Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным, определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. РЫНОК ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУР..5
1.1. Понятие рынка труда………………………………….….………..5
1.2. Типология и структура рынка труда………………….………....7
1.3. Виды и функции заработной платы………………………..….….9
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ…….….…..13
2.1. Государственное регулирование рынка труда………………....13
2.2. Роль профсоюзов в установлении заработной платы…………15
2.3. Рынок труда и заработная плата в России………………….…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…….…28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..……….………33
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рассмотрим сокращение предложения труда. Закрытый или цеховой профсоюз.
Профсоюзы
могут повышать ставки заработной платы
путем сокращения предложения труда.
Оно достигается разными
Такая политика
наиболее характерна для цеховых
профсоюзов, которые объединяют рабочих
определенной профессии. Профсоюзы
во многих случаях вынуждали
Рис. 2.2. Сокращение предложения труда [23]
Лицензирование работников — это другое, широко используемое средство ограничения предложения определенных видов труда [13. с.810]. Группа работников определенной профессии оказывает давление на власти, побуждая их принять закон, в соответствии с которым они могут заниматься своей деятельностью, только если их квалификация отвечает определенным требованиям [13.с.810]. Эти требования могут включать уровень образования, стаж работы по специальности, сдачу экзаменов и личные характеристики Система лицензирования предъявляет требования, которые ограничивают число лиц, получающих разрешение заниматься данным видом деятельности.
Таким образом, задача установления величины заработной платы решается в процессе разработки коллективного договора. Трудовой кодекс РФ обязывает каждого работодателя его иметь [7.с.6]. Для того, что бы профсоюз не только требовал повышенной заработной платы, но делал это квалифицированно, было заключено Генеральное соглашение между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей на 2002-2003гг. [7. с.8]. На сегодняшний день его результаты еще не полностью внедрены в повседневную практику, но при требовании повысить заработную плату у профсоюзов есть научно - обоснованные аргументы.
Особенность функционирования российского рынка труда заключается, прежде всего, в наложении старых проблем на новые при его становлении. Это:
- Сверхзанятость населения (из-за неэффективности использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы, достигавшей, по разным оценкам, 10-25% работающих [10. с.42];
- Значительное количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы по ряду профессий, определявшемся недостатками подготовки, отсутствием трудовой мобильности, необходимой для адаптации к меняющимся производственным условиям;
- Большие масштабы занятости неквалифицированным трудом ( до 25 млн. человек) [15 с.52];
- Неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории страны;
- Существование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда);
- Сохранение психологических установок традиционного общества (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизма; скромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности).
- Наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников.
Утверждение многоукладности в экономике, принципа добровольности труда, появление новых форм взаимодействия между субъектами рынка труда в сочетании с продолжавшимся до 1999г. спадом производства, неблагоприятными сдвигами в отраслевой структуре, снижением уровня жизни, социальным расслоением населения, усилением негативных демографических тенденций породили на рынке труда гамму новых проблем.
Переплетаясь, и дополняя друг друга, они оказывают существенное влияние на поведение работодателей и наемных работников.
Возникновение частного предпринимательского сектора в экономике привело к оттоку рабочей силы из государственного, на долю которого теперь приходится менее 40 % занятых. Перераспределение рабочей силы по секторам происходит не только в результате акционирования и приватизации госпредприятий, но и вследствие создания новых структур в сфере малого бизнеса. По данным Госкомстата России, в среднем каждый владелец малого предприятия создает 20 рабочих мест. Вначале 2005г. в этом секторе трудилось 8,5 млн. (примерно 12% всех занятых), а с учетом вторичной занятости – 15,2 млн. По оценкам в 2002 г. индивидуально трудовой деятельностью занималось 4 млн. человек [10 c.42]. Следует иметь в виду, что официальная статистика не учитывает, например, численность «челноков» микропредпринимателей (по разным подсчетам их не менее 10 млн. чел.).
Спад производства, наблюдавшийся до 1999г. практически во всех отраслях промышленности, одинаково затронул предприятия всех форм собственности. Пытаясь найти выход из создавшейся ситуации, промышленность переориентируется на изготовление более дешевой технически менее сложной продукции: например, выпуск робототехники и станков с ЧПУ заменяется производством станков с ручным управлением [20 c.4]. Это приводит к уменьшению потребности в высококвалифицированной рабочей силе. Этому же способствует и конверсия значительной части оборонных предприятий. Причем, в самом кризисном положении с точки зрения занятости оказался сектор военных разработок. Уменьшение госзаказа на 80% стало главной причиной сворачивания деятельности оборонных институтов и высвобождения значительного числа квалифицированных кадров [20 c.3].
