Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - теоретически проанализировать земельный рынок в современной Белоруссии, его проблемы и перспективы развития.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Изучить теорию;
• Отразить понятие рынка земли и его становление в условиях рыночной экономики;
• Выявить структуру рынка земли;
• Оценить финансовое состояние;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...5
ГЛАВА 1.Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в РБ………………………………………………………………………………...7
1.1 Сущность и значение земельных отношений……..………………......7
1.2 Приоритетное развитие земельных отношений как основополагающего элемента национальной экономики.............................10
1.3 Механизм регулирования земельных отношений……………….......13
ГЛАВА 2. Оценка организации земельных отношений в РБ и распределения земельных ресурсов..............................................................16
2.1 Комплекс методов оценки земельных отношений в РБ………….....16
2.2 Распределение как способ эффективного регулирования земельных отношений.........................................................................................................20
ГЛАВА 3. Пути реформирования земельных отношений в РБ..................25
3.1 Система мероприятий по улучшению земельных отношений в РБ....25
3.2 Мероприятия, направленные на увеличение эффективности управления земельными отношениями...........................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 120.62 Кб (Скачать файл)

В результате хозяйственной деятельности и естественного роста лесов  существенно повысилась продуктивность лесов: средний запас насаждений на 1 га покрытых лесом земель за этот период увеличился со 135 до 196 куб. м, в  том числе спелых и перестойных  древостоев – с 216 до 244 куб. м. Средний  возраст насаждений увеличился на 12 лет и достиг 51 года. По ряду показателей, характеризующих лесосырьевые ресурсы, Беларусь входит в десятку ведущих лесных государств Европы.

В целях рационального использования  лесных земель, оптимизации породной и возрастной структуры лесов  ежегодно создается около 40 тыс. га новых лесов, реконструируются малоценные лесные насаждения. За 2006–2010 гг. площадь  покрытых лесом земель увеличилась  на 112 тыс. га.

В целом за год на экспорте продукции  и услуг организации лесного  хозяйства заработали 57,9 млн. долл. США, из них на лесопродукции – 56,5 млн. долл. США, на услугах – 1,4 млн. долл. США.

В январе-сентябре 2012 г. объем  внешней торговли товарами составил 70,9 млрд. долларов и по сравнению с январем-сентябрем 2011 г. вырос на 7 млрд. долларов или на 10,9%.Экспорт товаров – 36,1 млрд. долларов, увеличился на 19,2%.Импорт товаров – 34,8 млрд. долларов, вырос на 3,3%.Сальдо внешней торговли товарами положительное – 1,3 млрд. долларов.

 

Таблица 2.3. Динамика экспорта на основные виды продукции и сельского хозяйства в натуральном выражении, тыс. тонн.

Продукция

                                                    Год

2008

2009

2010

2011

Молоко и молокопродукты

3050,5

3930,0

344,2

383,3

Картофель и картофелепродукты

149,4

123,3

137,0

139,1

Мясо и мясопродукты

155,7

179,0

254,5

270,2

Плоды и ягоды

10,3

17,9

12,8

13,1

Овощи

65,5

68,6

132,7

134,8

Рыба и рыбопродукты

184,4

139,8

135,7

134,5


Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

                                  

 

 

                                     ГЛАВА 3

 Пути  реформирования  земельных отношений в РБ.

3.1 Система мероприятий  по улучшению земельных отношений  в РБ 

Главная задача реформирования — в перераспределении земель с целью дальнейшего создания условий равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, а так же формирования многоукладной экономики в аграрном секторе и достижения стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Определяя частные, конкретные задачи реформы, необходимо выявить правовые, экономические и технические стороны обеспечения проведения реформы.

 Рассматривая положения  отдельных статей Кодекса РБ  о земле, следует обратить внимание  на расширение права граждан  на земельные участки, новые  нормы предоставления земли, регламентацию  крестьянского землепользования, платности  землепользования, необходимости решения  вопросов охраны земель.

