Рынок труда и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда в России.

Вложенные файлы: 1 файл

4.Текст.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

Рынок труда становится важнейшим  звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются  трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или  иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию  технологии и методов обслуживания населения.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее  время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей  части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и  средним специальным образованием, административно - управленческого  персонала, высококвалифицированных  рабочих, работников услуг.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства  охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос  на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя  основные параметры найма в масштабах  национальной экономики. Большое влияние  на рынок труда оказывают государственные  социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные  социальные выплаты, пенсионное обеспечение  и прочие.) Эти программы содействуют  определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынок труда. Оно  частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а  также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные  системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально  быстрой адаптации последствий  и меняющихся требований рынка.

Политика государства на рынке  труда направлена на:

- обеспечение прогрессивных сдвигов  в отраслевой структуре занятости  населения;

- переориентацию экономически  активного населения на новые  формы трудовых отношений;

- достижение сбалансированности  предложения рабочей силы и  числа рабочих мест;

- предупреждение массовой безработицы  на местных рынках труда;

- создание новых и повышение  эффективности существующих рабочих  мест;

- развитие кадрового потенциала  путём совершенствования системы  обучения, переобучения, переподготовки  и повышения квалификации кадров;

- рост мобильности трудовых  ресурсов.

К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению  проблем занятости относится:

- преодоление дефицита рабочих  мест посредством проведения  сбалансированной инвестиционной  и налоговой политики, стимулирующей  более полное использование имеющихся  рабочих мест, развитие малых  предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

- экономическое стимулирование  развития предпринимательства, малого  и среднего бизнеса, индивидуальной  предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с  напряжённой ситуацией на рынке  труда;

- оптимизация масштабов занятости  в негосударственном секторе  экономики, обеспечение государственного  контроля за соблюдением трудового  законодательства в этой сфере;

- разработка специальной программы  по стабилизации занятости в  регионах с напряжённой ситуацией  на рынке труда;

- развитие гибких форм занятости;

- последовательная стабилизация  уровня жизни, усиление адресной  социальной поддержки населения,  направленной в том числе на  снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных  социальных групп населения;

- дальнейшее развитие системы  непрерывного образования как  наиболее прогрессивного средства  формирования высокого качества  рабочей силы;

- улучшение качества рабочей  среды, включая вопросы условий  труда, зарплаты и использования  рабочего времени;

- сокращение кадрового потенциала  высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих  мест;

- проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения,  обустройство мигрантов, защиту  российского рынка труда;

- развитие и повышение эффективности  программных услуг, реализуемых  через государственную службу  занятости населения и направленных  на предотвращение безработицы  и возвращение лиц, не имеющих  работу, к активному труду. .[26,стр.127]

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в  первой половине XIX века. В России биржи  труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда  в России до 1917 года получили широкое  распространение платные частные  посреднические конторы. В настоящее  время функции биржи труда  выполняют в основном государственные  биржи труда, подчиненные министерством  труда. В их задачи входит, во-первых, оказание посреднических услуг при  трудоустройстве безработных лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей  силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в- четвертых, профориентация молодежи. Деятельность бирж труда оказывает не очень  большое влияние на рынок труда, направления выдаваемые биржами  труда, не являются обязательными для  предпринимателей. Многие предприниматели  нанимают работников непосредственно  через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным  работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываются напрямую с предприятиями.

Важнейшей формой регулирования рынка  труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

1.3. Роль государственных служб занятости на современном рынке труда в России.

 

В настоящее время задачи посредничества в подыскании места работы решают государственные центры (службы) занятости  и негосударственные формирования. Эти службы имеют свои функции  и технологию работы, предлагают свой комплекс услуг.