Изменяется и структура занятости. Постоянно увеличивается численность управленцев и занятых в кредитной и страховой сфере путем сокращения кадрового потенциала в промышленности, строительстве, торговле, материально-техническом снабжении и науки. Говоря о новых факторах, влияющих на рынок труда, нельзя не коснуться темы социального партнерства. Особенности нынешней социально- экономической ситуации отражаются на роли, правах и обязанностях партнеров. Социальное «партнерство» администрации и трудового коллектива нередко выливается в негласное соглашение, позволяющее оказывать совместное давление на государство в целях получения финансовой поддержки, выгоды от которой достаются преимущественно директорату [15 c.54]. На большинстве малых предприятий коллективные договора практически не заключаются. Одно из свидетельств неэффективности системы тарифного регулирования – упоминавшаяся дифференциация в заработной плате между профессионально квалификационными группами.
С сожалением приходится признать, что на рынке труда в большей степени проявляется односторонняя монополизация работодателем, сопровождающаяся ростом социальной незащищенности граждан и социальной напряженности в обществе, возникновением новых форм трудовых конфликтов, в том числе и применением насилия.
Важнейший фактор, обостряющий старые и новые проблемы рынка труда - заработная плата.
В отличие от развитых стран Запада, у нас в советский период, и сейчас - всячески культивируется точка зрения о вынужденной политике низкой заработной платы. Одним из итогов перехода к рыночной экономике в России явилось снижение доли зарплаты в общей сумме доходов населения [14 c.51].
Удельный
вес заработной платы в общей
массе доходов населения
Доходы
от предпринимательской
Сокращение реальных доходов населения и увеличение неравенства в них стали главными тенденциями динамики уровня жизни в России на протяжении последних десяти лет XXв., результатом чего стало беспрецедентное повышение доли лиц во всем населении, живущих на доход ниже прожиточного минимума..
В России
государственный минимум
Резкое
снижение требований со стороны государства
к уровню минимальной заработной
платы на начальном этапе осуществления
реформы можно отнести к
Согласно
закону о минимальной заработной
плате, принятому в июле 2000г., ее уровень
с января 2001г. был установлен в 200
руб., а с 1 июля 2001г. – 300руб. При цене
доллара в 30 руб. весной 2002г. минимальная
заработная плата стала равняться
450 руб., что составляет примерно 30% от
стоимости минимальной
Правительство России устранилось от регулирования оплаты труда, так что работодатель вправе устанавливать заработную плату на каком угодно низком уровне. Заработная плата занижается и в результате общей ценовой политики, когда правительство непрерывно увеличивает цены на энергоносители, пытаясь приблизить их к мировым, но без параллельного повышения заработной платы, либо проводит, как это было в августе 1998 г., девальвацию рубля, приводящую к обесцениванию денежных средств населения. В 23 индустриально развитых странах при росте потребительских цен в 5,4 раза среднемесячная оплата труда возросла в 8,2 раза [22.с.67]. В России же оплата труда и социальные выплаты растут значительно медленнее, чем цены на товары и услуги, о чем свидетельствует данные(см.5 прил.)[16 c.47].
Ослабевает
в России и мотивационная функция
заработной платы на основе ее объективной
общественной дифференциации, которая
в настоящее время зависит
более всего от того, какое положение
занимает работник, регион или отрасли
по отношению к ввозимым за границу
энергоресурсам. В регионах со значительной
концентрацией предприятий
Обрабатывающие же отрасли в связи с большими затратами на сырье и топливо не имеют такой возможности для повышения оплаты труда. Спад производства в машиностроении, особенно на предприятиях ВПК, сказался на заработной плате его работников – по сравнению с добывающими и топливными отраслями. Особенно упала оплата труда наиболее квалифицированных специалистов – научных работников, преподавателей вузов, конструкторов, инженеров. Другой сферой высокой оплаты стали финансы и страхование. В 2005 г. месячная заработная плата в промышленности, строительстве, связи, науке и государственном управлении составила 45% от соответствующего показателя в сфере финансов и страхования, в здравоохранении, образовании и культуре – 20-23%, в сельском хозяйстве - 17% [3.с.11].
Таким
образом, сегодня заработная