Рынок труда и занятость населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально-ориентированной экономики. Важнейшими индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет к несомненному улучшению рынка труда и его благосостояния.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение всех аспектов рынка труда и занятости в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынок труда, его структура и механизм регулирования…………………….4
1.1. Понятие рынка труда и его основные характеристики…………………….4
1.2 Регулирование рынка труда в условиях модернизации экономики (на примере Самарской области)………………………….………………………..12
2. Занятость населения РФ………………………………………………………18
2.1 Понятие и принципы занятости населения РФ…………………………....18
2.2 Виды занятости населения РФ……………………………………………...22
2.3 Проблемы занятости в РФ…………………………………………………..25
2.4 Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства……………………..…………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 131.09 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Основные направления политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства

 

В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-нибудь дискриминации, о праве свободно распоряжаться возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Основные направления политики страны по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 «закона о занятости»:

-развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности, защита государственного рынка  труда;

-обеспечение равных  способностей всем гражданам  РФ независимо от национальности, пола, возраста, общественного положения, политических убеждений и дела  к религии в реализации права  на добровольный труд и вольный  выбор занятости;

-создание критериев, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

-поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их возможностей к производительному, творческому труду;

-осуществление  мероприятий, способствующих занятости  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы;

-предупреждение  массовой и сокращение долговременной (более 1-го года) безработицы;

-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новейшие рабочие места, прежде  всего для граждан, испытывающих  трудности в поиске работы;

-объединение усилий  участников рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности  государственных органов, профсоюзов, других представительных органов  работников и работодателей в  разработке и реализации мер  по обеспечению занятости населения;

-международное  сотрудничество в решении проблем  занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью  граждан Российской Федерации  за пределами местности Российской  Федерации и иностранных граждан  на местности Российской Федерации, соблюдение интернациональных трудовых  норм.

В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два её вида:

1) активную государственную  политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную  политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, также на переобучение и профессиональное обучение безработных, другими словами правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие завышенных размеров пособий по безработице и других мер оказания материальной помощи безработным, другими словами поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.22

В Российской Федерации, если брать во внимание резкое сокращение наибольшего и малого размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, потому что маленький размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

Политика страны обязана быть ориентирована на развитие общественного партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и других представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на роль в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. В особенности принципиальным является роль профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, правительство принимает на себя обязательства по созданию завышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание особых программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости.23 Подобные обязательства страны конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (также государственными органами субъектов Федерации) особых целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.

Таким образом, государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и действенного использования трудового потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать такие выводы, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования.

Рынок труда России имеет ряд характерных особенностей, но самыми важными являются: высокий уровень скрытой безработицы, существенные различия между общей численностью и официально регистрируемой численностью безработных и низкий уровень пособий по безработице.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения.

В области решения проблем занятости населения приоритетной задачей является реформирование трудового законодательства с целью повышения мобильности рабочей силы, обеспечения устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства.

В настоящее время ситуация на рынке труда стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой российской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес.

Список используемой литературы:

 

1. Нормативно-правовые  акты:

1. Конституция РФ. – М.: Инфра, 2010 год.

  1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011) О занятости населения в Российской Федерации.
  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года.

 

2. Учебная литература:

  1. Булатов А.С. Экономика. – М., 2001 г.
  2. Вайсбурд В.А. Экономика труда. – Самара, 2007 г.
  3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2007год.
  4. Денисова И.А., Савватеев А.В. Эффективность активных программ содействия занятости населения в России. / Препринт. - М.: ЦЭФИР, 2002г.
  5. Журавлева Г.П. Экономика. - М.: Экономист, 2005 г.
  6. Змияк С.И. Государственная политика на рынке труда. – М., 2011г.
  7. Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда. - М.: Юристъ, 2009 г.

 

3. Интернет – ресурсы:

1. http://www.city.samara.ru/administration/report/404 - Администрация городского округа Самара.

2. http://sbiblio.com - Библиотека научной и учебной литературы.

3. http://www.vkonline.ru – Волжская коммуна.

4. http://dic.academic.ru - Онлайн - словари и энциклопедии.

5. http://www.samregion.ru/ - Правительство Самарской области

6. http://www.ecsocman - Федеральный образовательный портал.

7. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.

8. http://www.kuchaknig.ru - Электронная книга. Рынок труда.

1 Журавлева Г.П. Экономика.- М.: Экономистъ, 2005.-Стр.201

2 Вайсбурд В.А. Экономика труда. – Самара, 2007. - Стр. 70.

3 http://www.kuchaknig.ru – электронная книга. Рынок труда.

4 Вайсбурд В.А. Экономика труда. – Самара, 2007. - Стр. 71-72.

5 Экономика труда. Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. - М.: Юристъ, 2009. - Стр. 134.

6 Вайсбурд В.А. Экономика труда. – Самара, 2007. - Стр. 72.

7  См.: Там же. - Стр. 75.

8 http://www.kuchaknig.ru – электронная книга. Рынок труда.

9 http://www.city.samara.ru/administration/report/404 - сайт Администрации городского округа Самара. Реализации мероприятий целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2008-2012.

10 http://vkonline.ru – сайт газеты «Волжская Коммуна». Статья от 05.09.2011г. «В Самарской области уровень безработицы составляет 1,4 %.»

11 http://www.samregion.ru/ - сайт правительства Самарской области. Информация Департамента труда и занятости населения Самарской области за 2011 год.

12http://vkonline.ru – сайт газеты «Волжская Коммуна». Статья от 2011 года                                    «Руководители компаний берут на работу инвалидов».

13 http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики. Уровень безработицы в самарской области за 2012 год.

14 http://www.city.samara.ru/administration/report/404 - сайт Администрации городского округа Самара. Информация о ситуации на рынке труда городского округа Самара на 04.09.2013г.

15 Экономика труда. Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. - М.: Юристъ, 2009. - Стр. 145.

16 См.: Вайсбурд В.А. Экономика труда. – Самара, 2007. – стр. 76; Закон РФ «О занятости населения в РФ». Ст. 1.

17 Экономика труда. Под ред. Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. - М.: Юристъ, 2009. - Стр. 167.

18 См.: Вайсбурд В.А. Экономика труда. – Самара, 2007. – Стр. 77.

19 http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики. Показатели занятости населения в РФ за июль 2013г

20 http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики. Показатели занятости населения в РФ за июль 2013г.

21 http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики. Показатели занятости населения в РФ за июль 2013г.

22 См.: Змияк С.И. Государственная политика на рынке труда. – М., 2011. - Стр. 15-20.

23 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской федерации на период до 2020 года. Раздел 3, п.6.

 


Информация о работе Рынок труда и занятость населения