Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:59, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика России требует использования потенциальных возможностей финансового рынка, который представляет собой важнейший источник ее роста. По структуре финансовый рынок страны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков: денежный, кредитный и рынок ценных бумаг (в дальнейшем РЦБ).
Цель курсовой работы изучить состояние РЦБ в России на современном этапе.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Рассмотреть этапы формирования Российского РЦБ.
Исследовать современные проблемы и дальнейшие перспективы развития Российского РЦБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………….………….2
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………..…….3
1.1 Юридический подход………………………………………………....3
1.2 Экономический подход……………………………………………….4
1.3 Основные виды ценных бумаг………………………………………8
1.4 Понятие о рынке ценных бумаг……………………………………..9
Глава 2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ……………………………………………………….....12
2.1. Зарождение (1990-1994 гг.)………………………………………...13
2.2. От бума до кризиса (1995-1998 гг.)……………………………….14
2.3. Становление (1999-2007 гг.)……………………………………….16
2.4 Анализ развития рынка ценных бумаг в 2000-2007 гг. ……….19
2.5. Итоги развития российского фондового до 2007 г……………..25
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………..27
3.1. Ключевые проблемы.…………………… ………………………...27
3.2. Проблема финансовой стабильности………………………..…...28
Глава 4. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ…………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсач(исправлено).doc

— 368.50 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 1990-х гг., благодаря усилиям тогдашнего руководства и экспертов ФКЦБ, при поддержке Гарвардского университета и Всемирного банка, были созданы паевые инвестиционные фонды, нормативная база которых по глубине проработки с точки зрения защиты прав инвесторов не имеет себе равных даже на существующем рынке коллективных инвестиций6.

Ничего более  сопоставимого по масштабам и одновременно полезного государству для развития фондового рынка в XXI в. еще не сделало7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    

Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РОССИЙСКОГО РЦБ 

Формирование фондового  рынка в России повлекло за собой  возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования РЦБ.

 

3.1. Ключевые проблемы

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые  требуют первоочередного решения:

  • Целевая переориентация РЦБ с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций, на выполнение своей главной функции – направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
  • Улучшение законодательства и контроль над выполнением этого законодательства.
  • Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо следующее:
  • создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;
  • необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
  • ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;
  • создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
  • гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
  • создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;
  • государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;
  • приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска» РЦБ;
  • перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;
  • срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.
  • Реализация принципа открытости информации путем:
    • расширение объема публикаций, о деятельности эмитентов ценных бумаг; введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов;
    • развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций);
    • создание общепринятой системы показателей для оценки РЦБ и т.п8.

Несмотря на многочисленные трудности – сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.

 

 

3.2. Проблема финансовой стабильности

Проблема финансовой стабильности становится главной проблемой, связанной с развитием российского  финансового рынка.

В целях выработки  мер по повышению устойчивости финансовых рынков министрами стран Большой  Семерки был создан Форум финансовой стабильности. В рамках этого Форума были определены стандарты финансовой стабильности, сконцентрировавшие мировой опыт по обеспечению условий финансовой стабильности.

Достичь финансовой стабильности не возможно без решения следующих проблем:

  • проблема саморегулирования;
  • проблема правоприменения;
  • проблема российской платёжной системы;
  • проблема обращения ценных бумаг;
  • проблема обеспечения прозрачности;
  • проблема доверия населения и культура сбережений.

Разрешение данных проблем будет непосредственно способствовать повышению эффективности финансового рынка России9.

 

3.2.1. Проблема саморегулирования

Одним из принципов обеспечения  финансовой стабильности является эффективное  регулирование финансового рынка. Обеспечение такого регулирования – задача государства. Именно государство должно обеспечить справедливость, прозрачность финансового рынка, снижение системного риска и защиту инвесторов (вкладчиков), установив требования к деятельности финансовых институтов и санкции за нарушения этих требований.

Эффективность саморегулирования  напрямую зависит от правильности определения  его места во всей системе регулирования. Саморегулируемые организации могут  лишь дополнять государственное  регулирование и при этом должны находиться под контролем со стороны государства.

