Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение рынка труда и роли государства в его регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать сущность и функции рынка труда;
- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;
- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………….
1.1 Сущность и функции рынка труда ………………....................................
1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда…………….
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ ………………………………………………………………….
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………….
2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рынок труда.docx

— 76.78 Кб (Скачать файл)

Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий  в трудоизбыточном сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия.

Важным элементом регулирования  занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в  рамках областных программ занятости  населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.

Наиболее актуальными  для Беларуси представляются следующие  направления:

- разработка комплекса  мероприятий по определению, высвобождению  и трудоустройству избыточного  персонала трудоизбыточных предприятий;

- разработка взаимоувязанного  комплекса мероприятий по подготовке  и трудоустройству работников  для трудонедостаточных предприятий (регионов);

- разработка мероприятий  по кадровому обеспечению реструктуризации  предприятий города;

- разработка комплекса  мер поддержки местными органами  власти развития различных форм  самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;

- разработка комплекса  мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

Для реализации указанных  мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:

  1. на макроуровне – внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений;
  2. на региональном уровне – разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников;
  3. на уровне предприятий – изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.

Реализация указанных  мероприятий имеет смысл только при соответствующей макроэкономической среде, ориентированный на реальные рыночные преобразования в экономике  и состоящей в поддержании  факторов, способствующих эффективной  занятости.

К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:

  1. Трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса;
  2. Равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования;
  3. Облегчение правил и процедуры регистрации субъектов хозяйствования;
  4. Образование и обучение;
  5. Участие в международном разделении и кооперации труда;
  6. Инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.

Совокупность указанных  факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого  капитала страны благодаря активизации  важнейшего рыночного механизма межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения занятости по критерию экономической эффективности – механизма конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной продукции (услуг) и высокую доходность труда.

В соответствии со сложившейся  ситуацией основными задачами государства  в сфере занятости являются:

- предотвращение роста безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы;

- сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала;

- содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;

- повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- совершенствование социальной защиты населения от безработицы.

Для  поддержания и  повышения уровня занятости необходимо, в первую очередь, не допустить массового  высвобождения рабочей силы, сохранить  рабочие места и квалифицированную  рабочую силу на жизнеобеспечивающих  и перспективных предприятиях и  повысить эффективность их использования.

Решение стоящих перед  государством задач возможно на основе переориентации от преимущественно  пассивной политики занятости (оказание материальной помощи безработным, накопление вынужденной неполной занятости,  снижение возраста выхода на пенсию) на активную (создание и сохранение рабочих  мест, повышение их качества и улучшение  структуры;  подготовку и переподготовку кадров  в соответствии с потребностями  экономики; стимулирование безработных  на активный поиск работы и т.д.).

Проблема обеспечения  занятости и предотвращения безработицы  решается как путем проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих  мест, так и реализации активных программ на рынке труда. Одним из ключевых факторов роста производства, сопровождающегося увеличением  занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций в производство в первую очередь необходимо  создать четкую и юридически обеспеченную систему  прав собственности.

Одним из основных источников создания рабочих мест служит  предпринимательство, самостоятельная занятость. Негосударственные  предприятия, функционируя самостоятельно, создают возможность для занятости  граждан без прямого вмешательства  государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании  занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и  самостоятельной занятости стоит  ряд административных и юридических  барьеров.

Перспективным направлением политики в области рынка труда  в условиях ограниченных  инвестиций является сохранение рабочих мест. Пути снижения темпов сокращения рабочих  мест - выборочная либерализация импорта  в сочетании с  экспортными  кредитами и субсидиями перспективным  и потенциально конкурентоспособным  предприятиям, которые из-за экономических  проблем вынуждены сокращать  работников. Важным условием предотвращения массового высвобождения работников и сохранения рабочих мест является трехстороннее сотрудничество правительства, работодателей и профсоюзов с  целью проведения единой политики на рынке труда.

Повышению  сбалансированности спроса и предложения рабочих  мест  будет способствовать создание  многообразных  условий занятости  на предприятиях  различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест.

