Рынок земли и его функционирование в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

В Советском Союзе, в состав которого входила Беларусь, все земли были национализированы и стали исключительно собственностью государства. Обретение республикой независимости в начале 1990-х гг. и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для становления частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы изучения потребления и сбережений
домашних хозяйств………………………………………………………………... 5
1.1 Теория потребления и сбережений Дж.М.Кейнса…………………………… 5
1.2 Альтернативные теории потребления………………………………………… 9
2 Формы и методы государственного регулирования сбережений……………..14
2.1 Современные формы сбережений домашних хозяйств развитых стран……14
2.2 Опыт государственного стимулирования сбережений ФРГ………………...17
3 Особенности потребления и сбережений населения Республики Беларусь….21
3.1 Динамика и структура потребления и сбережений домашних хозяйств Республики Беларусь……………………………………………………………………………..21
3.2 Основные направления регулирования сбережений населения Республики Беларусь……………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 108.16 Кб (Скачать файл)

Из этого следует, что  активного хозяина создает не право собственности на землю, а  право собственности на результаты своего труда и на те средства производства, с помощью которых он их достигает на арендуемой земле. Поэтому долгосрочная аренда как метод землепользования получает все большее распространение. На основе аренды земли у частных землевладельце» в США уже используется около 60 % сельхозугодий, а в ряде стран ЕС — и того больше (в Бельгии, например, — более 70 %). В этих странах аренда стала основным путем привлечения дополнительных сельхозугодий с целью создания оптимального размера крупноземельных ферм как более экономически эффективных и конкурентоспособных. В мире имеется и многолетний опыт высокоэффективной работы сельхозпредприятий разных форм собственности на базе долгосрочной аренды земли у государства. Такой опыт есть в Китайской Народной Республике, Израиле, Голландии и др.

Исходя из зарубежного  опыта высокой эффективности  арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда. По своей сути она является рыночной формой хозяйствования и потому больше подходит для условий переходного периода.

Совершенствование системы  землепользования путем развития долгосрочной аренды земли у государства имеет  ряд преимуществ перед ее приватизацией, так как позволяет:

· сформировать для каждого  хозяйства удобное землепользование и виде сплошного и компактного массива рациональных размеров с устойчивыми границами, избежать мелкоземелья, чересполосицы, сложностей выделения и движения земельных долей;

· осознанно строить оптимальную  структуру товарного сельского  хозяйства по соотношению в ней  крупнотоварных предприятий разных размеров землепользования, специализации и разных форм собственности на них и таким образом быстрее в историческом плане выйти на высокий уровень рыночной надежности товарного сельского хозяйства республики в целом;

· максимально предотвратить  разрушение и обесценивание уже  действующих крупнотоварных предприятий интенсивного типа;

· создать многоукладную  экономику сельского хозяйства  путем преобразования ряда колхозов и госхозов в оптимального размера  частные предприятия корпоративного типа (кооперативные, акционерные, совместные фермерские: семейно-родственные, семейно-соседские и т.п.; и сохранения ныне действующих форм сельхозпредприятий там, где с государственной точки зрения это целесообразно, и там, где их работники выберут для себя такой вариант развития на перспективу;

· переходить от общественных к частным формам сельхозпредприятий на базе сложившихся размеров землепользования колхозов и госхозов или их внутрихозяйственных подразделений (отделений, производственных участков, бригад), т.е. размеров землепользований, которые создавались из расчета рационального комплектования и использования современного набора машин и механизмов, необходимых для комплексной механизации производства и кардинального повышения производительности труда в сельском хозяйстве. Такая преемственность при формировании размеров землепользования рыночных форм предприятий положительно отразится на их эффективности в будущем;

· облегчить, упростить, ускорить, удешевить и социально обезопасить  процесс формирования многоукладной  экономики сельского хозяйства;

· создать на основе долгосрочной аренды и различных форм собственности  экономически активных хозяев на земле, конкурирующих между собой за высшую эффективность производства;

· внести конкурсный отбор  арендаторов сельхозугодий;

· держать под государственным  мониторингом основные процессы, связанные  с землевладением, землепользованием  и землеустройством; обеспечить их развитие на научной основе, что  позволит быстрее выйти на более  низкий уровень трудо-, энерго- и ресурсоемкости производства продукции в сельском хозяйстве.

