Рынок труда и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда в России.

Вложенные файлы: 1 файл

4.Текст.docx

— 114.33 Кб (Скачать файл)

Знание рынка труда требует  внимательного и тщательного  изучения структурных сдвигов в  трудовой деятельности, обусловленных  тенденциями развития НТП и изменениями  в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в  быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время  в индустриально развитых странах  мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых  вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода  трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более  позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное  увеличившимися сроками обучения и  профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной  специальности хватало на всю  оставшуюся жизнь, то в настоящее  время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.

Наконец, необходимо заметить, что  проблема занятости и безработицы  неразрывно связана с происходящими  структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также  имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. .[25,стр.167]

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой  понимается мера вовлечения людей в  трудовую деятельность и степень  удовлетворения их потребности в  труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для  рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения  этой задачи и даже ее постановка несколько  различаются.

Содержание термина «занятость»  включает в себя как потребность  людей в различных видах общественно  полезной деятельности, так и степень  удовлетворения этой потребности. Следовательно, проблемы занятости населения не совпадают с проблемами безработицы, так как необходимо учитывать особенности занятости различных социально-демографических групп населения, мотивацию труда работников, изменения в структуре трудовых ресурсов и другие факторы. Целью обеспечения полной и продуктивной занятости является достижение роста эффективности труда, формирование структуры занятости в соответствии с потребностями совершенствования отраслевой и региональной структуры производства, учет социально-демографических факторов.

Кроме того, под занятостью как  экономической категорией следует  понимать совокупность социально-экономических  отношений в обществе, обеспечивающих возможности приложения труда в  различных сферах хозяйственной  деятельности и выполняющих функцию  связующего звена в воспроизводстве  рабочей силы на всех уровнях организации  общественного труда и производства.

Пропорции распределения занятых  изменились в пользу тех отраслей, деловая активность в которых  возросла в связи с рыночными  преобразованиями: торговли и общественного  питания, материально-технического снабжения  и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования. Россия по отраслевой структуре занятости все больше становится похожей на страны с экономикой, переходной к развитому рыночному  хозяйству (Венгрия, Польша, Республика Корея). По показателям доли безработных  в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию. .[19,стр.281]

Видимые метаморфозы занятости  отражали перемены в характере и  содержании «непосредственно общественного  труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного  количества и ассортимента он становится способом существования экономически не зависимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

 

2.2 Основные задачи государственного  регулирования занятости

 

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.

Во-первых, достижение такого соотношения  между спросом и предложением труда, а также его активной и  резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются  эффективные стимулы к труду.

Во-вторых, формирование оптимальной  профессионально-отраслевой, квалифицированно - образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что  создает предпосылки для повышения  эффективности всей рыночной экономики.

В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему  разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию  в сфере производства, науки и  техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного  воздействия на количественные и  качественные аспекты развития и  потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время  появились новые противоречия, такие  как противоречия между достигнутым  уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Согласно российскому закону о  занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путём обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и  до известных пределов повышение  уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей  силы с предприятий.[ 21,стр.32]

В «Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год» предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Государственное регулирование рынка  труда целесообразно рассматривать  как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить  в виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной  и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование финансово - кредитной,  структурной, инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства в приоритетных  отраслях. Особая задача - регулирование  внешнеэкономических связей в  интересах занятости.

2.Согласование социальной, демографической,  миграционной политик с целями  и приоритетами регулирования  рынка труда. В число задач  этого блока входят минимизация  оттока квалифицированных кадров  за рубеж, ограничение нежелательных  и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных  беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых  в данном контексте как цена  труда.

3. Политика трудоустройства и  социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других  структур. Основой данного блока  является политика Министерства  труда и социального развития (службы занятости) на рынке  труда. 

В основе государственной системы  занятости лежит сеть служб и  фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный  Фонд занятости населения (ГФЗН), в  каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские  фонды и службы занятости, а в  городах и населенных пунктах, а  также в крупных сельских пунктах  существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной  службы занятости подчиняются соответствующим  вышестоящим органам и органам  исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.[13,стр.79]

Органы службы занятости на безвозмездной  основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые  для выполнения своих функций.

Службы занятости имеют право  запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для  разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы  занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих  органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие служб занятости  с предприятиями - работодателями, работниками  или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

Служба занятости наделена широким  кругом прав и обязанностей:

1. анализировать и прогнозировать  состояние рынка труда;

2. вести учет свободных рабочих  мест и граждан, обращающихся  по вопросам трудоустройства;

3. информировать обращающихся работников  и работодателей о возможности  получения работы и обеспечения  рабочей силы;

4. оказывать гражданам помощь  в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе  необходимых работников;

5. организовывать профессиональную  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан в учебных  заведениях службы занятости  и других учебных заведениях;

6. оказывать услуги в профессиональной  ориентации и трудоустройстве,  высвобождаемым работником и  другим категориям населения;

7. регистрировать безработных и  оказывать им помощь в пределах  своей компетенции;

8. разрабатывать республиканские  и региональные программы занятости;

9. подготавливать предложения об  использовании труда иностранных  работников, привлекаемых на основе  межправительственных соглашений;

10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11. выдавать, в соответствии с  законом, пособие по безработице,  устанавливать к ним надбавки  с учетом иждивенцев и других  обстоятельств;

12. публиковать статистические  данные о состоянии рынка труда.

Все услуги федеральной государственной  службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются  бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и  реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств  ГФЗН, которые являются государственной  федеральной собственностью и находятся  в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его  территориальных органов.

Кроме того, служба занятости имеют  право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные  государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие  в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства фонда занятости направляются на:

1.оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

2. организацию общественных работ;

3. выплату пособий по безработице  и материальной помощи;

4. возмещение затрат пенсионному  фонду в связи с назначением  досрочных пенсий безработным;

5. мероприятия по созданию и  сохранению рабочих мест;

6. расходы по анализу рынка  труда, разработке программ занятости,  информационного обеспечения, рекламы,  научно - исследовательской деятельности  и на содержание органов занятости.

Информация о работе Рынок труда и его регулирование