Важным условием достижения стабильной занятости является накопление и сохранение человеческого капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих  людей поддерживать и совершенствовать свои навыки и умения на протяжении всей трудовой жизни посредством  образования и профессиональной подготовки. В настоящее время  республика имеет высокий образовательный  и профессионально-квалификационный потенциал населения, отвечающий мировым  стандартам. Однако в результате сокращения занятости в отраслях, требующих  высококвалифицированного труда, реальную угрозу представляет деградация структуры  рабочих мест и рабочей силы. Молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы. В этих условиях крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования, повышение использования потенциала работников.

С целью временного трудоустройства  безработных на период поиска  постоянной работы и сохранения трудоспособности широкое развитие в республике получает организация общественных работ. Вместе с тем  общественные работы способны лишь временно ослабить напряженность  на рынке труда, не давая безработным  перспективу постоянной занятости. Для повышения  престижности общественных работ при их организации следует  учитывать половозрастную и профессионально-образовательную  структуру безработных.

Для приведения профессиональной структуры рабочей силы в соответствие с требованиями  производства требуется  совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В этой связи необходимо разработать меры, которые побуждали бы систему образования и подготовки кадров быстро реагировать на меняющийся спрос производства на профессии. Это предполагает наличие достоверной и оперативной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда. Заинтересованность  учебных заведений в гибкой реакции  меняющегося спроса производства на профессии необходимо поощрять с помощью финансовых стимулов.

Система социальной защиты населения от безработицы представляет собой органическую часть механизма  развития рабочей силы. В связи  с этим предстоит усилить социальную защиту безработных, в частности, упорядочить  исчисление и выплату пособий, повысить гарантии занятости для лиц с  ограниченной трудоспособностью, создать  систему страхования граждан  на случай безработицы, реализовать  право получения для молодежи первого рабочего места.

Для снижения давления на рынок  труда со стороны отдельных социальных групп населения, в частности, женщин с детьми, пенсионеров и инвалидов, студентов целесообразно тесно  увязать их занятость со всей социальной политикой, повысить размер пенсий и  пособий на детей, развивать различие формы занятости. Снижению спроса молодежи на рабочие места будет способствовать расширение подготовки кадров в дневных  учебных заведениях, развитие обучения по новым профессиям в соответствии с потребностями экономики.

Таким образом, реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - достижение полной занятости, удержание безработицы в пределах естественного уровня.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что конечной целью  рынка труда является:

во-первых, удовлетворение профессионально-экономических  интересов экономически активного  населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства  нужными ему кадрами;

во-вторых, достижение максимально  полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной  рабочей неделе, скользящем графике  рабочего дня и т.п.

Так как рынок труда  еще только формируется, его функционирование невозможно без государственного регулирования. Главные, социально значимые цели регулирования  рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и  предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется  создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда. Ее основными элементами на государственном уровне является: определение минимально необходимых  норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Государство обеспечивает унификацию системы социального и трудового  законодательства, определяет объем  прав работодателей и работников в сфере найма, возможность их участия в управлении производством, пределы компетенции местных  органов управления рынком труда  и т.д.

Помимо использования  нормативов прямого действия, государство  осуществляет косвенное регулирование  рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную  политику, а также с помощью  других мер общеэкономического характера, то есть можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда.

Категория занятости и  безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда.  Занятость  населения  определяет  уровень  и  качество жизни как отдельных граждан, так и общества в целом.  Существует  множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных  типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах  безработица  является  результатом  высоких  темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке  труда. В  Беларуси основными  типами  безработицы являются структурная, скрытая и женская.  Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.

В развитых  странах   мира   государственная   политика    занятости функционирует  по  двум  направлениям:  содействие   в   трудоустройстве   и переобучение,  создание  гибкого  рынка  труда.  Среди  перспективных  путей снижения безработицы наиболее интересными  являются:  сокращение  рабочей  недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.

Информация о работе Рынок труда