Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным, определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУР..5
1.1. Понятие рынка труда………………………………….….………..5
1.2. Типология и структура рынка труда………………….………....7
1.3. Виды и функции заработной платы………………………..….….9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ…….….…..13
2.1. Государственное регулирование рынка труда………………....13
2.2. Роль профсоюзов в установлении заработной платы…………15
2.3. Рынок труда и заработная плата в России………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……….………33
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(пример).docx

— 101.18 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим  сокращение предложения труда. Закрытый или цеховой профсоюз.

Профсоюзы могут повышать ставки заработной платы  путем сокращения предложения труда. Оно достигается разными путями, начиная от требования ввести иммиграционные законы и кончая запрещением принимать  на работу лиц, не состоящих в профсоюзе. Кроме того, используются меры ограничивающие интенсивность труда [21. с.83]. Все эти требования, в конечном счете, направлены на то, чтобы поднять вверх кривую предложения S в новое положение S’.

Такая политика наиболее характерна для цеховых  профсоюзов, которые объединяют рабочих  определенной профессии. Профсоюзы  во многих случаях вынуждали предпринимателей нанимать только рабочих - членов профсоюзов, при этом обеспечивался полный контроль над предложением труда. Затем, путем проведения политики сокращения членства в профсоюзе - длительный срок обучения, непомерные вступительные взносы, ограничение или запрещение принятия новых членов - профсоюзы искусственно сокращали предложение труда. Как показано на рис. 10, это приводит к увеличению ставок заработной платы. Р. Макконнелл и С.Л. Брю называют подобный профсоюз закрытым профсоюзом, так как более высокая заработная плата является результатом исключения рабочих из союза и, соответственно, из предложения труда. На рисунке показано, что с увеличением заработной платы с W1 до W2 численность занятых падает с N0 до N1.


 

 

 

 

Рис. 2.2. Сокращение предложения труда [23]

 

Лицензирование  работников — это другое, широко используемое средство ограничения  предложения определенных видов  труда [13. с.810]. Группа работников определенной профессии оказывает давление на власти, побуждая их принять закон, в соответствии с которым они могут заниматься своей деятельностью, только если их квалификация отвечает определенным требованиям [13.с.810]. Эти требования могут включать уровень образования, стаж работы по специальности, сдачу экзаменов и личные характеристики Система лицензирования предъявляет требования, которые ограничивают число лиц, получающих разрешение заниматься данным видом деятельности.

Таким образом, задача установления величины заработной платы решается в процессе разработки коллективного договора. Трудовой кодекс РФ обязывает каждого работодателя его иметь [7.с.6]. Для того, что бы профсоюз не только требовал повышенной заработной платы, но делал это квалифицированно, было заключено Генеральное соглашение между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей на 2002-2003гг. [7. с.8]. На сегодняшний день его результаты еще не полностью внедрены в повседневную практику, но при требовании повысить заработную плату у профсоюзов есть научно - обоснованные аргументы.

 

    1. Рынок труда и заработная плата в России

 

Особенность функционирования российского рынка  труда заключается, прежде всего, в  наложении старых проблем на новые  при его становлении. Это:

- Сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10-25% работающих [10. с.42];

- Значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;

- Большие масштабы занятости неквалифицированным трудом ( до 25 млн. человек) [15 с.52];

- Неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;

- Существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);

- Сохранение психологических установок традиционного общества (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизма; скромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности).

- Наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников.

Утверждение многоукладности в  экономике, принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда  в сочетании с продолжавшимся до 1999г. спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением  уровня жизни, социальным расслоением  населения, усилением негативных демографических  тенденций породили на рынке труда  гамму новых проблем.

Переплетаясь, и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.

