Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рынка труда и роли государства в его регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать сущность и функции рынка труда;
- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;
- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………….
1.1 Сущность и функции рынка труда ………………....................................
1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда…………….
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ ………………………………………………………………….
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………….
2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рынок труда.docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

Сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим  работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.

В условиях некоторого ухудшения  ситуации на рынке труда, исходя из данных мониторинга, проводится корректировка  Программы занятости на этот год. Прежде всего, имеется ввиду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер содействия занятости.

Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих  социально-полезную значимость; оказание содействия в развитии предпринимательской  деятельности безработных; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации безработных, опережающее  обучение работников; развитие системы  субсидирования рабочих мест (частичная  компенсация расходов нанимателей  по оплате труда работников – «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и сохраняющих рабочие места (бюджетная ссуда). По оценке, при превышении уровня безработицы в 2% - 3% потребуются дополнительно бюджетные ассигнования: к 151 млрд. руб. дополнительно необходимо 12 млрд. руб. 

Основным аспектом в обеспечении  занятости населения является создание рабочих мест. Программой установлено  задание по созданию 161,5 тыс. рабочих  мест в целом по республике, в  том числе 19,8 тыс. – в малых  городах.  

За  2009 год в малых  городах создано 14,7 тыс. рабочих  мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест - нанимателями с  выделением бюджетной ссуды из средств  Фонда социальной защиты населения  Минтруда и соцзащиты (в Брестской области создано 2,4 тыс. рабочих мест (63%), в Витебской - 2,5 тыс.(83,1%), в Гомельской - 1,8 тыс. (62%), Гродненской – 3,2 тыс. (79,6%), Минской области – 2,5 тыс. 70,3), Могилевской области – 2,4 тыс. рабочих мест (89,3%). 

Осуществляется контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.

По результатам за 2010 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2008 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек.

Минтруда и соцзащиты  принят ряд дополнительных мер, направленных на расширения возможностей для закрепления  трудовых ресурсов в малых городах  и сельской местности, стимулирование безработных, проживающих в малых  городах и сельской местности, к  организации предпринимательской  деятельности.

В частности, увеличен размер субсидии, предоставляемой безработным, организующим предпринимательскую  деятельность в сельских населенных пунктах, в малых городах, включенных в Государственную программу, с 11 до 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Одновременно предоставлена  возможность оказания финансовой поддержки  из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты  в виде субсидии безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.

Увеличена (с 6 до 12 месяцев) продолжительность «Молодежной  практики» для безработных, проживающих  в сельской местности и малых  городах, включенных в Программу, а  также предусмотрена компенсация  нанимателям, организующим «Молодежную  практику», затрат по оплате труда в  размере минимальной заработной платы и затрат по уплате обязательных страховых взносов в Фонд.

Кроме того, увеличен размер выплачиваемых денежных средств  каждому переселяющемуся безработному из города в сельскую местность, с 5 до 7-кратной величины бюджета прожиточного минимума.

Учитывая актуальность задачи увеличения численности занятых  в экономике, принято постановление  Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2009 г. № 891 «О внесении изменений  и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640», в соответствии с которым задание по созданию рабочих месть в малых городах увеличено на 3,9 тыс. рабочих мест или в 1,2 раза больше в сравнении с ранее установленным заданием, при этом в Витебской области – в 1,3 раза, в Минской - в 1,1 раза и в Могилевской – в 1,8 раза. В малых городах, включенных в Программу, задание по созданию рабочих мест, в целом, увеличено на 478 рабочих мест, или на 11,3% [13, с. 27].  

Внесен в Совет Министров  Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О занятости населения  Республики Беларусь» в части  предоставления возможности оказания содействия безработным в организации  самозанятости (агроэкотуризма, ремесленной деятельности) наравне с организацией предпринимательской деятельности.

По результатам 2010 года численность занятых в экономике в малых городах возросла по сравнению с 2008 годом на 2,4 тыс. человек и составила 821,6 тыс. человек.

 

2.2 Правовое регулирование  и направления политики занятости в Республике Беларусь

 

Взаимоотношения государства  и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992 г.

В соответствии со ст. 41 Конституции  Республики Беларусь, принятой 15.03.1994 г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создает условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].

Согласно ст. 1 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  под занятостью следует понимать не запрещенную законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в  административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством.

Гражданам, которые не в  состоянии на равных условиях с другими  конкурировать на рынке труда, государство  гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест. [2].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины  до 60 лет), постоянно проживающие  на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, не обучающиеся в  дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].

В состав государственной  службы занятости входят 148 структурных  подразделений, в том числе Комитет  по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской  центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости  наделена широкими полномочиями. Она  имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении  к ним граждан (при наличии  свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы  и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения  осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным  внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным  в начале их трудовой деятельности или в возобновлении ее и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без  права на пенсию;

б) выплату стипендий в  период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода  в общий и непрерывный трудовой стаж;

в) выплату в установленном  порядке пособия по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[2]

Государственные программы  занятости предусматривают в  области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[2].

Решение стоящих перед  государством задач в области  занятости населения требует  длительного времени, поэтому обеспечение  полной занятости выступает в  качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние  занятости, которое предусматривается  достичь, решая проблемы конкретного  периода времени.

Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:

  1. на 2011 – 2015 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2015г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

 

За время своей деятельности государственная служба занятости  накопила огромный опыт борьбы в области  занятости, который целесообразно  продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с  возможным высвобождением работников из производства.

Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению  с предприятий и трудоустройству  избыточных работников совместными  усилиями нанимателей, органов государственной  службы занятости, участников института  социального партнерства. На уровне предприятий это означает активную кадровую работу по проведению анализа  внутренних рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению размера и структуры  избыточной численности персонала, размера вакансий и качественных характеристик персонала на их замещение, по составлению заявки в службу занятости  о наличии свободных мест и  вакансий.

Информация о работе Рынок труда