Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:08, курсовая работа
Краткое описание
Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально-ориентированной экономики. Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния. Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех аспектов рынка труда и занятости в Российской Федерации.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Рынок труда, его структура и механизм регулирования…………………….4 1.1. Понятие рынка труда и его основные характеристики…………………….4 1.2 Регулирование рынка труда в условиях модернизации экономики (на примере Самарской области)………………………….………………………..12 2. Занятость населения РФ………………………………………………………18 2.1 Понятие и принципы занятости населения РФ…………………………....18 2.2 Виды занятости населения РФ……………………………………………...22 2.3 Проблемы занятости в РФ…………………………………………………..25 2.4 Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства……………………..…………………………………………...28 Заключение……………………………………………………………………….31 Список использованной литературы……
- экономические показатели,
характеризующие работодателей
с точки зрения их финансового
состояния, формы собственности, а
также показатели, характеризующие
наемных работников по их обеспеченности;
- психофизиологические
качества работника (личные качества
физическая сила, темперамент, их
принадлежность к определенным
слоям общества и т.д.);
- поведенческие характеристики
с точки зрения мотивации занятости.
К важным характеристикам
рынка труда также относятся показатели
эластичности, которые определяют степень
влияния социально-экономических факторов
на изменение спроса и предложения труда. В частности, коэффициент
эластичности спроса по цене труда показывает, на сколько
процентов уменьшается занятость (численность работающих)
при увеличении заработной платы на 1%. В относительно коротких
периодах спрос на рынке труда нельзя считать эластичным.
Это объясняется тем, что в развитых странах отношения занятости
регулируются системами индивидуальных
контрактов и коллективных договоров,
которыми определены уровни оплаты труда
и гарантии сохранения рабочих мест на срок не менее одного года.8
Коэффициенты эластичности
на рынке труда зависят от изменений цен
на потребительских рынках, так как величина
заработной платы в длительном периоде
(более одного года) зависит от динамики
цен на товары и услуги. Кроме того, надо
учитывать зависимость спроса на труд
от конъюнктуры, как общей экономической,
так и на отраслевых рынках.
1.2 Регулирование рынка труда
в условиях модернизации экономики (на
примере Самарской области)
Рынок труда представляет собой
важнейшую сферу общественных отношений.
От эффективности его функционирования
зависит состояние экономики в целом.
Рынок труда способен порождать сложные
социальные проблемы и связанную с ними
напряженность. Их решение исключительно
за счет рыночного механизма не представляется
возможным, поэтому общество вынуждено
создавать соответствующую систему содействия
занятости, содержания безработных и совершенствовать
трудовое законодательство.
Отношения в области занятости
– это наиболее важные отношения в нашей
жизни, и не случайно именно эта сфера
привлекает к себе столь пристальное внимание.
Регулирование рынка труда
– достаточно сложная задача для органов
государственной власти, поскольку применение
даже экономически грамотных и научно
обоснованных регулирующих воздействий,
призванных улучшить функционирование
рынка труда, не всегда дает ожидаемые
результаты.
Вследствие многообразия внутренних
регуляторов, а также в силу социальной
важности эффективного функционирования
рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном
регулировании. Представляется, что создание
такой действенной системы регулирования
в сфере занятости является одной из основных
социальных задач проводимых в России
реформ.
В стране действует закон о
занятости, работают службы занятости,
регистрации безработных.
Можно выделить четыре основных
направления государственного регулирования
рынка труда:
• программы по стимулированию
роста занятости и увеличению числа рабочих
мест;
• программы, направленные
на подготовку и переподготовку рабочей
силы;
• программы содействия найму
рабочей силы;
• программы по социальному
страхованию безработицы, т.е. правительство
выделяет средства на пособия безработным.
Особое место в системе регулирования
рынка труда занимают службы занятости,
являющиеся одной из важных структур рыночного
хозяйственного механизма.
Они представляют собой специальные
учреждения, осуществляющие посреднические
функции на рынке рабочей силы.
Реализация мероприятий по
содействию занятости населения в Самарской
области осуществляется в настоящее время
в рамках исполнения ведомственной целевой
программы содействия занятости населения
на 2011-2013 годы. Следует учесть, что в 2011г.
осуществлялась Программа дополнительных
мероприятий по снижению напряжённости
на рынке труда Самарской области. Выделяются
при этом следующие мероприятия:
• опережающее профессиональное
обучение работников, находящихся под
угрозой увольнения;
• организация общественных
работ, временного трудоустройства работников,
находящихся под угрозой увольнения, а
также признанных в установленном порядке
безработными гражданами, и граждан, ищущих
работу;
• стажировка выпускников образовательных
учреждений в целях приобретения ими опыта
работы;
• содействие самозанятости
безработных граждан и стимулирование
создания безработными гражданами, открывшими
собственное дело, дополнительных рабочих
мест для трудоустройства безработных
граждан.
