Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рынка труда и роли государства в его регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать сущность и функции рынка труда;
- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;
- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………….
1.1 Сущность и функции рынка труда ………………....................................
1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда…………….
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ ………………………………………………………………….
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………….
2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рынок труда.docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

Для характеристики спроса на рабочую силу используются показатели:

- количество заявленных вакансий;

         - количество безработных на одну вакансию.

Эти показатели формируются  по экономике республики в целом, а также по секторам экономики, отраслям и регионам.

Предложение рабочей силы предопределяется наличием  трудового  потенциала, представляющего собой  совокупную рабочую силу или совокупную общественную способность к труду  населения данного государства, региона.

Рынок труда проявляется  в постоянно меняющемся отношении  спроса на рабочую силу со стороны  разнообразных нанимателей и  предложения рабочей силы со стороны  лиц, готовых работать по найму.

Состояние рынка труда, его  конъюнктура зависят от соотношения  спроса предложения рабочей силы. Если предложение превышает спрос  на рабочую силу, возникает ситуации наличия на рынке «излишнего труда», то есть безработица; если спрос превышает  предложение – на рынке возникает  «недостаток труда», то есть свободные  рабочие места. Если же спрос и  предложение на рынке труда совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная занятость.

Рынок представляет собой  сложную систему отношений, которая  подразделяется на части – подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами [17, с. 39].

Сегментирование рынка имеет  большое значение для: анализа рынка, изучения его структуры и емкости, выявление контингента, образующего  предложение и спрос на него, для  определения перспектив рынка труда.

При осуществлении сегментации  рынков используются три признака: профессионально - отраслевой, квалификационно-зарплатный и социально-демографический. Путем сочетания этих признаков могут быть выделены следующие группы работников, различающиеся приоритетностью сферы деятельности и уровнем материального обеспеченности:

  1. дефицитные высококвалифицированные группы работников, занятые в развивающихся отраслях и сферах деятельности при достаточно высоком уровне гарантий занятости и росте доходов, превышающем уровень инфляции и общего экономического роста;
  2. избыточные высококвалифицированные группы работников сокращаемых или неразвивающихся сфер деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий занятости и уровне доходов, соотносимом с темпами инфляции;
  3. дефицитные квалифицированные и низкоквалифицированные группы работников в развивающихся отраслях и сферах деятельности с относительной стабильностью занятости при уровне доходов, отстающем от темпов инфляции, и нуждающиеся в социальной поддержке;
  4. избыточные квалифицированные и низкоквалифицированные группы работников в сокращаемых или неразвивающихся сферах деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий занятости и уровне доходов, значительно отстающем от темпов инфляции;
  5. работники, относящиеся к любой из названных категорий, но в то же время принадлежащие к социально-уязвимым группам, отличающиеся ограниченной возможностью использования трудового потенциала, что в большей или меньшей степени снижает гарантии их занятости и уровень доходов.

Сегментация позволяет конкретно  оценивать состояние рынка труда  по каждой категории  работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции между наемными работниками и между работодателями.

Рынки труда бывают двух основных типов: внешний – перемещение  рабочей силы между предприятиями  и организациями и внутренний – движение кадров внутри предприятия, связанное с переходом на аналогичную  работу или повешение в должности.

В свою очередь  внутренний рынок труда делится на первичный и вторичный. Первичный рынок труда объединяет квалифицированных работников, имеющих соответствующий стаж работы на данном предприятии, готовых повышать свою профессиональную квалификацию, дающие высокие результаты по количеству и качеству продукции и определяющих перспективы технологического и экономического развития своего предприятия. Вторичный рынок труда объединяет работников, которые легко подлежат замене из числа претендентов на внешнем рынке труда, имеют, как правило, низкую квалификацию и охотно идут на нестандартные формы занятости [17, с. 63].

Кроме типов и форм, для  целей полного учета ресурсов труда выделяют еще некоторые  разновидности рынков труда. Среди  них открытый и скрытый рынки  труда.

