Рынок труда и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда в России.

Вложенные файлы: 1 файл

4.Текст.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

 

В конце августа 2013г., по оценке, 6,2 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда) (рисунок 1.).

Рис. 1. Динамика численности безработных

 

В государственных учреждениях  службы занятости населения в  качестве безработных было зарегистрировано 2,1 млн. человек, в том числе 1,8 млн. человек получали пособие по безработице.

По данным обследования населения  по проблемам занятости в августе 2013г., в численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, около 734 тыс. человек (12,2%) составляли граждане, которым не может быть присвоен статус безработного в органах службы занятости населения. Среди них 266 тыс. человек (36%) - лица старше или моложе трудоспособного возраста, 295 тыс.человек (40%) - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 173 тыс.человек (24%) - пенсионеры по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

В августе 2013г. общая численность безработных по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (как и в мае 2013г.), в 2,5 раза (рисунок 2.)

 

 

Рис. 2. Динамика численности безработных и уровень  безработицы по полу и месту проживания

 

Среди безработных по методологии  МОТ доля женщин в августе 2013г. составила 46,4% и была на 1,2 процентного пункта выше, чем в мае 2013 года.

Доля городских жителей среди  безработных составила 65,9% и уменьшилась по сравнению с маем 2013г. на 1,6 процентного пункта.

Безработица городского и сельского  населения характеризуется превышением  уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем  безработицы среди городских жителей. В августе 2013г. это превышение составляло 1,6 раза.

Средний возраст безработных в августе 2013г. составил 34,3 года (в мае 2013г. - 35,0 года), в том числе безработных мужчин - 34,4 года, безработных женщин - 34,3 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди  безработных 31,3%, лица в возрасте 50 лет  и старше - 16,1%.

Самый высокий уровень безработицы  отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%), а также 20-24 года (16,6%). В среднем  среди молодежи в возрасте 15-24 лет  уровень безработицы в августе 2013г. составил 18,5%, в том числе среди городского населения - 17,4%, среди сельского населения - 21,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составлял 3,0 раза, в том числе среди городского населения - 3,2 раза, сельского населения - 2,5 раза.

Среди безработных 35,2% составляли лица, срок пребывания которых в состоянии  поиска работы (безработицы) не превышал 3-х месяцев. Один год и более  искали работу 28,3% безработных. По сравнению с маем 2013г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) сократилась на 3,1 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) увеличилась на 1,9 процентного пункта.

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы была существенно выше, чем среди городских, и в августе 2013г. составила, соответственно, 37,4% и 23,5%. По сравнению с маем 2013г. доля застойной безработицы среди сельских жителей увеличилась на 0,7 процентного пункта, среди безработных городских жителей - на 2,0 процентного пункта. В численности безработных 29,2% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2013г. их численность составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формировалась преимущественно из числа молодежи (20,0% - за счет молодежи до 20 лет, 52% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет). По сравнению с маем 2013г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, увеличилась на 3,7 процентного пункта. В августе 2013г. среди безработных на 5,4 процентного пункта по сравнению с маем 2013г. сократилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, на 0,2 процентного пункта увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию (рисунок 3).

 

Рис. 3. Уровень безработицы, по методологии МОТ, по федеральным округам РФ (в % от численности экономически активного населения).

 

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в  Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном  округе.

 

3.2. Перспективы и пути развития российского рынка труда.

 

Учитывая  сложность ситуации на рынке труда, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить  внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке  труда, и выпускники учебных заведений  сразу оказываются в положении  безработных. При этом необходимо учесть возрастной и половой состав работающих специалистов отдельных направлений, чтобы четче просматривались  масштабы возможного замещения и  потребности в нем в целом.

Необходимо определить проекты  государственной значимости, для  которой в первоочередном плане  следует готовить специалистов и  квалифицированных рабочих, принимая во внимание, что процесс их подготовки длителен во времени и требует  значительных финансовых затрат. Такие проекты необходимо определить и на региональном (областном), и местном уровнях.[23,стр.156]

На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости  должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных  рабочих и выданы соответствующие  задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной  значимости, должны и финансироваться  в первую очередь. Целесообразно  сократить масштабы подготовки по тем  профессиям, по которым трудоустройство  обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.

Несмотря на всю сложность экономической  ситуации, начиная с предприятий  до области включительно должны быть, составлены программы высвобождения  мало - и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, не престижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному  высвобождению.

Необходимо создать максимально  благоприятные условия со стороны  государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской  деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих  мест и снизить напряженность  на рынке труда.

В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором  преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное  или опережающее переобучение), так  и иным образом (в учебных учреждениях  через систему Государственной  службы занятости), а также право  первоочередного трудоустройства  должны получать женщины, воспитывающие  детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).

Учитывая, что многие предприятия  работают в режиме неполной рабочей  недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное  или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий  или Фонда содействия занятости  по широкому спектру профессий для  повышения конкурентоспособности  работников на рынке труда, на котором  могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация  подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно  в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости  с учетом возможного спроса на перспективные  профессии на рынке труда. Упреждающее  обучение (переобучение) позволил бы сократить  размеры выплаты пособия по безработице  в ожидании начала обучения, поскольку  высвобожденный работник уже сразу  регистрировался на рынке труда  в качестве безработного с двумя  профессиями, что расширяло возможности  его трудоустройства.[18,стр.61]

Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать  как сложную систему, состояние  которой улучшается или ухудшается от степени ее изученности и управляющих  воздействий на разных уровнях, как  по горизонтали, так и по вертикали. Мнение, что рынок труда есть нечто  стихийное, абсолютно неверно. Он в  значительной степени управляем  при должной продуманности и  комплексном подходе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

При правильной организации рынка  труда и его составных элементов  затраты мгновенно окупают соответствующие  издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат  на макро- и микро уровнях. Это  неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная  занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

Следовательно, отношения в области  занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и  не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому  глубокое значение фундаментальных  основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества  социальных проблем и явлений.

