Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка труда и роли государства в его регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать сущность и функции рынка труда;
- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;
- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………….
1.1 Сущность и функции рынка труда ………………....................................
1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда…………….
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ ………………………………………………………………….
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………….
2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.
В условиях некоторого ухудшения ситуации на рынке труда, исходя из данных мониторинга, проводится корректировка Программы занятости на этот год. Прежде всего, имеется ввиду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер содействия занятости.
Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих социально-полезную значимость; оказание содействия в развитии предпринимательской деятельности безработных; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных, опережающее обучение работников; развитие системы субсидирования рабочих мест (частичная компенсация расходов нанимателей по оплате труда работников – «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и сохраняющих рабочие места (бюджетная ссуда). По оценке, при превышении уровня безработицы в 2% - 3% потребуются дополнительно бюджетные ассигнования: к 151 млрд. руб. дополнительно необходимо 12 млрд. руб.
Основным аспектом в обеспечении занятости населения является создание рабочих мест. Программой установлено задание по созданию 161,5 тыс. рабочих мест в целом по республике, в том числе 19,8 тыс. – в малых городах.
За 2009 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест - нанимателями с выделением бюджетной ссуды из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (в Брестской области создано 2,4 тыс. рабочих мест (63%), в Витебской - 2,5 тыс.(83,1%), в Гомельской - 1,8 тыс. (62%), Гродненской – 3,2 тыс. (79,6%), Минской области – 2,5 тыс. 70,3), Могилевской области – 2,4 тыс. рабочих мест (89,3%).
Осуществляется контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.
По результатам за 2010 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2008 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек.
Минтруда и соцзащиты
принят ряд дополнительных мер, направленных
на расширения возможностей для закрепления
трудовых ресурсов в малых городах
и сельской местности, стимулирование
безработных, проживающих в малых
городах и сельской местности, к
организации
В частности, увеличен размер субсидии, предоставляемой безработным, организующим предпринимательскую деятельность в сельских населенных пунктах, в малых городах, включенных в Государственную программу, с 11 до 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Одновременно предоставлена возможность оказания финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты в виде субсидии безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.
Увеличена (с 6 до 12 месяцев)
продолжительность «Молодежной
практики» для безработных, проживающих
в сельской местности и малых
городах, включенных в Программу, а
также предусмотрена
Кроме того, увеличен размер
выплачиваемых денежных средств
каждому переселяющемуся
Учитывая актуальность задачи увеличения численности занятых в экономике, принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2009 г. № 891 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640», в соответствии с которым задание по созданию рабочих месть в малых городах увеличено на 3,9 тыс. рабочих мест или в 1,2 раза больше в сравнении с ранее установленным заданием, при этом в Витебской области – в 1,3 раза, в Минской - в 1,1 раза и в Могилевской – в 1,8 раза. В малых городах, включенных в Программу, задание по созданию рабочих мест, в целом, увеличено на 478 рабочих мест, или на 11,3% [13, с. 27].
Внесен в Совет Министров Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» в части предоставления возможности оказания содействия безработным в организации самозанятости (агроэкотуризма, ремесленной деятельности) наравне с организацией предпринимательской деятельности.
По результатам 2010 года численность занятых в экономике в малых городах возросла по сравнению с 2008 годом на 2,4 тыс. человек и составила 821,6 тыс. человек.
2.2 Правовое регулирование
и направления политики
Взаимоотношения государства и граждан в сфере трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992 г.
В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994 г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создает условия для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. [1].
Согласно ст. 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещенную законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).
Принуждение к труду в административном порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать на рынке труда, государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест. [2].
В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].
В соответствии со ст. 9 Закона
«О занятости населения Республики
Беларусь» для реализации политики
занятости населения и
В состав государственной
службы занятости входят 148 структурных
подразделений, в том числе Комитет
по занятости населения при
Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.
Страхование от безработицы
и финансирование мероприятий по
обеспечению занятости
Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении ее и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:
а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;
б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
в) выплату в установленном порядке пособия по безработице;
г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;
д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.
В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Государственные программы занятости предусматривают в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
ГЛАВА 3
СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
За время своей деятельности государственная служба занятости накопила огромный опыт борьбы в области занятости, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства.
Чтобы не произошло взрыва
социальной напряженности в стране
в случае роста открытой безработицы,
необходимо начать работу по высвобождению
с предприятий и