В рамках реализации мероприятий
целевой программы поддержки и развития
малого и среднего предпринимательства
городского округа Самара на 2008-2012 годы
проводились различные мероприятия, направленные
на развитие инфраструктуры поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства;
создание эффективной системы обучения
и повышения квалификации предпринимателей:
3740 предпринимателей приняли участие
в данных мероприятиях, оказано содействие
в повышении профессиональной подготовки
761 руководителю и специалисту предприятий
малого и среднего бизнеса и индивидуальным
предпринимателям.9
По итогам 2011 г. уровень регистрируемой
безработицы в Самарской области составил
1,4% от экономически активного населения.
В конце 2010 г. он составлял 2%.
Число официально зарегистрированных
безработных за год снизилось с 34,8 тыс.
человек до 25,2 тыс. человек. Во многом этому
способствовала реализация мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда
и содействию занятости населения.
По состоянию на 8 февраля 2012г.,
уровень безработицы в регионе составлял
1,4% (25,2 тыс. человек) от экономически активного
населения. Именно столько человек состояли
на учете в региональной службе занятости
населения. При этом количество вакансий
составляло 25,6 тысячи.
Меньше всего нуждающихся в
работе насчитывается в Самаре, уровень
безработицы в которой составлял 0,6%. Аналогичная
ситуация в Волжском районе. В Тольятти
этот показатель составлял 1,4%, в Новокуйбышевске
- 1,2%, в Кинеле и Отрадном - 1,7%.
Наиболее актуальна проблема
трудоустройства для жителей сельских
районов, в которых
уровень безработицы выше. К
примеру, в Кошкинском районе уровень
безработицы составлял 1,8%, в Нефтегорском
- 2,2%. Во многих районах уровень безработицы
снижался. Например, в Пестравском районе
он составлял 3,7%, хотя год назад был на
уровне 7,1% (см. рис.4). 10
Рис. 4.
Уровень безработицы по субъектам Самарской
области, 2011г.
Как отмечают в департаменте
труда и занятости населения Самарской
области, в среднем, поиск работы у жителей
региона занимает 5,2 месяца.11
Существенный вклад в эти процессы
внесла реализация мероприятий в рамках
ведомственной целевой программы содействия
занятости населения Самарской области
на 2011-2013 годы и программы дополнительных
мероприятий по снижению напряженности
на рынке труда Самарской области на 2011
год.
В мероприятия программы содействия
занятости населения в общей сложности
было вовлечено 145,9 тыс. человек, а участниками
программы дополнительных мероприятий
по снижению напряженности на рынке труда
Самарской области стали 23,8 тыс. человек.
В рамках реализации вышеназванных
направлений в 2011 году:
• проведено 29 городских ярмарок
вакансий (в том числе 5 ярмарок для
молодёжи). Администрацией городского
округа оказывалось содействие ГКУСО
ЦЗН (Государственное казенное
учреждение Самарской области Центр занятости населения) в безвозмездном предоставлении
помещений для проведения данного мероприятия;
• обеспечена работа выездных
информационно-консультационных пунктов
в поселках Берёза, Прибрежный и информационно-консультационного
пункта в посёлке Управленческий;
• отраслевыми (функциональными)
органами Администрации городского округа
Самара ежемесячно проводился мониторинг
имеющихся вакансий в муниципальных учреждениях
и на муниципальных предприятиях. Информация
направлялась в ГКУСО ЦЗН;
• муниципальным предприятием
городского округа Самара «Самарский
бизнес-инкубатор» оказывалась всесторонняя
поддержка субъектам малого и среднего
предпринимательства на этапе становления
деятельности (предоставление во временное
пользование нежилых помещений, оказание
бухгалтерских и юридических услуг, проведение
консультаций по вопросам кредитования
и т.п.).
В рамках государственной политики
занятости населения правительством региона
уделяется особое внимание теме содействия
занятости инвалидов. Кроме того в мае
2011 года областным правительством было
принято постановление, главной целью
которого стало стимулирование работодателей
к созданию рабочих мест для инвалидов,
многодетных родителей и родителей, воспитывающих
детей-инвалидов. Работодателям за счет
средств областного бюджета были скомпенсированы
затраты на выплату заработной платы инвалидам,
трудоустроенным на созданные рабочие
места.
