Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка труда и роли государства в его регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать сущность и функции рынка труда;
- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;
- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………….
1.1 Сущность и функции рынка труда ………………....................................
1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда…………….
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ ………………………………………………………………….
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………….
2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия.
Важным элементом
Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления:
- разработка комплекса
мероприятий по определению,
- разработка взаимоувязанного
комплекса мероприятий по
- разработка мероприятий
по кадровому обеспечению
- разработка комплекса
мер поддержки местными
- разработка комплекса
мер содействия
Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:
Реализация указанных
мероприятий имеет смысл только
при соответствующей
К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:
Совокупность указанных факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала страны благодаря активизации важнейшего рыночного механизма межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения занятости по критерию экономической эффективности – механизма конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной продукции (услуг) и высокую доходность труда.
В соответствии со сложившейся ситуацией основными задачами государства в сфере занятости являются:
- предотвращение роста безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы;
- сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала;
- содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;
- повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- совершенствование социальной защиты населения от безработицы.
Для поддержания и
повышения уровня занятости необходимо,
в первую очередь, не допустить массового
высвобождения рабочей силы, сохранить
рабочие места и
Решение стоящих перед государством задач возможно на основе переориентации от преимущественно пассивной политики занятости (оказание материальной помощи безработным, накопление вынужденной неполной занятости, снижение возраста выхода на пенсию) на активную (создание и сохранение рабочих мест, повышение их качества и улучшение структуры; подготовку и переподготовку кадров в соответствии с потребностями экономики; стимулирование безработных на активный поиск работы и т.д.).
Проблема обеспечения занятости и предотвращения безработицы решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в производство в первую очередь необходимо создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности.
Одним из основных источников
создания рабочих мест служит предпринимательство,
самостоятельная занятость. Негосударственные
предприятия, функционируя самостоятельно,
создают возможность для
Перспективным направлением
политики в области рынка труда
в условиях ограниченных инвестиций
является сохранение рабочих мест.
Пути снижения темпов сокращения рабочих
мест - выборочная либерализация импорта
в сочетании с экспортными
кредитами и субсидиями перспективным
и потенциально конкурентоспособным
предприятиям, которые из-за экономических
проблем вынуждены сокращать
работников. Важным условием предотвращения
массового высвобождения
Повышению сбалансированности спроса и предложения рабочих мест будет способствовать создание многообразных условий занятости на предприятиях различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест.
Важным условием достижения
стабильной занятости является накопление
и сохранение человеческого капитала,
проведение в жизнь стратегий, побуждающих
людей поддерживать и совершенствовать
свои навыки и умения на протяжении
всей трудовой жизни посредством
образования и профессиональной
подготовки. В настоящее время
республика имеет высокий образовательный
и профессионально-
С целью временного трудоустройства
безработных на период поиска постоянной
работы и сохранения трудоспособности
широкое развитие в республике получает
организация общественных работ. Вместе
с тем общественные работы способны
лишь временно ослабить напряженность
на рынке труда, не давая безработным
перспективу постоянной занятости.
Для повышения престижности общественных
работ при их организации следует
учитывать половозрастную и профессионально-
Для приведения профессиональной
структуры рабочей силы в соответствие
с требованиями производства требуется
совершенствование системы
Система социальной защиты населения от безработицы представляет собой органическую часть механизма развития рабочей силы. В связи с этим предстоит усилить социальную защиту безработных, в частности, упорядочить исчисление и выплату пособий, повысить гарантии занятости для лиц с ограниченной трудоспособностью, создать систему страхования граждан на случай безработицы, реализовать право получения для молодежи первого рабочего места.
Для снижения давления на рынок
труда со стороны отдельных социальных
групп населения, в частности, женщин
с детьми, пенсионеров и инвалидов,
студентов целесообразно тесно
увязать их занятость со всей социальной
политикой, повысить размер пенсий и
пособий на детей, развивать различие
формы занятости. Снижению спроса молодежи
на рабочие места будет
Таким образом, реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - достижение полной занятости, удержание безработицы в пределах естественного уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что конечной целью рынка труда является:
во-первых, удовлетворение профессионально-экономических
интересов экономически активного
населения, включая социальную защиту
и обеспечение народного
во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.
Так как рынок труда
еще только формируется, его функционирование
невозможно без государственного регулирования.
Главные, социально значимые цели регулирования
рынка труда - это снижение уровня
безработицы, поддержание оптимального
соотношения между спросом и
предложением рабочей силы (а значит,
и косвенное установление ее цены).
Для достижения всех этих целей требуется
создание эффективно работающей инфраструктуры
рынка труда. Ее основными элементами
на государственном уровне является:
определение минимально необходимых
норм и нормативов функционирования
рынка труда, его общих границ.
Государство обеспечивает унификацию
системы социального и
Помимо использования нормативов прямого действия, государство осуществляет косвенное регулирование рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную политику, а также с помощью других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.
Категория занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.
В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.