Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:36, реферат
В Советском Союзе, в состав которого входила Беларусь, все земли были национализированы и стали исключительно собственностью государства. Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений.
Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………………………..21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников
В арендную плату
помимо земельной ренты могут
входить амортизационные
При использовании ранжированных ресурсов возникает дифференциальная рента, причиной существования которой является монополия на землю как на объект хозяйствования. Дифференциальная рента по плодородию имеет место в случае ранжирования земельных участков в зависимости от степени их плодородия; дифференциальная рента по местоположению появляется на участках, разноудаленных от рынков сбыта. Дифференциальная рента всех видов изымается землевладельцами через механизм арендной платы.
При купле-продаже земельного участка земля рассматривается как капитальный актив, запас, способный приносить поток дохода, т.е. ренту. Цена земельного участка прямо пропорциональна величине земельной ренты и обратно пропорциональна норме ссудного процента.
Земельный рынок
в Республике Беларусь находится
в стадии формирования: создана нормативно-правовая
база для развития рыночного оборота
земель несельскохозяйственного
Список литературы
Вахдев М. Государственное регулирование права частной собственности на землю и рынка земли. Законодательство и экономика. 200. №5. С. 4-15.
Гусаков В.Г. XXV лет поиска истины Сб. трудов Мн.: ИАЭ НАНБ. 2003.
Доклад о мировом развитии 2003 г. «Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов рост и качество жизни. 2003 г.
Ерохин С. Рынок земли, проблемы и пути формирования. Экономика и управление. 2007. №2. С. 31-33.
Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю». Минск: 1993.
Кирейша Е.И. Земельные отношения в Беларуси: прошлое, настоящее, будущее. Белорусский экономический журнал. 2006. №4. С. 94-104.
Кодекс Республики Беларусь о земле. Минск: Право и экономика, 2005.
Кречина Н. Аренда в системе экономического механизма природопользования. Экономист. 2004. №1. С. 89.
Лысенко Е. Эффективность использования земель. Экономист. 2004. №6. С. 87.
Макаров А.Н. Управление земельной собственности в сравнительно исторической и эволюционной, метод исследования институциональных основ управления собственности. Теория и практика. 2007. №1, 2.
Микроэкономика: курс интенсивн. подг. А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Сухарева: под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск: БГЭУ, 2007. - С. 277-281.
Сакович В. О земельной реформе в Беларуси на рубеже ХХ - начале ХХI веков. Общество и экономика. 2005. №5. С. 108-124.
Силинова Е. и Барзукокова Т. Экономика правовое развитие рынка земли в РФ. Экономика. 2004. №4. С. 89.
Экономика организаций и отраслей агропромышленно комплекса. В 2 кн., Кн.1. /В.Г. Гусаков; под общ. ред. акад. В.Г. Гусакова. - Минск: Белорус. наука. 2007. - С. 248-283.
Размещено на Allbest.ru
Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков).
Земля, как экономический ресурс, обладает рядом особенностей. Во-первых, земля не имеет издержек производства. Земля имеется в наличии как природный объект. Это бесплатный и невоспроизводимый дар природы. Во-вторых, ограниченность земли. Все прочие экономические ресурсы (труд и капитал) также ограничены, но их можно накопить или воспроизвести. Изменить размеры земельных угодий человечество не в состоянии.
Поскольку количество
совокупного предложения земли
в каждый момент времени увеличить
невозможно, то кривая предложения
земли абсолютно неэластична. Это
означает, что предложение земли
не может быть увеличено даже в
условиях значительного роста цен
на землю. Необходимо, однако, иметь
в виду, что в долгосрочном периоде
предложение земли может
Земельные угодья можно использовать как для сельскохозяйственных, так и для несельскохозяйственных нужд (земля используется для строительства жилья, объектов инфраструктуры, производственных корпусов и пр.). Совокупный спрос на землю складывается из сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса: DN = D1 + D2, где DN — совокупный спрос на землю; D1 — сельскохозяйственный спрос; D2 — несельскохозяйственный спрос (рисунок справа).
В отличие от сельскохозяйственного спроса на землю несельскохозяйственный спрос демонстрирует сегодня устойчивую тенденцию к росту. Например, все земельные ресурсы России составляют 1709,8 млн га, из них на сельскохозяйственные земли приходится только 662,2 млн га.
На рынке земли действует тот же, что и на всех прочих рынках, механизм Спроса и предложения. Однако, прежде чем его рассматривать, необходимо определить некоторые экономические категории, без понимания которых изучение данного факторного рынка было бы затруднительно. Необходимо четко различать понятия аренды и ренты, землевладения и землепользования. Субъектами экономических отношений на рынке земли выступают два типа собственников — полный собственник и собственник по пользованию. Полный собственник (землевладелец) обладает всеми правами собственности на земельный участок и определяет его дальнейшее использование. После заключения сделки по аренде определяется конкретный пользователь земли — землепользователь. Землевладение — владение землей на правах собственности и отдача ее в пользование предпринимателям. Землепользование — пользование землей в установленном законом порядке. Землевладелец может сам заниматься производительным использованием земли, тогда землевладелец и землепользователь едины в одном лице. Пользователь же земли не обязательно является ее собственником.
