Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 18:17, курсовая работа
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов- труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущие потребности большинства населения страны.
Введение
Рынок труда, его структура и роль в экономической системе
Особенности функционирования российского рынка труда
Оценка эффективности методов государственного
регулирования рынка труда
Заключение
Список использованных источников
3. Расширение
масштаба профессиональной
4. Организация
общественных работ. Это направление
рассчитано главным образом на
безработных, охваченных наиболее
острыми, застойными формами
Реализация этих направлений возможна методами как прямого, так и косвенного регулирования рынка труда. К прямым методам можно отнести: законодательно- правовые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников социально- трудовых отношений, формирование государственных программ занятости с указанием конкретных источников их финансирования, организацию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных функций.
К косвенным мерам относятся налоговая, денежно- кредитная, амортизационная политика государства. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.
Государство постоянно принимает меры по улучшению экономической ситуации страны, официальные статистические данные показывают прирост полезности данных преобразований, но в действительности современный рынок труда нуждается во многих преобразованиях и реформациях и всё еще далек от идеала.
Я бы хотела рассмотреть некоторые современные проблемы рынка труда и принятые государственные меры.
1)Эксперты разрабатывающие «Стратегию-2020» заявили, что одной из серьезных проблем, не только диспропорция на рынке труда между людьми с дипломом и наличием рабочих мест, но и неправильная мотивация тех, кто получил высшее образование.
«Люди с высшим образованием игнорируют целый кластер неплохо оплачиваемых рабочих мест» - заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании правления РСПП.
Эксперты предлагают реструктуризацию системы профессионального образования и тем самым на 30-40% уменьшить миграционное давление на экономику и создать класс квалифицированных исполнителей как часть среднего класса.
Примерно 20-25% населения современной России, это средний класс, и 31% рабочих мест – это места для людей с высшим профессиональным образованием.
«Именно эти люди – драйверы и гарант нашего роста. Их интересы должны учитываться наряду с интересами традиционных групп российского населения. Между тем, вся социальная политика ориентирована на интересы традиционных групп и игнорирует средний класс», - пояснил Ярослав Кузьминов.
Кроме этого, сегодня слишком
жесткое трудовое законодательство - антистимул
к созданию рабочих мест в секторах малого
и среднего бизнеса, кроме того неприемлемо
и то, что «власть» давит на предпринимателей,
для того чтобы они не увольняли экономически
лишних людей.
Правительство выполняет противоречивые
функции, с одной стороны принимает меры
по борьбе с безработицей, а с другой препятствует
развитию экономики.
2) На программу развития
занятости населения за 2 года
потрачено около 70 млрд рублей. Татьяна
Голикова сообщила, что в этом
году на снижение
По словам Владимира Путина, в 2009-2010 годах в ходе мероприятий по снижению напряженности сохранено 2 млн и создано дополнительно около 4 млн рабочих мест. Опережающее профессиональное обучение прошли 350 тыс. человек, которые рисковали потерять работу.
Премьер подчеркнул, что правительство намерено и впредь проводить интенсивную политику на рынке труда. "Сейчас экономика восстанавливается и нужно смещать акценты на повышение профессионального статуса работника, чтобы люди могли получить более востребованную и престижную работу, развивать трудовую мобильность".
Кроме того, государство занимается прогнозированием занятости населения. Это должно позволить выявлять перспективные потребности на рынке труда и создавать заказ на подготовку кадров в учреждениях системы профобразования.
3) Как заметил президент РСПП Александр Шохин, совершенствование профессионального образования и институтов рынка труда для бизнеса очень важный и приоритетный вопрос. Тема качественного обновления профессионального образования в последние годы неоднократно обсуждалась на совещаниях высокого уровня. Правительство и минобрнауки активно занимаются реформированием системы образования в целом и профессионального образования в частности. Новшества инкорпорируют в закон "Об образовании", который будет приниматься в ближайшее время.
РСПП обеспокоился судьбой рабочих рук России. Комиссия по профессиональному образованию, изучив обстановку, пришла к выводу, что к 2020 году предложение специалистов в некоторых отраслях сократится больше чем наполовину. К сожалению, как выяснили промышленники и предприниматели, большая часть учащихся выбирает будущую профессию абсолютно случайно, лишь бы поступить в вуз. А затем, как правило, бывшие студенты работают не по специальности. А там, где больше платят.
Негативно влияют и нынешние недостатки системы подготовки кадров. По оценкам экспертов, в 2017 году дефицит профессиональных квалифицированных рабочих составит 83%. Важно, подчеркивают в РСПП, внедрять в обучение профстандарты, надо научиться менять структуру образования. Необходимо детально знать план развития регионов и соответственно бизнеса с точки зрения потребности в рабочей силе на ближайшие 15-20 лет.
Промышленники и предприниматели поняли, что самим с ситуацией им не справиться, и обратились за помощью к государству. Решительно открыть границы для готовых вкалывать в любых условиях за копейки гастарбайтеров.
Некоторые из министров предлагали разработать совместный "план по развитию рынка труда, учитывающий изменения в миграционном законодательстве".
Что же касается развития системы профессионального образования, то промышленники и предприниматели назвали несколько направлений: прогнозирование и мониторинг текущих и перспективных потребностей рынка труда по профессиям, отраслям, регионам, уровням образования; реализация с участием бизнеса механизмов внешней оценки качества результатов обучения в системе профессионального образования; стимулирование инвестиций в систему профессиональной подготовки; сохранение специалитета для определенных специальностей (не бакалавриат и магистратура); получение рабочих профессий в системе высшего и среднего профессионального образования; софинансирование организации производственной практики вместе с системой образования.
