другие выплаты по социальному страхованию являются примерами таких усилий. Программы, ликвидирующие причину нищеты и экономического неблагополучия. Преследуя эту цель, правительство запрещает дискриминацию и развивает образовательные программы, помогающие людям овладеть необходимыми профессиональными навыками.

Программы помощи отдельным группам населения. Со времен Джоржда Вашингтона правительство использует свои возможности для помощи предпринимателям, фермерам, рабочим и другим специфическим группам населения. Таможенные барьеры - налоги на товары из других стран  - ограждают промышленность от иностранных конкурентов. Законы о патентных и авторских правах защищают изобретателей, писателей и фирмы, с которыми они сотрудничают. Государственные субсидии (выплаты) и займы позволяют тысячам фермеров продолжать работать на своей земле. Ряд благоприятных для профсоюзов законов, принятых в 30-е годы, оказал большое влияние на трудящихся и привел к росту их членства.

Программы стабилизации экономики. Опыт показывает, что государство может сделать многое для смягчения взлетов и падений экономики.  Правительство стремится снизить безработицу, стабилизировать цены, способствовать росту экономической активности. Полная занятость, стабилизация цен и экономический рост - это три наиболее важные цели экономической политики правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения  товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок выполняет различные  функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса:

1. Что надо производить,  то есть какие товары и услуги  должны быть предложены потребителям?

2. Как производить, то  есть какой из способов изготовления  следует применить?

Информация о работе Рынок