Особенностью механизма ценообразования на рынке земли является необходимость различать земельный участок как таковой и производственную функцию земли. У землевладельца существует три варианта использования своей собственности: земельный участок можно продать, выручив за него соответствующую цену; на данном участке можно вести хозяйственную деятельность, получая при этом регулярный доход в виде прибыли; земля может быть сдана в аренду, что принесет ее владельцу регулярный доход в виде ренты.
Глава 3. Рынок земли в Республике Беларусь
§ 1. Земельная собственность в Республике Беларусь
По состоянию на 1 января 2001 г., общая площадь земель Республики Беларусь составляет 20,76 млн. га, в том числе 9,3 млн. га сельскохозяйственных земель, из них пахотных -6,1 млн. га. В общей площади доля земли, находящейся в частной собственности (72,9 тыс. га), составляет 0,35%, а в площади сельскохозяйственных земель - 0,79%. Собственниками земли в стране являются 390 тыс. граждан, из них ведущие личное подсобное хозяйство - 85,3 тыс. граждан. Средний размер земельных участков, переданных в частную собственность, - 0,19 га, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства - 0,52 га. Частный сектор страны (хозяйства населения и фермерские), располагая 17% посевных площадей, производит 44% объема сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время земельная реформа в стране проводится недостаточными темпами. Основная причина этого - отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства. По прогнозам белорусских ученых-аграрников, передача земли в частную собственность кроме индивидуального сектора экономики коснется в первую очередь крестьянских (фермерских) хозяйств и экономически слабых колхозов и совхозов. В общей сложности это может составить не более 2,0-2,5 млн. га сельхозугодий (22-28%) от их общей площади. Необходимость передачи земли в частную собственность подтверждается и следующими фактами. По оценке специалистов Минсельхозпрода, треть валовой продукции, произведенной в 2000 г. в агросекторе, потеряна из-за бесхозяйственности. Только половина хозяйств способна работать без помощи государства, еще 25% могут выжить с небольшой поддержкой. Но 20-25% колхозов и совхозов нуждаются в реформировании, возможно с решением вопроса о собственности на землю. Правда, здесь следует заметить, что в ст. 13 Конституции страны сказано, что земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства. Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования законодательно-правовой базы регулирования земельных отношений в Республике Беларусь.
Кроме совершенствования правового аспекта в реформировании земельных отношений, у нас в стране существует еще ряд недостаточно решенных проблем относительно равноправного развития различных форм собственности на землю. К ним относятся:
• определение роли государства и создание экономических условий для изъятия в его пользу земельной ренты;
• совершенствование экономического механизма взимания платежей за владение, пользование и распоряжение землей:
• повышение роли земельного кадастра и земельно-оценочных работ,
• формирование рынка земли (недвижимости);
• развитие ипотеки и других рыночных форм землепользования.
В целом, для реального изменения сложившейся экономической ситуации в аграрном секторе Республики Беларусь необходимы радикальные перемены производственных отношений в сельском хозяйстве и переход к новой социально-экономической системе на основе изменения характера земельных отношений, в частности форм собственности на землю, а также разработка соответствующего этим изменениям нового (рыночного) хозяйственного механизма.
Рассматривая трансформацию отношений собственности (в том числе собственности на землю) в ходе формирования рыночной экономики, следует констатировать, что этот процесс может осуществляться в форме приватизации и разгосударствления.
В Республике Беларусь ведущее положение занимает государственная собственность на землю, устои которой были заложены в годы советской власти на основе проведения национализации земли и ее дальнейшего огосударствления в соответствии с положением о социалистическом землеустройстве. По действующему земельному законодательству, земля признана собственностью Республики Беларусь, установлен ее правовой статус в виде различных форм владения и пользования, а также порядок изъятия и предоставления земельных участков. Обеспечиваются правовые условия и порядок предоставления земельных участков в аренду юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным.
Вопросы земельной собственности затрагиваются в новой редакции Гражданского кодекса (ГК) Республики Беларусь. В нем исключены статьи, прямо регулирующие земельные отношения, в том числе лишь обозначен перечень вещных прав на землю (право хозяйственного ведения и право оперативного ведения (ст. 276, 277), право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право постоянного пользования им). Вместе с тем сохранены статьи, регулирующие отношения собственников зданий и сооружений с собственниками и пользователями земельных участков, а также статьи, посвященные сервитуту (ст. 268). Анализ действующего гражданского и земельного законодательства свидетельствует о необходимости создания единого государственного органа по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также принятия Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Опыт последних лет проведения земельной реформы в Беларуси позволяет сделать вывод о необходимости развития эффективно работающих крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сохранения коллективных форм хозяйствования, но только экономически свободных, реформированных в рыночные структуры: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества, кооперативы, ассоциации фермерских хозяйств, народное предприятие, агрофирмы, коммерциализированные предприятия и пр.
§ 2. Государственное регулирование в Республике Беларусь
Ликвидация государственной собственности на все сельскохозяйственные угодья практически означает: 1) аннулирование благоприятной базы для равноправного развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности; 2) переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориентации на многоукладную экономику; 3) неизбежный возврат к помещичьим и единоличным крестьянским хозяйствам хуторского типа, что обесценит огромные средства, вложенные ранее в дехуторизацию села, и потребует огромных инвестиций в создание новой системы внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства; 4) осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.
Возникает вопрос: можно
ли уйти от такого рода угроз и рисков
без ущерба для дела создания более
эффективной системы
Информация о работе Рынок земли и его функционирование в Республике Беларусь