Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2012 в 17:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение рынка труда и роли государства в его регулировании.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- исследовать сущность и функции рынка труда;
- рассмотреть основные принципы и методы управления рынком труда;
- рассмотреть особенности рынка труда в Республике Беларусь и факторов, определяющих его динамику;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА……………………………………………………………….
1.1 Сущность и функции рынка труда ………………....................................
1.2 Основные принципы и методы управления рынком труда…………….
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ ………………………………………………………………….
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………………….
2.2 Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………………
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Перспективная подсистема государственного
регулирования рынка труда
Оперативное регулирование осуществляет корректировку процессов формирования занятости населения и рынка труда и направлено на решение таких проблем, как трудоустройство и социальная поддержка незанятого населения, оказание помощи в профподготовке и переподготовке, общественных работах и др. Оперативная деятельность государства связана с организацией и совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах, оказанием помощи незанятому населению в поиске работы, налаживанием работы центров содействия занятости, осуществлением постоянного контроля за состоянием рынка труда, финансированием исследований проблем занятости.
Каждая из подсистем использует
свои инструментарии для регулирования
трудовых отношений и реализуется
посредством осуществления
Основополагающим направлением
Реформирование экономики,
структурная перестройка
Важным направлением обеспечения
занятости населения является создание
эффективных рабочих мест. Для
реализации этого направления
При регулировании рынка труда республики важно учитывать такую его особенность, как низкий уровень официально регистрируемой безработицы. В республике в условиях ограниченности государственного бюджета, необходимых финансовых средств для обеспечения социальной защиты безработных правительство в своей деятельности должно придерживаться политики постепенного высвобождения излишней рабочей силы, давая возможность людям при поддержке государственной службы занятости через систему подготовки и переподготовки кадров овладеть новыми профессиями. Дополнительные рабочие места могут быть также созданы за счет реструктуризации большого числа убыточных промышленных предприятий, развития сети малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Все эти меры позволят не только сохранить невысокий уровень безработицы в Беларуси, но и значительно сократить размеры скрытой безработицы.
Важнейшим направлением государственной политики занятости населения является содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Как показывает мировой опыт, среди основных мер можно выделить следующие:
- совершенствование нормативно-правовых и организационных условий для содействия развитию малого и среднего бизнеса;
- введение заявительного принципа регистрации новых малых предприятий с освобождением их деятельности от налогообложения на срок не менее 2-х лет;
- развитие финансово-кредитного механизма содействия занятости граждан в сфере малого предпринимательства (системы налоговых льгот и кредитов);
- стимулирование самозанятости, содействие развитию народных промыслов и услуг населению;
- расширение системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;
- упрощение процедуры образования субъектов малого предпринимательства и бизнеса, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности;
- введение льготного налогообложения и кредитования высвобождаемых работников, создающих собственное дело.
- организация бизнес-клубов по обучению безработных основам предпринимательской деятельности, оказанию им правовой, финансовой и организационной поддержки[6, с. 89].
Особое внимание уделяется молодежи, особенно выпускникам школ, не поступившим в учебные заведения, поскольку они не располагают профессией и трудовыми навыками и перспективы их трудоустройства крайне низки. Для них следует создавать рабочие места с последующей учебой на производстве, субсидируемые службой занятости. В целях повышения возможности трудоустройства молодежи предусматривается:
- разработать перечень профессий и специальностей, по которым будет осуществляться подготовка специалистов в учебных заведениях с учетом перспективного спроса на рабочую силу;
- разработать меры по стимулированию работодателей, принимающих на работу выпускников учебных заведений и создающих рабочие места для молодежи;
- осуществлять широкое информирование выпускников общеобразовательных школ о возможности дальнейшего обучения, получения профессии для последующего трудоустройства.
Всем гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, должна быть предоставлена возможность пройти профессиональную подготовку и переподготовку в соответствии с их потребностями, которые следует оценить с социальной, психологической и экономической точек зрения.