Возникновение частного предпринимательского сектора  в экономике привело к оттоку рабочей силы из государственного, на долю которого теперь приходится менее 40 % занятых. Перераспределение рабочей  силы по секторам происходит не только в результате акционирования и приватизации госпредприятий, но и вследствие создания новых структур в сфере малого бизнеса. По данным Госкомстата России, в среднем каждый владелец малого предприятия создает 20 рабочих мест. Вначале 2005г. в этом секторе трудилось 8,5 млн. (примерно 12% всех занятых), а с учетом вторичной занятости – 15,2 млн. По оценкам в 2002 г. индивидуально трудовой деятельностью занималось 4 млн. человек  [10 c.42]. Следует иметь в виду, что официальная статистика не учитывает, например, численность «челноков» микропредпринимателей (по разным подсчетам их не менее 10 млн. чел.).

Спад  производства, наблюдавшийся до 1999г. практически во всех отраслях промышленности, одинаково затронул предприятия  всех форм собственности. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, промышленность переориентируется на изготовление более дешевой технически менее сложной продукции: например, выпуск робототехники и станков с ЧПУ заменяется производством станков с ручным управлением [20 c.4]. Это приводит к уменьшению потребности в высококвалифицированной рабочей силе. Этому же способствует и конверсия значительной части оборонных предприятий. Причем, в самом кризисном положении с точки зрения занятости оказался сектор военных разработок. Уменьшение госзаказа на 80% стало главной причиной сворачивания деятельности оборонных институтов и высвобождения значительного числа квалифицированных кадров [20 c.3].

Изменяется  и структура занятости. Постоянно увеличивается численность управленцев и занятых в кредитной и страховой сфере путем сокращения кадрового потенциала в промышленности, строительстве, торговле, материально-техническом снабжении и науки. Говоря о новых факторах, влияющих на рынок труда, нельзя не коснуться темы социального партнерства. Особенности нынешней социально- экономической ситуации отражаются на роли, правах и обязанностях партнеров. Социальное «партнерство» администрации и трудового коллектива нередко выливается в негласное соглашение, позволяющее оказывать совместное давление на государство в целях получения финансовой поддержки, выгоды от которой достаются преимущественно директорату [15 c.54]. На большинстве малых предприятий коллективные договора практически не заключаются. Одно из свидетельств неэффективности системы тарифного регулирования – упоминавшаяся дифференциация в заработной плате между профессионально квалификационными группами.

С сожалением приходится признать, что на рынке труда в большей степени проявляется односторонняя монополизация работодателем, сопровождающаяся ростом социальной незащищенности граждан и социальной напряженности в обществе, возникновением новых форм трудовых конфликтов, в том числе и применением насилия.

Важнейший фактор, обостряющий старые и новые проблемы рынка труда - заработная плата.

В отличие  от развитых стран Запада, у нас  в советский период, и сейчас - всячески культивируется точка зрения о вынужденной политике низкой заработной платы. Одним из итогов перехода к  рыночной экономике в России явилось  снижение доли зарплаты в общей сумме  доходов населения [14 c.51].

Удельный  вес заработной платы в общей  массе доходов населения России, согласно данным Госкомстата, упал. Наряду с ней, появились теневые выплаты  зарплатоподобного характера, которые составляли от 22.6% (2002 г.) до 27.7% (2005 г.). Однако теневые выплаты, в том числе и за честную работу, относить к категории "Заработная плата" нельзя. В нее входят такие выплаты, которые, в сущности, являются оплатой труда и искажают всю статистику. В 2005 г. дифференциация заработной платы вместе с зарплатоподобными выплатами была вдвое выше дифференциации всех доходов.

Доходы  от предпринимательской деятельности и собственности, доля которых выросла  с 6.3% до (примерно) 20%, получает довольно ограниченный контингент населения. Это способствовало увеличению дифференциации доходов отдельных групп населения, свидетельствующему о росте социального неравенства и расслоении общества. В ходе экономических преобразований социалистическая нерыночная модель экономики, в которой заработная плата непосредственно выступала частью национального дохода и росла, хотя и медленно, была поэтапно трансформирована в несоциалистическую, но по сути отличающуюся от рыночной модели. Теперь заработная плата определяется не рынком и государственным регулированием, а новыми собственниками, причем достаточно произвольно, и является по существу долей работника в доходе предприятия, а не ценой труда [14 c.52].