Открытый рынок труда  представляет все экономически активное население, которое ищет работу и  нуждается в профподготовке, а также все свободные рабочие места (вакансии) в экономике. Составными элементами открытого рынка труда являются его официальная и неофициальна часть.  Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в службе занятости. Неофициальная его часть аккумулирует ту часть предложения труда и свободных рабочих мест, которые не охвачены услугами органов трудоустройства и потребность в трудоустройстве удовлетворяется на основе непосредственных контактов между работодателями и лицами, ищущими работу.

Скрытый рынок труда –  избыточная численность работников на производстве, а также лица, формально  занятые, но находящиеся под риском увольнения. Официальная часть скрытого рынка труда – лица, находящиеся  в административных отпусках или  вынужденные работать неполное рабочее  время. Неофициальная часть –  избыточная занятость, обусловленная  низкой производительностью труда.

Рынок труда, как и любое  другое явление, обладает положительными и отрицательными сторонами [23, с. 119].

К недостаткам рынка труда  относятся:

- стихийность, обостряющая проблемы трудоустройства населения и затрудняющая реализацию прав на труд и доходы. Более жесткими становятся требования к профессионализму, усиливается динамичность структурных изменений в производстве, появляется безработица, происходит снижение жизненного уровня у части населения. В результате возможно возникновение социальной напряженности;

- рынок труда способствует развитию личного, группового и коллективного эгоизма, когда интересы групповых и индивидуальных товаропроизводителей становятся выше интересов потребителей.

Преимущества рынка труда  заключаются в том, что он позволяет:

- ускорить и облегчить процесс согласования  личных, коллективных и общественных интересов работников в системе общественного разделения труда;

- повысить эффективность занятости за счет рационального размещения работников по отраслям народного хозяйства и социальным сферам производства, стимулировать выделение в сферу обращения избыточных внутрипроизводственных резервов рабочей силы;

- обеспечить на основе конкуренции экономию производственных и трудовых ресурсов в государственном секторе;

- выполнять функцию связующего звена между формированием (подготовкой) рабочей силы и ее использованием; придать необходимую гибкость процессу формирования пропорций подготовки распределения рабочих и специалистов; выверить правильность существующих пропорций подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- осуществить более обоснованный выбор профессий в соответствии со способностями желаниями человека и с учетом общественных потребностей;

- опосредовать движение людей к лучшим условиям оплаты труда и индивидуального воспроизводства на основе конкуренции сфер занятости за привлечением лучших работников;

- повысить эффективность производства в результате реализации совокупности функций рынка труда.

Таким образом, рынок труда - это система социально-экономических  отношений, складывающихся между работодателями и экономически активным населением, при посредничестве государства  и занимающихся вопросами трудоустройства  негосударственных организаций.

 

1.2 Основные принципы  и методы управления рынком  труда

 

Механизм государственного регулирования занятости населения  можно определить как  совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности  ее функционирования, а также на снижение социальных издержек безработицы. Система государственного регулирования  должна охватывать все трудоспособное население, занятое и ищущее работу, исходя из  общей потребности  народного хозяйства в рабочей  силе, которая складывается под влиянием структурных сдвигов в экономике, а  также механического движения кадров.

Механизм регулирования  рынка труда в республике находится  в стадии становления. Формируется он на основе Закона «О занятости населения Республики Беларусь», в котором определены следующие основные принципы государственной политики занятости населения: 

- обеспечение равных возможностей  всем трудоспособным гражданам  республики в реализации права  на труд;

- предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

- поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к труду;

- обеспечение мер, направленных  на предотвращение массовой безработицы;

- принятие дополнительных  мер, содействующих трудоустройству  граждан с ограниченной трудоспособностью;

- обеспечение социальной  защиты в области  занятости,  проведение специальных мероприятий  для трудоустройства граждан,  желающих работать;

- координация сферы занятости  с другими направлениями экономической  и социальной политики.