Создание действенной системы государственного регулирования рынка труда предусматривает комплекс мер, направленных на сведение безработицы до ее естественного уровня, сокращение длительной безработицы, формирование структуры свободных рабочих мест в соответствии с потребностями, предъявляемыми со стороны безработных.
С этой целью государственная служба занятости проводит следующую работу:
- информирует население о возможностях трудоустройства и наличии свободных рабочих мест на предприятиях республики;
- осуществляет подбор рабочего места и работников по запросу работодателей;
- проводит «ярмарки вакансий» и «ярмарки специалистов»;
- организует общественные работы
с учетом половозрастного и профессионально-
Одним из направлений государственного
регулирования рынка труда
Таким образом, регулирование
занятости населения и
- перенос центра тяжести социальной политики с борьбы с негативными явлениями на деятельность по созданию условий, препятствующих их возникновению и распространению. Предпринимаемые меры должны побудить безработных к активному поиску работы;
- проводимые на рынке труда мероприятия должны быть нацелены на инвестирование в человеческий капитал. Такой подход позволит создать благоприятные условия для высокого и стабильного уровня занятости населения путем стимулирования как спроса на рабочую силу, так и ее предложения. Это выражается в переносе акцента с оказания материальной помощи безработным на предотвращение безработицы и удержание ее в пределах социально допустимого уровня[13, с. 20].
ГЛАВА 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЕГО ДИНАМИКУ
2.1 Состояние рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе
Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики.
Республика Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособных граждан. Рост их численности обусловил увеличение трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. в 2000 году и 6241,4 тыс. человек в 2009 году. При этом в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как село теряет свой трудоспособный потенциал вследствие миграционного оттока молодежи в города. Формирование трудового потенциала сейчас будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90 - е годы прошлого века. По прогнозам, с 2009 года численность трудоспособного населения станет сокращаться, что приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов до 6120 – 6150 тыс. человек за 2011 год [22, с. 47].
Численность занятых в экономике до 2005 г. имела устойчивую тенденцию к сокращению. В 2008 году численность населения, занятого в экономике, составила 4520,7 тыс. человек при прогнозном показателе на 2008 г. 4460 - 4535 тыс. человек.
На рынке труда отмечается
ряд позитивных процессов. Так, уровень
регистрируемой безработицы снизился
с 3,1% в 2003 году
до 0,8% в 2010 году от численности экономически
активного населения.
Значительно увеличился спрос на рабочую силу. В декабре 2010 года спрос превышал предложение в 1,4 раза, в то время как в 2003 году предложение превышало спрос в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,7 безработных в расчете на одну вакансию против 4 человек в 2003 года [22, с. 47].
Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2010 год, выполнены всеми областями и г. Минском.
Осуществлен ряд активных мер на рынке труда:
- создано 163 тыс. новых рабочих мест, в том числе с оказанием бюджетной ссуды – 3,5 тыс. рабочих мест; трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела, причем, каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской детальности – женщина (решение проблемы женской безработицы); обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи.
Реализовывался комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых и средних городах, поселках и регионов с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке органов по труду, занятости и социальной защите переселены, с их согласия, 346 семей безработных, или 113,4% к заданию. В 2007 году созданы общереспубликанский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставляемого жилья.
Программа занятости на 2010 год принималась в октябре 2009 года, т.е. в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого влияния на экономику нашей республики.
В целях оперативного реагирования на ситуацию, складывающуюся на рынке труда в 2010 году, Министерство труда и соцзащиты организовало еженедельный мониторинг по работе службы занятости, т.е. сбор и анализ данных об обращениях граждан и регистрации безработных, их трудоустройству, наличии вакансий и т.д. В начале и середине каждого месяца формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении работников.
Анализ оперативной информации показывает, что в 2010 году потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область – 44 предприятия, Витебская – 25, Гомельская – 43, Гродненская – 40, Минская – 34, Могилевская – 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской [13, с. 26].