Саморегулирование не может  заменить государственного регулирования  в силу наличия конфликта интересов, дополнительных транзакционных издержек, связанных с деятельностью саморегулируемых организаций, и в конечном итоге  снижения уровня защищенности прав инвесторов.

В финансовом секторе  это связано с непониманием роли и места финансового посредника на финансовом рынке. Постоянно предпринимаются  попытки защитить его интересы в  ущерб интересам реальных предпринимателей на финансовом рынке – инвесторов, вкладчиков, застрахованных лиц, что в ситуации неадекватного обеспечения прав инвесторов (вкладчиков, застрахованных лиц) само по себе негативно сказывается на их доверии к государству и финансовому рынку.

Необходимо отметить происходящее сегодня сокращение роли саморегулирования на финансовых рынках за рубежом. Переосмысление значения саморегулирования происходит в первую очередь в тех секторах, где саморегулирование заменяло государственное регулирование. В США корпоративные скандалы и скандал с Нью-Йоркской фондовой биржей были расценены как несостоятельность идеи саморегулирования. Еще раньше отход от принципов саморегулирования произошел в Великобритании. Корпоративные скандалы заставили Францию отказаться от установления правил бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемыми организациями. Аналогичные процессы происходят и в других странах10.

 

3.2.2. Проблема правоприменения

Одной из основных проблем  регулирования российского финансового  рынка остается практическое отсутствие правоприменения, в результате чего не обеспечивается надлежащая защита прав и интересов инвесторов.

Российским законодательством  не установлены адекватные меры административной и уголовной ответственности  за нарушения на финансовом рынке.

Практически отсутствуют меры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли, в результате чего невозможно не только выявить правонарушение, но и квалифицировать его как таковое.

Недостаточно полно  определено в законодательстве понятие манипулирования: оно определено только применительно к РЦБ. При этом запрет манипулирования рынком установлен только для профессиональных участников РЦБ, что значительно сужает круг лиц, которые потенциально могли бы быть субъектами подобных нарушений11.

 

3.2.3. Проблема российской платёжной системы

Устойчивое функционирование платежной системы имеет важнейшее  значение для обеспечения финансовой стабильности.

Функционирование платежной  системы непосредственно связано  с кредитными рисками и рисками  ликвидности для экономики в целом.

Более чем в 40 странах  мира действуют платежные системы, обеспечивающие прохождение платежей в режиме реального времени. Российская платежная система не обеспечивает этих условий.

Одним из основных принципов  стабильности платежной системы является наличие проработанной юридической базы платежной системы. Стандарты финансовой стабильности в отношении платежных систем обращают внимание на важность законодательного закрепления требования об иммунитете средств в расчетной системе, в том числе на случай банкротства участников платежной системы. В России сегодня не существует законодательной основы функционирования платежной системы и ответственности ее участников. Все регулирование платежной системы в России основано на нормативных актах Банка России. Отсутствие законодательных норм, регулирующих основы функционирования российской платежной системы, в настоящее время является наиболее существенным риском платежной системы. Недостаточно проработанная юридическая база платежной системы может привести к возникновению или увеличению кредитного риска или риска ликвидности. Поэтому требуется принятие Федерального закона, устанавливающего законодательные основы функционирования платежной системы Российской Федерации.

Кроме того, должны быть установлены меры, направленные на возможность обеспечения платежей в системе со стороны оператора платежной системы, и меры имущественной ответственности. Это касается как системы валовых расчетов в режиме реального времени, так и системы с обработкой платежей на клиринговой основе. В последнем случае существуют  дополнительные юридические проблемы, связанные со сложностью определения сторон по обязательствам при осуществлении многостороннего клиринга, а также последствий неисполнения обязательства одним из участников клиринга.

Низкая эффективность  российской платежной системы приводит к повышению уровня рисков, отвлечению значительных ресурсов из экономики, а, следовательно, к росту транзакционных издержек12.

 

3.2.4. Проблема обращения ценных бумаг

Можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ:

  • РЦБ с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. РЦБ развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой фиктивного капитала, однак<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_04

Информация о работе Рынок ценных бумаг