 Необходимо знать последовательность  осуществления реформы, значимость  каждого этапа в реализации  основных задач реформы. Обосновывая  необходимость и характеризуя  содержание правового обеспечения  реформы, акцентируйте внимание  на важность основных нормативных документов, рассмотренные выше. Важно подчеркнуть, что для успешного решения задач реформы задействованы, наряду с землеустройством и кадастром, практически все другие основные функции системы государственного управления землей: геодезия и картография, мониторинг, мелиорация и охрана земель, государственный контроль за использованием и охраной земель.

Для выполнения поставленных целей реформой предусматривается:

 – задействовать внутриотраслевые  резервы для дальнейшего расширенного  воспроизводства сельскохозяйственной  продукции;

 – на основе интенсивных  методов хозяйствования нарастить  объемы производства и сбыта  сельскохозяйственной продукции,  достаточные для стабильного  и сбалансированного функционирования  внутреннего продовольственного  рынка, увеличить поставки сельскохозяйственной  продукции на экспорт с целью  привлечения в республику иностранной  валюты;

 – создать условия  для устойчивого развития социальной инфраструктуры села.

 Достижение намеченных  целей планируется обеспечить  через:

 – совершенствование  экономических отношений между  юридическими лицами в АПК;

 – технико-технологическое  переоснащение сельскохозяйственного  производства;

 – увеличение объемов  жилищного строительства на селе;

 – повышение уровня  научного обеспечения АПК.

 

 Положительно оценивая  предпринимаемые усилия, следует  отметить, что остается много  проблем макро- и микроэкономического  уровней. Это устранение противоречий  между потребностями государства  в наращивании производства продовольствия  и сырья для промышленности  и возможностями сельскохозяйственных  товаропроизводителей для достижения  этих целей. 

Развитие самостоятельности  хозяйств приводит к необходимости изменения всей системы планирования, его принципов и методов. Для сельского хозяйства это означает изменение политики ценообразования с постепенной либерализацией и перестройку инвестиционного процесса в меру повышения удельного веса собственных средств в финансировании капитальных вложений, усиление роли прибыли, реформирование механизма закупок продукции, а также упорядочение взаимоотношений со сферой переработки и обслуживания АПК.

 

 Переход экономики  страны на рыночные отношения  предполагает период постепенного  демонтажа планово-распределительной  системы. К сожалению, в настоящее  время, этого не происходит. Резкий  же переход от централизованных  форм практически к отказу  от использования планирования  в сельском хозяйстве как одной  из функций управления одновременно  с либерализацией экономики и  приватизацией привели к разрыву  хозяйственных связей, потере перспективы,  неуправляемости экономическими процессами и, в конечном счете, способствовали глубокому спаду производства, снижению его эффективности.

 С 1990 г. валовая продукция  сельского хозяйства и производительность  труда на сельскохозяйственных  предприятиях уменьшилась, большая  их часть стала убыточной. Произошло  не изменение форм и методов  хозяйствования, не приспособление  к новым экономическим отношениям, а потеря комплексности и системности управления. Ведется разработка отдельных документов, относящихся к системе организации производства и планирования. Основным из них, выполняющим государственную плановую функцию, стал бюджет, принимаемый на республиканском уровне и субъектами Беларуси. В законе о бюджете на очередной год по сельскому хозяйству утверждаются общие расходы на эту отрасль, а также перечень и объем финансирования отдельных государственных целевых программ по развитию АПК и обеспечению аграрной реформы. Так, удельные затраты на эти программы в общем объеме расходов бюджета на сельское хозяйство составляют около 40%. Однако общий дефицит бюджетного финансирования на развитие сельского хозяйства и при этом имеющее место невыполнение его объемов указывают на то, что этот механизм государственного регулирования агропромышленного производства практически задействован еще недостаточно.

 Другим документом  планового характера является  подготавливаемый министерством  экономики прогноз социально-экономического  развития страны на очередной  год, который правительство представляет  в законодательные органы одновременно  с проектом бюджета. Для разработки  прогноза отраслевые министерства  с учетом доведенных им макроэкономических  параметров представляют министерству  экономики свои предложения. По  агропромышленному комплексу они  оформляются в виде документа  «Свободный план-прогноз развития  сельского хозяйства». Он содержит  показатели производства продукции  сельского хозяйства и пищевой  промышленности, объемы заготовок  и вывоза за пределы регионов, потребность и использование  земельных, трудовых и материально-технических  ресурсов, основные экономические  показатели производственно-финансовой  деятельности и социального развития. Происходит согласование показателей  прогноза и бюджетных проектировок. В основных направлениях социально-экономического  развития Республики Беларусь  определены стратегия и приоритеты на перспективу. Основными целями аграрной реформы являются:

 – преодоление негативных  тенденций и обеспечение устойчивого  развития АПК;

– повышение уровня самообеспечения продуктами питания;

 – увеличение экспорта  сельскохозяйственной продукции  и укрепление продовольственной  безопасности республики.