Обнадежил присутствующих министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он отметил, что много спекуляций идет по поводу начального и среднего профобразования. "Мы намеренно в новом законе убрали термин "начальное профобразование", - подчеркнул министр. - Этот термин - красная тряпка для любого родителя. ПТУ - это социальное клеймо. В рамках среднего профобразования два уровня. Это подготовка квалифицированных специалистов. Квалифицированного рабочего, который имеет определенную специализацию, можно подготовить за год. Второй уровень - это нормальное среднее профобразование, которое должно давать статус, сравнимый со статусом бакалавра в университетском образовании".
4) 29 июня Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"», проект которого подготовлен Минздравсоцразвития России.
Закон расширил перечень категорий граждан, которые, будучи признаны в установленном порядке безработными, имеют приоритетное право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
Теперь такое право приобрели безработные родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов.
Сегодня одним из факторов, сдерживающих возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, устроиться на работу, является несоответствие уровня их профессиональной подготовки структуре рабочих мест. Приоритетное право на профессиональное обучение за счет средств федерального бюджета позволит им получить новую профессию или повысить квалификацию и тем самым увеличить шансы на трудоустройство.
Напомним, что для содействия занятости родителей детей-инвалидов Правительство РФ предпринимает и другие меры. Так, в 2011 году в рамках региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, работодателю возмещаются затраты на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места (в том числе надомного) для родителей, воспитывающих детей-инвалидов (не более 50 тысяч рублей за одно рабочее место).
Правительство обеспечивает социальную поддержку малозащищенных слоев населения, дает право трудового выбора.
3) Реализация дополнительных мероприятий в рамках региональных программ по снижению безработицы в 2009-2010 годов позволила: не допустить неконтролируемого роста численности безработных граждан, прогнозируемого в большинстве регионов (численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, уменьшилась с 2,3 миллиона человек на начало 2010 года до 1,6 миллиона человек на январь 2011 года, уровень регистрируемой безработицы - с 2,8 процентов до 2,1 от численности экономически активного населения), сдержать увольнение около 2,8 миллонов работников, тем самым снизить напряженность на рынке труда и сохранить социальную стабильность в обществе. В 2011 году реализация региональных программ продолжена. В федеральном бюджете на эти цели предусмотрено 27,8 миллиардов рублей. Планируемая численность участников составит 450 тысяч человек.
Кроме того, в условиях перехода
экономики на инновационный путь развития
важное значение приобретает качественное
воспроизводство рабочей силы, предполагающее
достижение сбалансированности между
профессионально-
Вместе с тем, в целях развития территориальной мобильности рабочей силы подготовлен к внесению в Госдуму законопроект, направленный на повышение социальной мобильности населения. В частности, изменения вступающие в силу с 1 января 2011 ггода, предусматривают стимулирование переселения безработных граждан в территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, а также в регионы, в которых реализуются инвестиционные проекты. Затем глава Минэкономразвития отчитается о ходе реализации федеральных адресных программ в 1 квартале 2011 года.
Олег Куликов, депутат Государственной думы считает, что менять трудовое законодательство возможно, рационально, полезно для всех субъектов.
«Работодатели и работники должны иметь возможность договариваться. Исходя из рыночных условий. Работник работнику рознь. И считать, что все работники одинаковые, что все должны договариваться на одних и тех же условиях, как прописано где-то, довольно рисковая ситуация. Получается, что те, кто работает эффективно, не получают адекватной оценки. А те, которые трудятся спустя рукава, получают бонус. Все это напоминает награждение непричастных и наказание невиновных.
Если система регулирования трудовых отношений будет настроена по принципу: наказание невиновных и награждение непричастных, то эффективности трудовых отношений не будет.
Вы, к примеру, как индивидуум захотите, чтобы с вами так поступали? Нет? Если вы своими желаниями в этом вопросе поступились, то от этого потеряет общество. Потому что вы как квалифицированный работник достойных денег не получили. И нет у вас стимула работать лучше. Более того, перекрестно просубсидировали того, кто работает неэффективно. А тот, кто работает неэффективно, получил искаженную оценку своей работы. Вот что такое уравниловка зарплат, пенсий, трудовых отношений.
Суть еще и в том, что мы все равно без необходимых документов не сможем выстроить правильных индивидуальных трудовых отношений.»
Каким образом уживается трудовое законодательство, соглашение работодателей и работников, трудовые договоры, каков баланс этих документов, где находится центр тяжести, каков механизм достижения этих договоренностей? Вопросов много.
Рынок подвержен постоянным изменениям, «успевает» ли государство принимать соответствующие меры по стабилизации рынка до того как начинаются следующие качественно значимые изменения?
Современные законы содержат пробелы и сохраняют лазейки для нарушения прав субъектов экономических отношений.
Множество действий правительства противоречивы и препятствуют развитию рынка.
Но следует не забывать о том, что правительство обязано не только положительно влиять на экономику, но и обеспечивать социальную поддержку, следить за уровнем безработицы и обеспечивать некие необходимые льготы. Влияние государства не должно препятствовать экономической эффективности, что предполагает мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокий уровень степени занятости населения должен обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Законы трудового законодательства регулируют не только трудовые отношения, но я влияют на общее положение в стране.