В результате мер, предпринятых
областным правительством во взаимодействии
с общественными организациями инвалидов,
уровень трудоустройства людей с ограниченными
возможностями здоровья по итогам 2011 года
составил 41,4% (2893инвалида) от числа обратившихся,
что в 1,5 раза больше, чем в 2010 году и в два
раза больше уровня 2009 года.12
Рассматривая уровень безработицы
на рынке труда Самарской области в первые
месяцы 2012 г., можно сказать, что он держится
на стабильном уровне, начиная с 2011г. (см.
рис.5) 13
Рис. 5.
Уровень безработицы на рынке труда Самарской
области, 2012г.
Рассматривая уровень безработицы
за 2013 год, а именно за январь-август 2013 года
в службу занятости населения за содействием
в поиске подходящей работы обратилось
44,8 тыс. человек, 29,4 тыс. человек трудоустроены.
С 28 августа по 3 сентября 2013 года
численность безработных в целом по области
уменьшилась на 352 человека, в том числе:
в городах – на 125 человек (1,4%), в районах
– на 227 человек (3,7%). Численность безработных
снизилась в 27 территориях, увеличилась
в 7 территориях, без изменения – 3 территории.
На 04.09.2013 на учете в службе занятости состояло
14426 безработных граждан. Уровень регистрируемой
безработицы составлял 0,8%.
Ниже среднеобластного показателя
уровень безработицы сложился в 7 территориях:
г.о. Самара, Сызрань, Тольятти, Новокуйбышевск,
м.р. Волжский, Сызранский, Ставропольский
(от 0,3% до 0,7%). Наиболее высокий уровень
безработицы регистрируется в Приволжском
(2,8%), Борском (2,4%) и Камышлинском (2,3%) районах.
В Самаре на 4 сентября зарегистрирован
2861 безработный гражданин, в Тольятти –
2827 человек, уровень безработицы в
Самаре – 0,4%, в Тольятти – 0,6% (см. рис.6). 14
Рис. 6.
Уровень безработицы на рынке труда Самарской
области за 2013г.
Таким образом, в результате
выполнения мероприятий Программы содействия
занятости стала преобладающей тенденция
снижения уровня официальной безработицы
в Самарской области. В настоящее время
ситуация на рынке труда стабилизировалась,
безработица не стала такой острой проблемой
российской экономики, как это было всего
несколько лет назад.
2. Занятость населения
РФ
2.1 Понятие и принципы
занятости населения в РФ
В любом обществе существует
объективная связь и взаимозависимость
между наличным трудоспособным населением
и характером, степенью его участия в общественном
производстве. Совокупность экономических
отношений, связанных с обеспечением рабочими
местами и участием в хозяйственной деятельности,
можно рассматривать как занятость.15
Занятость раскрывает
один из важнейших аспектов социального
развития человека, связанный с удовлетворением
его потребностей в сфере труда. Как социально-экономическая
категория занятость характеризует деятельность
граждан, связанную с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не
противоречащую законодательству и приносящую
им заработок (трудовой доход).16
В Законе РФ от 19 апреля
1991 г, № 1032-1 «О занятости населения в Российской
Федерации» (с послед, доп. и изм.) сформулированы
основные принципы занятости.
Первый принцип — обеспечение
свободы в труде и занятости, запрещение
принудительного, обязательного труда.
Человеку принадлежит приоритетное право
выбора: участвовать или не участвовать
в общественном труде.
Второй принцип — создание
государством условий для обеспечения
права на труд, защиту от безработицы,
помощь в трудоустройстве и материальную
поддержку при безработице в соответствии
с Конституцией РФ. Выделяют следующие
принципы государственной политики в
области содействия занятости:
1) обеспечение равных
возможностей всем гражданам России независимо
от национальности, пола, возраста, социального
положения, политических убеждений и отношения
к религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости;
2) развитие трудовых
ресурсов;
3) предупреждение массовой
и сокращение длительной (более года) безработицы;
4) поддержка трудовой
и предпринимательской инициативы граждан,
содействие развитию их способностей
к производительному, творческому труду;
5) обеспечение социальной
защиты в области занятости, создание
специальных мер для граждан, испытывающих
трудности в поиске работы, т.е. помощь
особо нуждающимся в трудоустройстве;
6) сочетание местных
мер с централизованными в области занятости;
7) поощрение работодателей,
создающих новые рабочие места, и др.
Все трудоспособное
население, находящееся в трудоспособном
возрасте, в зависимости от того, занято
ли оно общественно полезным трудом или
нет, можно разделить на две категории:
занятых и не занятых.
Согласно ст. 2 упомянутого
Закона занятыми считаются граждане:
•работающие по трудовому
договору, а также имеющие иную оплачиваемую
работу (службу), включая временные, сезонные
работы;