Рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Рынок – это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. Другими словами, рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов – рабочей силы и средств производства – между разными сферами применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...4

Глава 1. Рынок и его характеристика …………………………….....5
1.1. Рынок: понятие, виды, функции, структура ……………..5

1.2. Роль рынка в общественном производстве ……………..11

1.3. Рыночная инфраструктура ……………………………….12
Глава 2. Рыночная экономика: основные черты…………………. .15
2.1. Конкуренция………………………………………………21

2.2. Система рынков и цен…………………………………….24

2.3. Частный тип собственности ……………………………..29
Глава 3. Государственное регулирование рыночной экономики…31
Заключение …………………………………………………………..35
Список используемой литературы………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономики.docx

— 201.38 Кб (Скачать файл)

Внутриотраслевая  конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К. Маркс назвал рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос к предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наоборот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства. Стимулируя технический прогресс н повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью.

Схематично рыночная организация  экономики может быть представлена моделью кругооборота товара и денег - моделью, характеризующей взаимосвязь рынков товаров и рынков ресурсов, фирм и домашних хозяйств (рис.1).

Кругооборот товара и денег 

Виды рынков

 

Рис.1. Кругооборот товара и денег

 

При построении этой модели делается ряд допущений:

·  в модели представлены только два хозяйствующих субъекта: домашние хо-

   зяйства и фирмы, и отсутствует третий хозяйствующий субъект – государ-

   ство;

·  не учитываются внешнеэкономические связи;

·  игнорируются взаимные расчеты между фирмами;

·  не рассматривается рынок денежных средств;

·  принимается, что все доходы домашних хозяйств превращаются в платеже

   способный спрос. Рассмотрим отдельные составляющие модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система рынков  и цен

 

Рынок товаров сводит вместе домашние хозяйства и фирмы. На этом рынке домашние хозяйства выступают как покупатели, фирмы - в качестве продавцов произведенных товаров. На рынке ресурсов их роли меняются: фирмы выступают в качестве покупателей ресурсов, а домашние хозяйства - в роли их продавцов.

Домашние хозяйства, продавая принадлежащие им на правах частной собственности факторы производства, получают доход. На полученные доходы, состоящие из заработной платы, процента, ренты и прибыли, домашние хозяйства приобретают необходимые им товары и услуги.

Фирмы, покупая на рынке ресурсов у домашних хозяйств труд, землю, капитал, производят товары, которые продают на рынке товаров в ответ на предъявляемый домашними хозяйствами платежеспособный спрос, образуемый доходами, полученными домашними хозяйствами.

Внутренний контур показывает физическое движение товаров и ресурсов (факторов производства) между домашними хозяйствами и фирмами. Потоки ресурсов направлены от домашних хозяйств к фирмам (в нижней части внутреннего контура). Товары и услуги, производимые фирмами, движутся в обратном направлении - от фирм к домашним хозяйствам (в верхней части контура).

Внешний контур показывает потоки платежей в денежном выражении. Потоки доходов движутся от фирм к домашним хозяйствам (в нижней части контура). Выходящий из сектора домашних хозяйств денежный поток, представляющий собой сумму платежей за товары, движется от домашних хозяйств к фирмам (в верхней части контура)

Предприятия через рынок  факторов производства покупают у домохозяйств необходимые им ресурсы (5 и 6), производят необходимые товары и услуги (7 и 8) и продают их через рынок продуктов домохозяйствам. В результате издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем на счета фирм в качестве доходов (4).

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений.

 

 

Рис.2. Полная модель кругооборота доходов

 

Государственные расходы (9 и 14), налоги (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственный сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Модель кругооборота товара и денег позволяет сформулировать ряд важнейших положений, касающихся организации рыночной экономики:

·  оплачивая факторы производства и формируя доходы домашних хозяйств, фирмы сами создают условия реализации произведенных товаров;

·  для равновесия всей системы необходимо, чтобы спрос, предъявляемый домашними хозяйствами, равнялся стоимости произведенной продукции;

·  величина общего объема произведенной продукции в денежном выражении равна сумме доходов, полученных на вложенные факторы производства.

Рыночная экономика представляет собой совокупность огромного количества, типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками. Исходя из этих различий, все рынки можно объединить в отдельные группы.

Группировка рынков на основе их разнообразных признаков представлена в таблице 1. 

 

Таблица 1. Виды рынков

 

Необходимым условием нормального  функционирования рынков является наличие рыночной инфраструктуры - совокупности отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка:

·  биржи (товарные, фондовые, валютные и т.п.);

·  аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

·  кредитная система и коммерческие банки;

·  государственные и негосударственные службы занятости;

·  информационные технологии и средства деловой коммуникации;

·  рекламные агентства;

·  торговые палаты;

·  аудиторские компании и т.д.

 

Цены.

На выбор фирмой ценовой  стратегии влияет размер фирмы. Бесспорными ценовыми лидерами являются крупные фирмы. Малые предприятия ввиду ограниченности финансовых возможностей, зависимости в рамках олигополии часто скованы в ценовых решениях. Чем выше ступень дифференциации продукции по качеству, тем выше роль цен, но при этом усложняется ценообразование. Цена является более важным элементом маркетинга для фирм-продавцов, чем для фирм-производителей. Для фирм-продавцов ценовые стратегии более обширны, разнообразны и должны быть быстрыми и точными. Свобода действия фирмы в области цен зависит от степени прямого или косвенного вмешательства государства, профсоюзов, потребителей. Роль маркетинговых стратегий цен зависит от степени взаимосвязи цен с другими элементами комплекса маркетинга.