 Достижение поставленных  целей предусматривается путем  системного реформирования отношений  собственности и форм хозяйствования, комплексного проведения преобразований  во всех сферах АПК. По прогнозным  расчетам ежегодный прирост производства  сельскохозяйственной продукции  должен составлять не менее  3%, а продовольственных товаров – не менее 8%.

 По своему содержанию  эти документы представляют собой  обоснование показателей бюджета  и прогноза возможного развития  социально-экономической ситуации  в стране в целом и АПК  в частности. Определенные в  прогнозе параметры носят в  основном индикативный характер, являются предположительными, для  исполнительных органов рекомендательно-ориентировочными, и не всегда учитываются при  оценке их деятельности. Поэтому  уровень достоверности и исполнения  оказывается еще низким.

 Следует отметить, что  в годовых планах отсутствуют  многие макроэкономические показатели, определяющие условия функционирования  АПК:

 – паритет цен на  сельскохозяйственную и промышленную  продукцию;

 – предполагаемый  уровень процентной ставки для  кратко- и долгосрочного кредитования;

 – возможные поставки  основных видов техники и минеральных  удобрений;

 – ориентировочные  цены на продукцию и материально-технические  ресурсы;

 – виды дотаций  и государственной поддержки  и др2.

 Поэтому такой план-прогноз  лишь частично выполняет свою  функцию в части реальной оценки  возможного развития социально-экономической  ситуации, недостаточно представляет  исполнительным органам, субъектам  рынка материал для ориентации  деятельности на предстоящий  период. В известной мере этот  пробел восполняется принимаемыми  указами президента и постановлениями  правительства страны по вопросам  функционирования АПК на очередной  год. Однако предусматриваемые  в них меры из-за дефицита  ассигнований не всегда выполняются  в полном объеме, что усложняет финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, в сельском хозяйстве разрабатываются и  используются отдельные плановые документы  – бюджет, программы, прогнозы, бизнес-планы. Однако они не составляют единой системы, которая способствовала бы принятию наиболее целесообразных решений, определению  мер по повышению эффективности  производства, организации потоков  плановой информации. Конечно же, здесь  не должно идти речи о восстановлении директивности планов, но придании роли выполнения управленческих функций  в новой ситуации – в рыночных экономических отношениях. Поэтому  есть необходимость далее рассмотреть  вопрос о сущности рыночных отношений, специфике их использования в  аграрном секторе, о применении плановых методов в условиях рыночной экономики.

  Становление рыночных отношений следует рассматривать как средство обеспечения структурной перестройки и улучшения сбалансированности экономики в интересах повышения эффективности производства и уровня жизни населения. Эти отношения определяются функционированием многообразных форм собственности, возрастающей мотивацией к труду, использованием преимуществ конкуренции и усилением предпринимательской деятельности, главенствующей ролью платежеспособного спроса и предложения в формировании рынка товаров и услуг.

 При этом следует  учитывать, что принятые в развитых  странах модели рыночных отношений  соответствуют высокоинтенсивному  типу сельскохозяйственного производства, когда стоит задача его ограничения,  сохранения и завоевания новых  рынков в мировом экономическом  пространстве. В Беларуси совершено  иная ситуация. Задача состоит  в том, чтобы наполнять продовольственный  рынок и улучшать качество  питания населения, а для этого  необходимо наращивать сельскохозяйственное  производство, развивать пищевую  промышленность. О дефицитности  продовольственного рынка свидетельствуют  данные не только уровня потребления  основных продуктов питания, но  и производства сельскохозяйственной  продукции на душу населения.

Информация о работе Рынок земли и пути совершенствования земельных отношений в РБ