В соответствии с этими  принципами основными направлениями  государственного регулирования  рынка  труда являются:

- оказание помощи в  трудоустройстве на основе широкой  информированности населения об  имеющихся на предприятиях вакансиях;

- развитие профессиональной  подготовки и переподготовки  безработных граждан,  совершенствование  системы их профессиональной  ориентации;

- стимулирование создания  новых рабочих мест;

- содействие самозанятости населения, развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

- организация оплачиваемых  общественных работ, развитие  гибких форм и сезонной занятости;

- бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на  действующих предприятиях и в  организациях для трудоустройства  граждан, не способных на равных  условиях конкурировать на рынке  труда (трудоустройство инвалидов, молодежи, женщин, имеющих детей и др.);

- обеспечение социальной  защиты незанятого населения;

- развитие  информационно-справочной  сети, укрепление материальной базы  служб, обеспечивающих учет спроса  и предложения рабочей силы  на рынке труда[7, с. 29].

Все эти направления находят  отражение в соответствующих  разделах ежегодно разрабатываемой  Государственной программы содействия занятости населения. Однако до настоящего времени государственная служба занятости основные усилия направляла  не на расширение и создание рабочих  мест, развитие альтернативных форм занятости, а в основном на оказание материальной помощи людям, потерявшим работу (преимущественно  выплату пособий по безработице). Однако пассивные  меры при всей их полезности и необходимости не могут решить главное -  свести безработицу  до ее естественного уровня, обеспечить наиболее полную и продуктивную занятость  населения. Перенос акцента с  пассивной политики занятости на меры активного характера  - одна из важных задач государственного регулирования. Эти меры предусматривают, прежде всего, вложение инвестиций в новые рабочие  места, особенно в малый и средний  бизнес, расширение сети подготовки и переподготовки кадров, предоставление субсидий и льгот  по налогам и кредитам безработным, желающим открыть собственное дело и т.д.

Воздействие государства  на рынок труда осуществляется административными, законодательными (правовыми) и экономическими методами. В соответствии с ситуацией  на рынке труда государство в  лице его институтов выбирает и использует методы, с помощью которых осуществляет регулирование.

В Республике Беларусь широко применяются административные методы регулирования рынка труда, на основе которых осуществляется непосредственное управление. К ним можно отнести: прямые административные указания, имеющие обязательный характер; установление жестких правил, регулирующих взаимодействие нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной системы управления; выработка стандартных процедур административного воздействия на занятость, субординация и т.д. [10, с. 69]

По мере становления в  республике рыночных отношений административное регулирование будет сужать сферу  своего действия, уступая место экономическому. Так, высвобождение рабочей силы на предприятиях до настоящего времени сдерживается административными методами, что ведет к увеличению масштабов скрытой безработицы. Проведение такой политики позволяет сохранить на предприятиях квалифицированную рабочую силу за счет снижения эффективности труда.

В новых условиях задачей  государства становится выработка  и осуществление такой политики, которая способствовала  бы преодолению  негативных тенденций в сфере  занятости населения, содействовала  повышению эффективности и исследования рабочей силы и усилению социальной защиты населения от безработицы.. Это  обусловливает необходимость рассмотрения всех разрабатываемых в республике программ по реформированию экономики, инвестированию, реструктуризации производства, развитию малого и среднего бизнеса  с точки зрения их влияния на занятость населения и изменение ситуации на рынке труда. Только на основе комплексной взаимоувязки социально-экономических процессов и занятости населения должен строиться механизм государственного регулирования рынка труда.

Система государственного регулирования  занятости населения и безработицы  на макроуровне включает взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования. Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными структурами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений [4, с. 98].

Основными законодательными и нормативно-методическими документами  по регулированию рынка труда являются: Закон «О занятости населения Республики Беларусь», Положение «О порядке образования и использования Государственного фонда содействия  занятости населения», Положение «О порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи», Положение «Об организации профессионального обучения безработных», Положение «О порядке организации и условиях проведения общественных работ», Положение «О порядке и условиях оказания финансовой помощи предприятиям и организациям для создания новых рабочих мест», Положение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий, Закон «О внешней трудовой миграции» и др.

Информация о работе Рынок труда