Имея такие возможности, нет смысла спешить с полным переходом  от государственной к частной собственности на сельхозугодья. Вначале надо освоить тот потенциал, которым обладает аренда земли у государства. А потенциал этот велик и при разумном его использовании можно ускорить процесс строительства наиболее экономически эффективного (оптимального) варианта рыночной экономики сельского хозяйства, т.е. такою, к которому в век НТП стремятся все развитые страны. Такому строительству государственная собственность на землю на условиях аренды лучше и больше благоприятствует, чем частная. Частная, особенно мелкоземельная (нередко в сочетании с чересполосицей), является тормозом для такого рода проектов. У нас в этом отношении имеется большое преимущество и мы просто обязаны им воспользоваться для построения в минимально короткие сроки наиболее конкурентоспособного сельского хозяйства.

Трансформации части государственных  сельхозугодий в частное землевладение в системе товарных сельхозпредприятий в перспективе может быть применена в роли способа поощрения тех из них, которые в течение многих лет будут иметь показатели производительности и оплаты труда, урожайности культур, продуктивности скота и рентабельности производства на уровне развитых стран мира, т.е. право частной собственности на землю может быть честно заработано и служить, росту экономической и социальной эффективности сельского хозяйства республики и целом. Перерастание аренды земли в частную собственность на нее только после достижения на арендуемой земле стабильно высокого уровня эффективности сельскохозяйственного производства полностью отвечает интересам строительства социально ориентированной рыночной экономики и потому встретит в республике лучшее понимание и поддержку со стороны народа.

Принципиально важно, что  объединение таким путем землевладения  и землепользования в единую систему хозяйствования на земле и юридическое признание государством права частной собственности на нее позволит: прочно привязать сельскохозяйственные земли к тем, кто непосредственно наиболее грамотно и эффективно их обрабатывает; максимально избежать злоупотреблений, обмана и несправедливости при становлении новой системы земельных отношений в сельском хозяйстве.

Следовательно, ориентация на максимальное сохранение государственной  собственности на сельхозугодья и их использование на условиях долгосрочной аренды в сочетании с преимущественным развитием корпоративных (артельных) форм предпринимательской деятельности на земле позволит на деле постепенно передать многие колхозы и госхозы в руки (в собственность) их трудовых коллективов. Именно таким путем приватизация в сельском хозяйстве может быть проведена в интересах подавляющего большинства не только селян, но и горожан.

Заключение

 

Главная особенность экономических  отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного  природного фактора является существование  земельной ренты. Отдавая землю  в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату  – ренту.

Рента, которая возникает  вследствие разности плодородия земельных  участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой.

Абсолютная рента является результатом монополии частной  собственности на землю со стороны  определенного класса общества.

В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты  – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая  появляется при монопольных ценах  на исключительно редкие и невоспроизводимые  в других местах земледельческие  продукты и полезные ископаемые.

Земля является предметом  не только аренды, но и купли –  продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а  на доходе, который приносит использование  земли владельцу. Цена земли –  это капитализированная рента.

Крестьяне, являющиеся собственниками своего участка, в качестве хозяйствующих  субъектов получат дифференциальную ренту, а в качестве собственников  земли они ее присваивают. Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве  нет.

Повсюду, где силы природы  могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, - будет ли то водопад, или  богатый рудник, или богатая рыбой  вода, или хорошо расположенное строительное место, - лицо, признаваемое собственником  этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту  добавочную прибыль в форме ренты.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

Используемые  источники

1. \\ Белорусская экономика:  анализ, прогноз, регулирование,  № 8*2002. Когановский С.Б. – Сохранение и рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды;

2. \\ Белорусский экономический  журнал, № 2*2001. Кивейша Е.И. – Землевладение и землепользование;

3. \\ Белорусский экономический  журнал, № 3* 2001. Удовенко С.А., Унукович А.В. – Земельная собственность в Республике Беларусь: состояние и проблемы;

4. \\ Белорусский экономический  журнал, № 2*2003. Филиппович Н.В.  – Налогообложение городских  земель в переходной экономике:  роль и проблемы развития;

5. \\ Веснiк БДЭУ, № 2, 2003. Кивейша Е.И. – Землевладение и землепользование в сельском хозяйстве Республики Беларусь;

6. \\ Экономист, № 2*2003. Липски С. – Изменение земельных отношений.

7. Джуха В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004;

8. Ивашковский С. Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999;

9. Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 1997;

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская  группа НОРМА – ИНФРА –  М, 1998;

11. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Бином», «Лаборатория базовых знаний», 1997.

 

 

 

 


Информация о работе Рынок земли и его функционирование в Республике Беларусь