Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда в России.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный
созидательный труд в настоящее
время в той или иной мере входит
в содержание деятельности большей
части работающего населения, прежде
всего специалистов с высшим и
средним специальным
Современный рынок труда испытывает
на себе ощутимое государственное воздействие.
Законодательная деятельность государства
охватывает всю гамму трудовых отношений.
Оно не только предъявляет спрос
на рабочую силу в государственном
секторе экономики, но и регулирует
его в частном секторе, определяя
основные параметры найма в масштабах
национальной экономики. Большое влияние
на рынок труда оказывают
Значительна и посредническая роль государства на рынок труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последствий и меняющихся требований рынка.
Политика государства на рынке труда направлена на:
- обеспечение прогрессивных
- переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
- достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
- предупреждение массовой
- создание новых и повышение
эффективности существующих
- развитие кадрового потенциала
путём совершенствования
- рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
- преодоление дефицита рабочих
мест посредством проведения
сбалансированной
- экономическое стимулирование
развития предпринимательства,
- оптимизация масштабов
- разработка специальной
- развитие гибких форм
- последовательная стабилизация
уровня жизни, усиление
- дальнейшее развитие системы
непрерывного образования как
наиболее прогрессивного
- улучшение качества рабочей
среды, включая вопросы
- сокращение кадрового
- проведение взвешенной
- развитие и повышение
Видное место в регулировании
рынка труда занимает биржа труда.
Биржа труда - учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
В настоящее время задачи посредничества
в подыскании места работы решают
государственные центры (службы) занятости
и негосударственные
На рынке труда многих стран
государственная служба занятости
занимает особое монопольное положение,
которое имеет две
Противостояние
Государственная служба занятости
занимает монопольное место в
качестве посреднической структуры
на рынке труда России, за исключением
г. Москвы и ряда крупных городов,
где функционируют
Мировой опыт говорит о том, что через государственные органы занятости находит работу лишь 1/3 ищущих работу. Большинство людей, прежде чем обратиться в государственную службу занятости, проходят через сито частных агентств, альтернативных служб занятости, специальных посреднических контор. Поскольку подобного спектра организаций на российском рынке труда еще нет, процент обратившихся в государственные органы настораживает. В настоящее время можно выделить по крайней мере следующие причины нежелания людей, потерявших работу, обращаться в Центр занятости населения:
- психологическое неприятие
- население плохо информировано
о расположении данных служб,
об их предназначении и
- возможности трудоустройства
центра занятости ограничены, т.
к. подавляющее большинство
Говоря о финансовой стороне
вопроса можно отметить следующие
причины: предполагается, что предприятия,
высвобождающие работников, должны информировать
их о необходимости регистрации
в ЦЗН. Однако у предприятий нет
ни стимулов, ни обязанностей выполнять
эту функцию. Более того, предприятия,
сокращающие занятых, скорее всего,
находятся в трудном
Как бы ни были субъективны оценки людей, неоспоримым является то, что большинство не имеющих работы не пользуется услугами органов службы занятости. Эта субъективная информация ценна и ее изучение позволит оказывать влияние на мотивационный механизм человека, желающего трудоустроиться.
2.1. Занятость в системе рыночных отношений.
Еще совсем недавно рабочая сила
в нашей стране не рассматривалась
в качестве товара. Несомненно, однако,
что в реальной жизни, не очень
сопряженной с
Главное, что отличает наш рынок труда от реального, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.
Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е г. г. стали трудоизбыточными.
Так, в целом ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в Ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз.
В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников, программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы.[28]
В 1997 году на долю негосударственного
сектора экономики уже
Все это, может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.
Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек).
Уровень безработицы в 2006-2007 годах показывает, что существенных изменений в структуре безработицы нет. По сравнению с 2003 годом наблюдается улучшение обстановки на рынке труда. Однако официальные данные центра занятости нельзя считать абсолютно объективными, так как большая часть незанятого населения предпочитает не обращаться в центры занятости по вопросам трудоустройства.