На рынке труда многих стран  государственная служба занятости  занимает особое монопольное положение, которое имеет две разновидности. Первая заключается в том, что  служба централизует все операции по найму. Вторая разновидность означает менее жесткий вариант. В РФ государственная  служба занятости занимает монопольное  место на рынке труда и в  то же время не подходит под каноны ни первой, ни второй разновидности  этой монополии. .[14,стр.297]

Противостояние государственных  и частных агентств по найму обусловлено  прежде всего несовершенством законодательства, согласно которому практика частного найма во многих странах запрещена. В ряде стран (США, Канада, Италия) деятельность частных агентств легитимна. Отношения  между государственными и частными органами по трудоустройству традиционно  строятся на трех принципах: контроле, конкуренции и сотрудничестве.

Государственная служба занятости  занимает монопольное место в  качестве посреднической структуры  на рынке труда России, за исключением  г. Москвы и ряда крупных городов, где функционируют альтернативные службы занятости, частные агентства  по временному и постоянному найму.

Мировой опыт говорит о том, что  через государственные органы занятости  находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных  посреднических контор. Поскольку подобного  спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент  обратившихся в государственные  органы настораживает. В настоящее  время можно выделить по крайней  мере следующие причины нежелания  людей, потерявших работу, обращаться в Центр занятости населения:

- психологическое неприятие безработицы  и самих безработных, это в  равной степени относится как  к тем, кто потерял работу  и пытается трудоустроиться самостоятельно, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через центр занятости;

- население плохо информировано  о расположении данных служб,  об их предназначении и деятельности;

- возможности трудоустройства  центра занятости ограничены, т.  к. подавляющее большинство руководителей  предприятий не прибегают к  услугам ЦЗН при поиске и  найме рабочей силы.

Говоря о финансовой стороне  вопроса можно отметить следующие  причины: предполагается, что предприятия, высвобождающие работников, должны информировать  их о необходимости регистрации  в ЦЗН. Однако у предприятий нет  ни стимулов, ни обязанностей выполнять  эту функцию. Более того, предприятия, сокращающие занятых, скорее всего, находятся в трудном материальном положении и для них выгоднее не информировать работников, поскольку  в таком случае они не будут  выплачивать им пособие за третий месяц; Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие  от предприятий, не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие не видят смысла обращаться в ЦЗН. Из опроса клиентов службы занятости выяснилось, что среди других, наиболее часто  встречающихся причин нежелания  обращаться в ЦЗН, назывались такие как: «через государственные ЦЗ можно трудоустроиться лишь в государственном секторе», и «в ЦЗ обращаются только уволенные за нарушение трудовой дисциплины».

Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что  большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать  влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.

 

2. Занятость  населения в России.

2.1. Занятость в системе рыночных  отношений.

 

Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась  в качестве товара. Несомненно, однако, что в реальной жизни, не очень  сопряженной с политэкономическими  представлениями, миллионы людей вступали и вступают в отношения найма.

Главное, что отличает наш рынок  труда от реального, это наличие  административных, правовых и экономических  ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для  большинства работников. Это и  наличие регистрации, формально  заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при  его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования  и социальной поддержки в сфере  занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е г. г. стали трудоизбыточными.

Так, в целом ряде областей и  республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в Ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз.

В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос на отдельные категории  специалистов (юристов, банковских работников, программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в  большинстве профессиональных категорий  рабочей силы.[28]

В 1997 году на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61 % общей численности занятых. В  обстановке конкуренции предприятия  будут стремиться к оптимизации  состава и численности работников. В свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.

Все это, может быть реализовано  только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и  действенной системы содействия найму.

Численность экономически активного  населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.

Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой  отметки, составив 12,4% от численности  экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень  безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного  населения (рабочей силы). В 2003 общая  численность безработных, активно  ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек).

Уровень безработицы в 2006-2007 годах показывает, что существенных изменений в структуре безработицы нет. По сравнению с 2003 годом наблюдается улучшение обстановки на рынке труда. Однако официальные данные центра занятости нельзя считать абсолютно объективными, так как большая часть незанятого населения предпочитает не обращаться в центры занятости по вопросам трудоустройства.

Информация о работе Рынок труда и его регулирование