Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:59, курсовая работа
Рыночная экономика России требует использования потенциальных возможностей финансового рынка, который представляет собой важнейший источник ее роста. По структуре финансовый рынок страны состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга рынков: денежный, кредитный и рынок ценных бумаг (в дальнейшем РЦБ).
Цель курсовой работы изучить состояние РЦБ в России на современном этапе.
Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
Рассмотреть этапы формирования Российского РЦБ.
Исследовать современные проблемы и дальнейшие перспективы развития Российского РЦБ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…………….………….2
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………..…….3
1.1 Юридический подход………………………………………………....3
1.2 Экономический подход……………………………………………….4
1.3 Основные виды ценных бумаг………………………………………8
1.4 Понятие о рынке ценных бумаг……………………………………..9
Глава 2. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ ……………………………………………………….....12
2.1. Зарождение (1990-1994 гг.)………………………………………...13
2.2. От бума до кризиса (1995-1998 гг.)……………………………….14
2.3. Становление (1999-2007 гг.)……………………………………….16
2.4 Анализ развития рынка ценных бумаг в 2000-2007 гг. ……….19
2.5. Итоги развития российского фондового до 2007 г……………..25
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………..27
3.1. Ключевые проблемы.…………………… ………………………...27
3.2. Проблема финансовой стабильности………………………..…...28
Глава 4. ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ…………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….44
Во второй половине 1990-х гг., благодаря усилиям тогдашнего руководства и экспертов ФКЦБ, при поддержке Гарвардского университета и Всемирного банка, были созданы паевые инвестиционные фонды, нормативная база которых по глубине проработки с точки зрения защиты прав инвесторов не имеет себе равных даже на существующем рынке коллективных инвестиций6.
Ничего более сопоставимого по масштабам и одновременно полезного государству для развития фондового рынка в XXI в. еще не сделало7.
Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
РОССИЙСКОГО РЦБ
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования РЦБ.
3.1. Ключевые проблемы
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
Несмотря на многочисленные трудности – сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России.
3.2. Проблема финансовой стабильности
Проблема финансовой
стабильности становится главной проблемой,
связанной с развитием
В целях выработки мер по повышению устойчивости финансовых рынков министрами стран Большой Семерки был создан Форум финансовой стабильности. В рамках этого Форума были определены стандарты финансовой стабильности, сконцентрировавшие мировой опыт по обеспечению условий финансовой стабильности.
Достичь финансовой стабильности не возможно без решения следующих проблем:
Разрешение данных проблем будет непосредственно способствовать повышению эффективности финансового рынка России9.
3.2.1. Проблема саморегулирования
Одним из принципов обеспечения
финансовой стабильности является эффективное
регулирование финансового
Эффективность саморегулирования напрямую зависит от правильности определения его места во всей системе регулирования. Саморегулируемые организации могут лишь дополнять государственное регулирование и при этом должны находиться под контролем со стороны государства.
Саморегулирование не может
заменить государственного регулирования
в силу наличия конфликта интересов,
дополнительных транзакционных издержек,
связанных с деятельностью
В финансовом секторе это связано с непониманием роли и места финансового посредника на финансовом рынке. Постоянно предпринимаются попытки защитить его интересы в ущерб интересам реальных предпринимателей на финансовом рынке – инвесторов, вкладчиков, застрахованных лиц, что в ситуации неадекватного обеспечения прав инвесторов (вкладчиков, застрахованных лиц) само по себе негативно сказывается на их доверии к государству и финансовому рынку.
Необходимо отметить происходящее сегодня сокращение роли саморегулирования на финансовых рынках за рубежом. Переосмысление значения саморегулирования происходит в первую очередь в тех секторах, где саморегулирование заменяло государственное регулирование. В США корпоративные скандалы и скандал с Нью-Йоркской фондовой биржей были расценены как несостоятельность идеи саморегулирования. Еще раньше отход от принципов саморегулирования произошел в Великобритании. Корпоративные скандалы заставили Францию отказаться от установления правил бухгалтерского учета и отчетности саморегулируемыми организациями. Аналогичные процессы происходят и в других странах10.
3.2.2. Проблема правоприменения
Одной из основных проблем
регулирования российского
Российским законодательством не установлены адекватные меры административной и уголовной ответственности за нарушения на финансовом рынке.
Практически отсутствуют меры, направленные на предотвращение использования инсайдерской информации и инсайдерской торговли, в результате чего невозможно не только выявить правонарушение, но и квалифицировать его как таковое.
Недостаточно полно определено в законодательстве понятие манипулирования: оно определено только применительно к РЦБ. При этом запрет манипулирования рынком установлен только для профессиональных участников РЦБ, что значительно сужает круг лиц, которые потенциально могли бы быть субъектами подобных нарушений11.
3.2.3. Проблема российской платёжной системы
Устойчивое функционирование
платежной системы имеет
Функционирование платежной
системы непосредственно
Более чем в 40 странах мира действуют платежные системы, обеспечивающие прохождение платежей в режиме реального времени. Российская платежная система не обеспечивает этих условий.
Одним из основных принципов стабильности платежной системы является наличие проработанной юридической базы платежной системы. Стандарты финансовой стабильности в отношении платежных систем обращают внимание на важность законодательного закрепления требования об иммунитете средств в расчетной системе, в том числе на случай банкротства участников платежной системы. В России сегодня не существует законодательной основы функционирования платежной системы и ответственности ее участников. Все регулирование платежной системы в России основано на нормативных актах Банка России. Отсутствие законодательных норм, регулирующих основы функционирования российской платежной системы, в настоящее время является наиболее существенным риском платежной системы. Недостаточно проработанная юридическая база платежной системы может привести к возникновению или увеличению кредитного риска или риска ликвидности. Поэтому требуется принятие Федерального закона, устанавливающего законодательные основы функционирования платежной системы Российской Федерации.
Кроме того, должны быть установлены меры, направленные на возможность обеспечения платежей в системе со стороны оператора платежной системы, и меры имущественной ответственности. Это касается как системы валовых расчетов в режиме реального времени, так и системы с обработкой платежей на клиринговой основе. В последнем случае существуют дополнительные юридические проблемы, связанные со сложностью определения сторон по обязательствам при осуществлении многостороннего клиринга, а также последствий неисполнения обязательства одним из участников клиринга.
Низкая эффективность российской платежной системы приводит к повышению уровня рисков, отвлечению значительных ресурсов из экономики, а, следовательно, к росту транзакционных издержек12.
3.2.4. Проблема обращения ценных бумаг
Можно выделить ряд ключевых моментов, связанных с проблемой обращения ценных бумаг в РФ: