Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе раскрывается тема “Особенности российского рынка труда”, которая, на мой взгляд, актуальна на сегодняшний день и имеет огромное значение для всех современных граждан России, так как сфера труда – важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определя-ются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости.

Вложенные файлы: 1 файл

1-Рынок труда.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

 

• В Российской Федерации продолжает сохраняться  существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда.

• Не проводится эффективная региональная политика, основанная на оценке ситуации на рынке  труда и возможных перспектив ее развития.

• Региональные программы занятости должны исходить из общероссийской

концепции регулирования  рынка труда.

В стране по-прежнему продолжает сохраняться существенная дифференциация территорий по состоянию региональных рынков труда. Если на начало 1993 г. число регионов, где уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский, составляло 38, то на начало 1995, 1997 и 1998 гг. - соответственно 46,47,52.

В качестве важнейшего показателя при оценке сложившейся ситуации на рынке труда правомерно используются прежде всего уровень официально зарегистрированной безработицы, его отклонение от среднероссийской величины. На начало 1998 г. в РФ данный показатель составил 2,7%, но в ряде регионов этот показатель превышал среднероссийский в 2 раза и более. Анализ, проведенный с 1992 по 1997 г., показал, что состав регионов с наиболее высоким уровнем регистрируемой безработицы довольно устойчив: для Владимирской, Псковской, Ивановской областей и Республики Дагестан указанное превышение среднероссийского уровня безработицы наблюдается с 1992 г., для других регионов - с 1993 г.

Кроме того, охарактеризовать ситуацию на региональных рынках труда  с точки зрения застойности безработицы  позволяют такие показатели, как, например, средняя продолжительность регистрируемой безработицы и удельный вес безработных, состоящих на учете более одного года.

Количественная несбалансированность спроса и предложения рабочей  силы в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда часто усугубляется качественной несбалансированностью, что подтверждают исследования макроэкономических, демографических и социальных показателей этих территорий, социально-профессионального состава как их трудовых ресурсов, так и безработных.

Важнейший аспект анализа  качественного состава безработных - выделение среди них так называемой социально уязвимой группы населения, к которой относятся многодетные семьи; граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе; лица, не имеющие полного среднего образования; беженцы и

вынужденные переселенцы; инвалиды.

Проведенный анализ данных регионов дает основание считать  эти территории регионами социально-экономического бедствия.

В настоящее время  в стране не проводится эффективной региональной политики, основанной на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития, прежде всего в регионах с существенной деформацией структуры населения, спецификой социально-экономического развития -однобокой специализацией, преобладанием производств с высокой концентрацией интеллектуального труда, производств ВПК, отраслей с большим удельным весом предприятий-банкротов.

Отсутствуют четко сформулированные основные принципы регулирования социально-экономического развития регионов с точки зрения сохранения занятости и повышения ее эффективности, недопущения массовой и застойной безработицы. Не проводится четкого разграничения полномочий и функций между центром и субъектами РФ.

Ситуация в области  занятости населения в условиях рыночной экономики объективно обусловливает, как показывает и опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию занятости, в том числе в региональном разрезе). Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения.

В условиях тяжелого перехода к рыночным отношениям современное состояние занятости населения усугубляется банкротством предприятий, а также продолжающимся спадом производства, что предполагает активизацию процесса высвобождения рабочей силы и необходимость одновременной разработки экстренных мер по трудоустройству работников в целях недопущения массовой безработицы и ее застойного характера. Особо остро назрела потребность в этом в районах социально-экономического бедствия.12

Примером успешного стимулирования малого бизнеса в интересах занятости является город Москва. Необходимо заметить, что малые предприятия успешно развивались в Москве не только вследствие экономической политики местных властей, но главным образом потому, что большинство из них обслуживали большие и средние предприятия. А большие и средние предприятия, составляющие основу относительно благополучного состояния рынка труда Москвы, - это не автозаводы, перспективы вывода которых из кризиса пока не вполне ясны, и, к сожалению, не предприятия текстильной, швейной промышленности или доминирующие в нынешней московской промышленности предприятия пищевой промышленности, хотя некоторые из них (например, кондитерские предприятия «Красный Октябрь», «Бабаевское») демонстрируют достаточно хорошие рыночные результаты. Гораздо более важное значение имеют концентрация в Москве крупнейших банков и финансовых компаний, центральных офисов ведущих экспортно-импортных и добывающих (в том числе нефтяных и газовых) компаний России. Обслуживание этих структур в сферах их основной деятельности и удовлетворение спроса многочисленного высокооплачиваемого персонала этих структур на товары и услуги составляет экономическую базу малого бизнеса в городе. К сожалению, в силу данных обстоятельств, опыт Москвы лишь частично может быть воспроизведен в других регионах.

В системе мер по регулированию  региональных рынков труда большая роль отводится и активизации работы местных служб занятости, их связи с федеральной службой занятости России. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи данного блока в значительной степени выполняются региональными органами по труду (службами занятости) за счет региональных фондов занятости, а в составе последних находится порядка 80% от сумм обязательных страховых взносов работодателей, то роль регионов здесь шире, чем центральных органов власти. В число задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем

подготовки и переподготовки рабочей силы ( в первую очередь  ее временно незанятой части), совершенствование структуры, информационного обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости, повышение эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных и поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных и временных работ также могут решаться на региональном уровне.13

2.4. Основные  тенденции формирования рынка  труда в сельской местности  России.

Происходящие социально-экономические  преобразования в стране, переход к рыночным отношениям обусловили формирование рынка труда на селе. И здесь в состоянии рынка труда находят свое отражение ход реформ и соответствующие или вызываемые им экономические, социальные и демографические явления.

