Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью исследования данной работы является рассмотрение теоретических основ рынка труда и занятости населения, а так же анализ состояния российского рынка труда в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты сущности, структуры и функций рынка труда, его специфику и особенности на современном этапе;
2. Выявить проблемы на Российском рынке труда;
3. Оценить состояние рынка труда в России.
Знание рынка труда требует внимательного и тщательного изучения структурных сдвигов в трудовой деятельности, обусловленных тенденциями развития НТП и изменениями в общественном разделении труда. Данные процессы находят сове проявление в быстрой смене видов трудовой деятельности. В настоящее время в индустриально развитых странах мира примерно 70% видов трудовой деятельности относятся к тем из них, которых вообще не существовало в начале века. Другими факторами, оказывающими существенное воздействие на рынок труда, является с одной стороны, удлинение периода трудовой деятельности человека примерно в два раза, с другой – более позднее вступление в трудовую деятельность (с 16, 18 и даже 21 года), обусловленное увеличившимися сроками обучения и профессиональной подготовки. При этом, если раньше человеку приобретенной специальности хватало на всю оставшуюся жизнь, то в настоящее время он вынужден будет переходить к новой специальности не менее 2-3 раз в течение своей трудовой деятельности.
Наконец, необходимо заметить, что проблема занятости и безработицы неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве, демографическими и культурно-просветительными и другими процессами, а также имеющими место деформациями и инерционностью рынка труда. .[25,стр.167]
С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производительности соседствует не менее важная проблема занятости населения, под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами. Осуществление определенной политики занятости, создание условий для рациональной занятости представляет задачу, возникающую как в рыночной, так и в нерыночной экономике. Однако пути и способы решения этой задачи и даже ее постановка несколько различаются.
Содержание термина «занятость»
Кроме того, под занятостью как
экономической категорией следует
понимать совокупность социально-экономических
отношений в обществе, обеспечивающих
возможности приложения труда в
различных сферах хозяйственной
деятельности и выполняющих функцию
связующего звена в воспроизводстве
рабочей силы на всех уровнях организации
общественного труда и
Пропорции распределения занятых
изменились в пользу тех отраслей,
деловая активность в которых
возросла в связи с рыночными
преобразованиями: торговли и общественного
питания, материально-технического снабжения
и торгового посредничества, кредитования,
финансов и страхования. Россия по отраслевой
структуре занятости все больше
становится похожей на страны с экономикой,
переходной к развитому рыночному
хозяйству (Венгрия, Польша, Республика
Корея). По показателям доли безработных
в общей численности
Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента он становится способом существования экономически не зависимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.
2.2 Основные задачи
Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда.
Во-первых, достижение такого соотношения
между спросом и предложением
труда, а также его активной и
резервной частями, при котором,
с одной стороны, обеспечивается
необходимый уровень жизни
Во-вторых, формирование оптимальной
профессионально-отраслевой, квалифицированно
- образовательной и
В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Государство на рынке труда должно
осуществлять систему мер целенаправленного
воздействия на количественные и
качественные аспекты развития и
потребления работников, достижение
большего соответствия их профессиональной
подготовки современному уровню производства.
Кроме того, в настоящее время
появились новые противоречия, такие
как противоречия между достигнутым
уровнем образования и
Согласно российскому закону о
занятости, государственная политика
занятости заключается в
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом
стратегии занятости в
В «Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 год» предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Государственное регулирование рынка
труда целесообразно
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование финансово - кредитной,
структурной, инвестиционной, внешнеэкономических
политик с системой целей
2.Согласование социальной, демографической,
миграционной политик с целями
и приоритетами регулирования
рынка труда. В число задач
этого блока входят
3. Политика трудоустройства и
социальной поддержки
В основе государственной системы
занятости лежит сеть служб и
фондов занятости различных уровней.
На федеральном уровне - это Государственный
Фонд занятости населения (ГФЗН), в
каждом из субъектов Федерации существуют
региональные или республиканские
фонды и службы занятости, а в
городах и населенных пунктах, а
также в крупных сельских пунктах
существую местные службы занятости.
Структурные подразделения
Органы службы занятости на безвозмездной
основе предоставляют органам
Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб занятости на основе
прогнозов экономического развития
с участием работодателей и представителей
трудящихся разрабатывают программы
занятости, которые после согласования
утверждаются представителями
Взаимодействие служб
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1. анализировать и
2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. информировать обращающихся
4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
5. организовывать
6. оказывать услуги в
7. регистрировать безработных и
оказывать им помощь в
8. разрабатывать республиканские
и региональные программы
9. подготавливать предложения об
использовании труда
10. оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11. выдавать, в соответствии с
законом, пособие по
12. публиковать статистические
данные о состоянии рынка
Все услуги федеральной государственной
службы, связанные с обеспечением
занятости граждан, предоставляются
бесплатно. Финансирование мероприятий,
связанных с разработкой и
реализацией государственной
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости
1.оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
2. организацию общественных
3. выплату пособий по
4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
6. расходы по анализу рынка
труда, разработке программ