Роль цены в обеспечении  рыночного успеха зависит от того, в какой рыночной ситуации реализуется  та или иная ценовая стратегия. Любая  фирма находится и действует  в конкретных рыночных ситуациях, среди  которых можно назвать четыре наиболее важные.

Первая ситуация. Фирма  должна установить цену на товар впервые. Это случается тогда, когда фирма  или вводит свой новый товар впервые  на внутренний рынок, или вводит традиционный товар на внешний рынок, или использует новый канал распределения или новый сегмент рынка.

Вторая ситуация. Конкурент  изменяет цену своего товара. Эта ситуация вынуждает фирму отреагировать на такой шаг конкурента и принять соответствующее решение на основе анализа следующих проблем:

·  ответить ли также изменением цены своего товара;

·  если да, то, на каком уровне установить свою цену;

·  ввести ли в действие вместо новой цены (или параллельно с ней) какую-либо неценовую стратегию, что могло бы нейтрализовать последствия изменения цены конкурентом.

 

Рыночная экономика цена рынок

 

В условиях сильной конкуренции  реакция фирмы па изменение цепы конкурентом должна быть быстрой. Поэтому  фирмы должны располагать заранее подготовленными программами принятия ценовых решений.

Третья ситуация. Фирма  сомневается, что текущая цена на ее товар находится на правильном уровне или со стороны спроса, или со стороны издержек производства (например, в зависимости от жизненного цикла изделия, под давлением сильной инфляции, под давлением политических факторов и т.д.).

Четвертая ситуация. Фирма  производит товар, который дифференцируется по показателям качества (например, копировальные машины малой, средней, высокой скорости). Между этими  товарами имеется связь и по спросу, и по издержкам производства. Здесь возникает проблема определения таких оптимальных цен для каждого вида товара, чтобы каждый из них продавался, приносил прибыль, а покупатели не переключались с менее совершенных на более совершенные изделия.

Для формирования ценовой  политики и принятия решений по ценам  необходима обширная маркетинговая информация следующего содержания.

1. Какова емкость рынка?  Каковы перспективы продаж? Каковы  сегменты рынка, на котором продастся товар; каким образом они взаимодействуют друг с другом? Каковы критерии сегментирования рынка? Как осуществляется большинство сделок - прямо или косвенно? Какие формы посреднических соглашений типичны на этом рынке? Какие формы торговли используются? Кто является покупателями на конкретном рынке, их типы, группы?

2. Каковы требования покупателей  к товару и соответствующему  набору сопутствующих продаже и потреблению услуг? Кто основные конкуренты? Какие конкурирующие товары продаются? Какова доля рынка товара фирмы и товаров конкурентов? Изменяется ли доля рынка отдельных товаров? Каково финансовое положение конкурентов? Каковы предполагаемые действия конкурентов в случае изменения условий рынка? Каковы возможности для изменения цен?

3. Какова оценка покупателем  цены товара фирмы, цен товаров-конкурентов,  цен товаров-заменителей? Каковы  цепы конкурентных товаров? Имеется ли товар, занимающий лидирующее место по цене? Какова эластичность спроса по цене? Каковы особенности рынка в отношении цен и их структуры: скидки, возможности предоставления кредита, мероприятия по стимулированию сбыта?

4. Каковы объемы производства  и складские запасы фирмы в  настоящее время? Какие издержки соответствуют этим уровням производства и складских запасов? Какое влияние изменение объема производства и складских запасов окажут на уже сложившиеся затраты? Какие затраты имеют отношение к принятию решений по ценам? Если методы определения структуры затрат не являются подходящими для принятия решений по цепам, возможно ли получить другую информацию, удовлетворяющую требованиям?

5. Каково соотношение  между выручкой от продажи,  прибылью, затратами и его влияние на другие товары? Каково влияние объема производства на выручку от продажи и прибыль? Какое влияние на выручку от продажи и прибыль оказывают расходы по стимулированию сбыта? Какова у фирмы доля прибыли в цепе единицы товара, отличается ли она от аналогичного показателя у конкурентов?

6. Какое влияние на  рынок в целом, на отдельные  фирмы оказывает правительство?  Какие фирмы являются основными  поставщиками правительственных организаций?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Частный тип  собственности

 

В зависимости от того, кто  является субъектом собственности, выделяются ее виды и формы (Таблица 2) В Российской Федерации носителями прав государственной собственности являются комитеты по управлению государственным имуществом, создаваемые соответственно на федеральном уровне и уровне субъектов федерации. Носителями прав муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. 

 

Таблица 2

 

Структура видов и форм собственности в РФ

Вид

собственности

Государственная

Муниципальная

Частная

Общественных организаций

Форма

собственности

Федеральная,

Субъектов федерации

Районная, городская,

поселковая, и т.д.

Граждан

Общественных организаций,

партий, церкви и т.д.

Информация о работе Рынок