Рынок труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ спроса и предложения рынка труда, в Российской Федерации. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику, а также сущность безработицы и занятости. Проанализировать спрос и предложение рынка труда в Российской Федерации с 2006 по 2013 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА
1.1.Понятийный аппарат в сфере рынка труда. Рынок труда. Безработица и занятость
1.2.Структура рынка труда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИИ РЫНКА ТРУДА В РФ
2.1.Анализ спроса на рынке труда в РФ
2.2.Анализ предложения на рынке труда в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

рынок труда курсач (2).doc

— 2.44 Мб (Скачать файл)

Свободно избранная  занятость предполагает, что право  распоряжаться собственной способностью к труду (рабочей силой) принадлежит исключительно ее владельцу, т.е. самому работнику. Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.

Рациональная  занятость - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и  использования трудовых ресурсов с  учетом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения.

Рациональная занятость определяется по формуле:

где Зпр –  продуктивная занятость; Зп – полная занятость.

Эффективная занятость  предполагает способность общественного  управления воспроизводить социально-экономические  условия развития работников, диктуемые  критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.

Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).

Одним из самых  сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с  рынком труда и занятостью населения, является, как отмечалось выше, безработица - социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться,

В соответствии с положением МОТ безработным признается человек, не имеющий занятия, приносящего доход, готовый работать и ищущий работу.

В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней»; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.

В современной  экономике безработица рассматривается  как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства (4, стр.132-134). Она способствует:

• улучшению  качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

• формированию нового мотивационного механизма и  соответствующего отношения к труду;

• повышению  самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

• наличию трудового  резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

В этой связи  большой интерес представляет классификация  форм безработицы по различным критериям (7, стр.88-90) (табл.1).

Таблица 1

Формы безработицы  и их характеристика

Критерии классификации

Форма безработицы

Характеристика

1. Причины

возникновения

безработицы

Фрикционная

 

 

 

Институциональная

 

Добровольная

 

Структурная

 

 

Технологическая

 

 

 

 

Конверсионная

 

 

Циклическая

 

 

Региональная

 

 

Экономическая

 

Сезонная 

 

Маргинальная

Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.

Порождается  самим  устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и  предложение рабочей силы

 

Возникает, когда часть  трудоспособного населения  по тем  или иным причинам просто не желает работать

Вызывается изменениями  в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса  и совершенствования организации производства

Связана с переходом  к новым поколениям техники и  технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного  производственного процесса часть  рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования

Разновидность структурной  безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии

Возникает при общем  резком падении спроса на рабочую  силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом

Имеет региональное происхождение  и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств

Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе

Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях

Безработица среди слабо  защищенных слоев населения

2. Продолжительность безработицы

Краткосрочная Продолжительная Длительная Застойная

До 4 месяцев

4—8 месяцев

8—18 месяцев

Более 18 месяцев

3. Внешняя форма проявления  безработицы

Открытая

 

Скрытая

Включает всех незанятых  граждан, ищущих работу

 

Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»


Логическим продолжением предложенной классификации форм безработицы является ее структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социальным признакам (7, стр.89):

•   по полу, с выделением наименее защищенных в  социальном отношении безработных — женщин;

•   по возрасту, с выделением молодежной безработицы  и безработицы лиц предпенсионного возраста;

• по социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители);

•    по уровню образования;

•    по профессиональным и стажевым группам;

•    по уровню доходов и обеспеченности;

•    по причинам увольнения;

•    по ментальным группам.

При решении  проблем безработицы считается  целесообразным достижение естественной нормы (естественного уровня) безработицы - оптимального для экономики резерва рабочей силы способного достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных ими потребностей производства.

Абсолютное  отсутствие безработицы считается  невозможным в рыночной экономике. Фрикционная и структурная безработицы, по сути, неизбежны. Они и образуют естественный уровень безработицы. Естественный уровень безработицы в экономически развитых странах с 1980-х гг. оценивают в 7%.

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

• недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость  между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциального;

• значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся  безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

• снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

• увеличение налоговой  нагрузки на занятых из-за необходимости  социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто  экономических издержек безработица  имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более  серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

• усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

•    обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами;

•    повышение  числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом объема девиантного поведения;

• деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной  депрессии у вынужденно незанятых  граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия  безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и для личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

 

1.2.Структура  рынка труда

 

Структура (строение) рынка труда может быть раскрыта по разным признакам в зависимости  от целей анализа. Рассмотрим строение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых для возникновения  и функционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле.

По выбранному нами критерию можно выделить следующие  компоненты (9, стр.131-135):

1) субъекты рынка  труда;

2) экономические  программы, решения и юридические  нормы, принятые субъектами;

3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4) безработица  и социальные выплаты, связанные  с ней;

5) рыночная инфраструктура.

Наличие этих компонентов, их совокупность и взаимосвязь между  собой вполне достаточны для того, чтобы возник и начал функционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основные характеристики указанных компонентов (11, стр.67-69).

Субъекты рынка труда  – наемные работники (и их объединения  – профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его  органы.

Наемные работники – это  участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру (который  сам может быть наемным управляющим  у собственника средств производства, например, в акционерном обществе). Их благосостояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу, заключить контракт, получить работу. А это в свою очередь зависит от профессиональной подготовки.

Для защиты интересов наемных работников существуют различные институты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, как правило, по общности социально-экономических интересов.

Работодатель – это  индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных компаниях, а также на государственных и муниципальных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров, государства или муниципии. В крупных акционерных компаниях работодателем выступает менеджер (управляющий), он может иметь часть (иногда немалую) акций предприятия. На государственном или муниципальном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Менеджеры и директора управляют производством, принимают и увольняют персонал от имени акционеров, государства и муниципии.

Второй компонент –  экономические программы, решения  и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Российской Федерации, в законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости – разработки и осуществления Федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы и  экономические программы создают  основу для более полного и  цивилизованного действия рыночного  механизма третьего компонента рыночного  механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение  ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, – необходимый  четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного  механизма ведет к высвобождению  части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п.

Информация о работе Рынок труда в Российской Федерации