В настоящее время ситуация на рынке  труда стабилизировалась, безработица  не стала такой острой проблемой  российской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые  сегодня тенденции на рынке труда  говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее  адаптировались к ситуации кризиса  и вновь проявляют друг к другу  взаимный интерес. Для работодателей  по-прежнему является актуальной и  перспективной замена уже работающего  персонала на более опытных, но дешевых  работников. Практически во всех компаниях  идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности  персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня  работодателю нужен работник, который  будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня  работодателям больше не требуются  просто энтузиасты, люди со «связями» или с «пробивными» способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.

Со стороны работодателей снова  появился спрос на квалифицированный  персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении  с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные  бухгалтеры, финансовые аналитики и  т.п. По состоянию на конец января 2004 года заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.

В 2002 – 2004 годах на российском рынке  труда произошли еще более  неожиданные перемены. Еще лет  пять назад большинство выпускников  технических вузов влачило жалкое существование - они либо работали по специальности за копейки, либо торговали  на оптовых рынках.

Сегодня ситуация меняется. Спрос на высококвалифицированных «технарей» в самых перспективных отраслях растет вместе с зарплатой.

Специалисты с хорошим техническим  образованием вновь стали представлять интерес на рынке труда.

Уровень развитости рынка труда, в  том или ином регионе, на прямую зависит  от степени экономической и инвестиционной активности.

Позитивной тенденцией стало движение интересов крупных развитых компаний в сторону регионов.

Проблема нехватки или отсутствия профессионально квалифицированных  управленцев высшего звена (топ - менеджмента), грамотных специалистов по развитию производства, руководителей  проектов, маркетологов решается путём  привлечения необходимых кадров из более развитых регионов, чаще всего  это Москва и Санкт - Петербург.

Таким образом, осуществляемый в России в настоящее время переход  к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических  проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с  людьми, их производственной деятельностью.

Список использованных источников

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
  2. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1(ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915.
  3. Белокрылова О.С. Экономика труда: Конспект лекций / О.С. Белокрылова, Е.В. Михалкина.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 224 с.
  4. Липсиц И.В. «Экономика: учебник для вузов». – М.: Омега-Л, 2009. – 656с. – (Высшее экономическое образование).
  5. Николаева И.П. «Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. – 336с.
  6. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2009. – 832с.
  7. Экономика и социология труда//под ред. Генкин Б.М. НОРМА,2009.- 416 с.
  8. Экономическая теория: Элементарный курс / Под ред. С.С. Носова. -М.: Дашков и К, 2009.- 475 с.
  9. Брагин В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ // Вопросы экономики. – 2011. - №3. –С.105-114.
  10. Браччи Дж. Новые формы занятости, информационные технологии.// Вопросы экономики. – 2010. -№2. – С.35-40.
  11. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: Недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? Вопросы экономики. – 2010. - № 3. – С. 95-104.
  12. Жидкова Е.М. Ориентация на незанятость среди проблемных групп рынка труда // Социс. – 2011. -№ 3. – С. 52-55.
  13. Казаков А.А. Формирование рынка труда в современных условиях//Отечественный журнал социальной работы. -2009. -№ 3.- С. 19-23.
  14. Попов А.Д. Вакансии как характеристика современного состояния российского рынка труда //Вопросы статистики. – 2012. -№3. С.50.
  15. Четвернина Т.К. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики.- 2010.- №2.-С.35-40.
  16. Булатова А.И. Регулирование с точки зрения теории// Человек и труд. – 2009.- №5.- С. 45-48.
  17. Сопунов Е.П. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания.//Социс – 2009.- №4.- С.37-46.
  18. Русакова И.Г. Рынок труда и проблемы трудоустройства// Высшее образование в России – 2011- №4- С. 10-14.
  19. Кучма М., Орлова Е. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения// Человек и труд – 2009 - №1- с. 57-60.
  20. Камаева М. Развитие рыка труда – неотъемлемый элемент государственной политики. // Человек и труд – 2010- №5- С. 41-44.
  21. Моляков Д.С. Государственная политика в области занятости// Человек и труд – 2012- №6- С.45-48.
  22. Львов Ю.А. Нестандартная занятость: российские особенности // Человек и труд- 2012-№6-С. 38-41.
  23. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2011.
  24. Соколовский П.М. Программы содействия занятости// Экономист – 2010- №5- С.72-75.
  25. Демин А.В. Занятость в сельском хозяйстве: масштабы и динамика//Человек и труд- 2009- №3- С.37-43.
  26. http://www.severinform.ru/ - Информационное агентство "СеверИнформ"// Статьи// «Российский рынок труда: проблемы безработицы» от 16.09.2009г.
  27. Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 04.05.2009г. http://www.ancor.ru
  28. Официальный сайт министерства Финансов РФ // www.minfin.ru
  29. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - http: // www.nalog.ru
  30. Сайт «Бюджетная система Российской Федерации»-www.budgetrf.ru

Информация о работе Рынок труда и его регулирование