Сокращение  реальных доходов населения и  увеличение неравенства в них  стали главными тенденциями динамики уровня жизни в России на протяжении последних десяти лет XXв., результатом чего стало беспрецедентное повышение доли лиц во всем населении, живущих на доход ниже прожиточного минимума..

В России государственный минимум заработной платы с самого начала вхождения  в рынок не стал фактором роста  экономики, отразив кризисное состояние  института заработной платы вообще.

Резкое  снижение требований со стороны государства  к уровню минимальной заработной платы на начальном этапе осуществления  реформы можно отнести к крупным  просчетам правительства в сфере  регулирования процессов реформирования экономики. Такая политика позволяла  не разоряться в условиях кризиса  даже самым неэффективно работающим предприятиям, включая предприятия  и организации, финансируемые из бюджета. Вместе с тем гарантируемый  государством уровень минимальной  заработной платы не обеспечивал  даже элементарного физиологического выживания работников и практически  означал вообще отказ от каких-либо требований к работодателю, относящихся  к величине оплаты труда работников, и перенесение на уровень предприятия  также и решения вопроса о  минимальной заработной плате.

Согласно  закону о минимальной заработной плате, принятому в июле 2000г., ее уровень  с января 2001г. был установлен в 200 руб., а с 1 июля 2001г. – 300руб. При цене доллара в 30 руб. весной 2002г. минимальная  заработная плата стала равняться 450 руб., что составляет примерно 30% от стоимости минимальной потребительской  корзины. А далее резкий скачок вверх (см.прил.4). Эти шаги обозначили появление стратегии перехода к рыночной экономике с ее реально работающей заработной платой.

Правительство России устранилось от регулирования  оплаты труда, так что работодатель вправе устанавливать заработную плату  на каком угодно низком уровне. Заработная плата занижается и в результате общей ценовой политики, когда  правительство непрерывно увеличивает  цены на энергоносители, пытаясь приблизить их к мировым, но без параллельного  повышения заработной платы, либо проводит, как это было в августе 1998 г., девальвацию рубля, приводящую к обесцениванию денежных средств населения. В 23 индустриально развитых странах при росте потребительских цен в 5,4 раза среднемесячная оплата труда возросла в 8,2 раза [22.с.67]. В России же оплата труда и социальные выплаты растут значительно медленнее, чем цены на товары и услуги, о чем свидетельствует данные(см.5 прил.)[16 c.47].

Ослабевает  в России и мотивационная функция  заработной платы на основе ее объективной  общественной дифференциации, которая  в настоящее время зависит  более всего от того, какое положение  занимает работник, регион или отрасли  по отношению к ввозимым за границу  энергоресурсам. В регионах со значительной концентрацией предприятий топливно-энергетического  комплекса высокая заработная плата  обусловлена высокими ценами на продукцию, что связано с внешним рынком и монопольным положением отраслей и предприятий.

Обрабатывающие  же отрасли в связи с большими затратами на сырье и топливо  не имеют такой возможности для  повышения оплаты труда. Спад производства в машиностроении, особенно на предприятиях ВПК, сказался на заработной плате его работников – по сравнению с добывающими и топливными отраслями. Особенно упала оплата труда наиболее квалифицированных специалистов – научных работников, преподавателей вузов, конструкторов, инженеров. Другой сферой высокой оплаты стали финансы и страхование. В 2005 г. месячная заработная плата в промышленности, строительстве, связи, науке и государственном управлении составила 45% от соответствующего показателя в сфере финансов и страхования, в здравоохранении, образовании и культуре – 20-23%, в сельском хозяйстве - 17% [3.с.11].

 Таким  образом, сегодня заработная плата  большинства россиян не выполняет  не воспроизводственной, ни стимулирующей  функции. Это в значительной  мере объясняет некоторые иррациональные  с точки зрения теории рынка  мотивы формирования предложения  труда и спроса на него.

 

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Рынок труда