Региональные особенности  формирования рынка труда в сельской местности в значительной степени обусловлены территориальными различиями в размещении населения и трудовых ресурсов. Необходимо отметить направления в измененении численности трудовых ресурсов в 90-е годы. Это определялось различными факторами. Основное  влияние оказала негативная демографическая ситуация, складывающаяся под воздействием ухудшающегося уровня жизни сельского населения. На большой части сельской территории России наблюдался кризис воспроизводства населения, который был обусловлен высоким уровнем смертности и низкой рождаемостью.

Определенное влияние на изменение  количественных параметров трудовых ресурсов оказал миграционный приток в сельскую местность России беженцев и других мигрантов из стран ближнего зарубежья  после распада СССР, а также сокращение оттока населения из села в город в административно-территориальные преобразования. Миграционные процессы несколько сгладили негативную демографическую ситуацию, способствовали росту численности трудовых ресурсов.

Как немаловажную тенденцию в формировании рынка труда в сельской местности России в середине 90-х годов следует отметить рост неполной занятости на предприятиях сельского хозяйства. Этот процесс объясняется рядом причин: тяжелым экономическим положением предприятий, длительными задержками с выплатой заработной платы, ограниченностью сфер приложения труда, отсутствием рынка жилья в сельской местности, “ножницами” цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, затрудняющими ввод новых мощностей и создание новых рабочих мест, сезонными колебаниями в производстве продукции, трудностями в получении новых профессий, неразвитостью системы профессионального обучения на селе.

Вышеперечисленные факторы  обусловливают также рост занятости  сельского населения в такой сфере деятельности, как личное подсобное хозяйство (ЛПХ). В первую очередь, это связано с возрастанием роли ЛПХ в снабжении населения продовольствием.

Во-вторых, ЛПХ при  сложившейся негативной ситуации является формой вторичной занятости (помимо работы на сельхозпредприятии), подспорьем в доходе сельской семьи. Доля ЛПХ в совокупном доходе сельской семьи состав-ляет в настоящее время 40%, а в отдельных областях - 50%.

В-третьих, личное подсобное  хозяйство как товаропроизводитель  сельскохозяйственной продукции может наряду с крестьянским хозяйством, при определенных условиях (придания статуса ЛПХ, разработке правой базы, льготных кредитах, продаже на льготных условиях ресурсов (кормов, посадочного материала, сельхозтехники, транспортных средств и прочих) являться формой первичной занятости и способствовать снижению безработицы на селе. 

С 1991 г. получила развитие такая форма  занятости населения, как занятость в крестьянских (фермерских) хозяйствах. В настоящее  время рост фермерских хозяйств практически  прекратился.

Резкий спад сельскохозяйственного  производства вызвал появление и  последующий рост сельской безработицы. По данным  Федеральной службы занятости  России на конец июня 1997 г. численность  официально зарегестрированных безработных, проживающих в сельской местности, составила 28,1% от общей численности всех безработных в стране, а на данный момент составляет еще и больше.

Нерациональная структура  занятости на селе и отсутствие инвестиций в развитие других сфер деятельности не способствуют созданию новых рабочих мест. Безработица на селе принимает застойный характер, что является опасным явлением как в социальном, так и в профессиональном плане. С увеличением сроков безработицы происходит потеря трудовых навыков и способности интенсивно работать, наблюдается утрата уверенности в себе. Росту безработицы также способствуют несоответствие спроса и предложения на рынке труда, низкая мобильность сельских жителей, особенно в регионах с преобладанием моноскопического типа хозяйствования, слабая пропускная способность системы подготовки и переподготовки кадров, недостаточность инвестиций, препятствующая созданию новых рабочих мест, свертывание предприятий сферы соцкультбыта.

 Исследования показали, что отмеченные проблемы рынка  труда в сельской местности  пока не находят полноценного решения. Государство и местные

органы власти не оказывают  регулирующего воздействия на эти  процессы.

Учитывая, что в ближайшей  перспективе дисбаланс на рынке  труда в сельской местности сохранится, а численность безработных скорее всего возрастет, целесообразно на ближайшую перспективу предусмотреть меры по:

- сохранению и стабилизации  занятости работающих, особенно  квалифи-

цированных кадров, при  смене собственника, приватизации, банкротстве предприятий, изменении  их специализазии (субсидирование и квотирование рабочих мест);

  • расширению занятости в личном подсобном секторе;
  • сдерживанию обвальной и массовой безработицы на селе;
  • сокращению сроков вынужденной безработицы;

-  усилению социальной  защиты работников всех категорий,  высво-божденных из производства;

-  максимальному расширению  возможностей занятости для наиболее     социально уязвимых групп и  слоев сельского трудоспособного  населения, в частности женщин  и молодежи;

-    внутриотраслевому  перемещению рабочей силы на  районном, областном и межобластном уровне, содействию в расселении и обустройстве переселенцев;

  • стимулированию гибких форм занятости и самозанятости;
  • использованию средств государственного фонда занятости населения для компенсации издержек работодотелей при создании и содержании дополнительных рабочих мест на базе сельскохозяйственных предприятий.14

 

2.5. Молодежь  на рынке труда.

 

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда  в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется  тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой  безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживаемость российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Выходить молодежь на рынок труда заставил чрезвычайно  низкий уровень

доходов беднейших слоев  населения. В течение последних  лет труд подростков стал обычным  явлением.

Следует отметить, что  наряду с экономическими факторами усилению напряженности на российском молодежном рынке труда способствовал и демографический фактор: сравнительно высокий уровень рождаемости, наблюдавшийся с середины 70-х и до конца 80-х годов, привел к увеличению притока молодежи на рынок труда в 90-е годы. Ослабление напряженности на рынке труда молодежи можно прогнозировать (исходя из демографических показателей) лишь к 2003 году.15

Информация о работе Рынок труда