Рынок ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности. Таким образом, фондовый рынок исторически начинает развиваться на основе ссудного капитала, т.к. покупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежного капитала в ссуду.

Вложенные файлы: 1 файл

R.C.B..doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

   Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции. Основным документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями, является глобальный сертификат, оформляемый на каждый  выпуск в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

   Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средне-взвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определяется как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты  предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения). 

II.4 Муниципальные  облигации

      Наряду с центральным правительством  и его органами ценные бумаги  для кредитования задолженности  выпускают местные органы власти. Это уже иной тип ценных  бумаг - муниципальные облигации. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов. 

II.5 Прочие ценные бумаги - иные финансовые инструменты,  которые Минфин  РФ  вправе  квалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.). 

II.6 Защита ценных бумаг

      Для защиты многих ценных бумаг  от подделки их бланки имеют  водяные знаки; специальные волокна в бумажной массе; добавки в типографской краске, реагирующие на магнитный датчик. Для заполнения бланков рекомендуется использовать флуаресцентные фломастеры или флуаресцентные штемпельные краски (возможно с магнитной меткой или специальными чернилами, проявляющимися в определенных условиях). 
 

     Не признаются  ценными  бумагами по российскому законодательству следующие ценные бумаги:

     - документы, подтверждающие получение  банковского кредита;

     - документы,  подтверждающие внесение  суммы  в  депозиты банков (за  исключением депозитных и  сберегательных сертификатов);

     - долговые расписки;

     - завещания;

     - страховые полисы;

     - лотерейные билеты;

     - суррогаты  ценных бумаг ("чековые  карты", коммерческие сертификаты,        лиалы, билеты акционерных обществ  и т.д. 

III   РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА  ФОНДОВОГО РЫНКА 

     Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая:

     - регулятивные органы (государственные  органы и саморегулирующиеся  организации);

     - регулятивные функции и процедуры  (законодательные,  регистрационные,  лицензионные и надзорные);

     - законодательную инфраструктуру  рынка ценных бумаг  (регулятивные  нормы,  действующие на рынке  ценных бумаг, которые на 90% состоят  из законодательства по ценным  бумагам);

     - этику  фондового  рынка  (правила ведения честного бизнеса,  утверждаемые саморегулирующимися организациями);

     - традиции и обычаи.

     Регулятивная инфраструктура является  одной из обеспечивающих систем  рынка ценных бумаг.

    Существуют следующие модели  регулятивной инфраструктуры, используемые  в международной практике.

  1. По  критерию "субъект регулирования"  можно выделить следующие подходы:

     а) основная регулирующая роль  на рынке ценных бумаг  принадлежит  государству. Пример-Франция;

     б) регулирование разделено между  государством и саморегулирующимися  органами  (добровольными  объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.

  2. По  критерию  "жесткость  регулирования"  возможно выделить следующие  модели регулятивной инфраструктуры:

     а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за  их  соблюдением (США);

     б) базирующиеся на широком  использовании,  наряду с жесткими  предписаниями,  неформальных  договоренностей,  традиций, рекоммендаций, согласованного  стиля поведения,  переговоров по разрешению сложных ситуаций и т.п. (Великобритания).

     В зависимости от выбора модели  рынка ценных бумаг  характер  регулятивной инфраструктуры может  быть банковским,  небанковским  или смешанным.

     Регулятивная инфраструктура  фондового рынка в России характеризуется:

  - смешанной  моделью инфраструктуры;

  - гипертрофированной  ролью государства в регулировании;

  - значительными  пробелами  в законодательстве  о ценных бумагах;

  - жесткими  предписаниями и слабым контролем  за их исполнением;

  - отсутствием  правил честной практики на  рынке ценных бумаг, формально  предназначенных  профессиональным  сообществом фондового рынка;

  - отсутствием   традиций и обычаев (в связи  с 70-летним перерывом в работе  рынка). 

    III.1 Государственное  регулирование

     Государственное участие в регулировании   фондового рынка необходимо, поскольку  этот  рынок является очень  масштабным и рискованным для  финансовой безопасности страны.  Особенно  активную роль  государство   должно выполнять на начальных этапах становления рынка ценных бумаг в стране, т.к. только оно может "запустить" это  рынок  в  его  цивилизованной безопасной форме.

     Основные функции государства  в регулирование рынка ценных  бумаг:

    а) идеологическая  и  законодательная  (концепция  рынка, программа ее реализации и т.п.;

     б) концентрация ресурсов на  цели создания рынка и его  инфраструктуры;

     в) установление "правил игры" (требований  к  участникам, операционных  и учетных стандартов);

     г) контроль за финансовой устойчивостью  и  безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению,  контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

     д) создание системы информации  о состоянии  рынка  ценных бумаг и  обеспечение ее открытости для инвесторов;

     е) формирование системы защиты  инвесторов  от  потерь (в т.ч.  государственные или смешанные  схемы страхования инвестиций);

     ж) предотвращение негативного  воздействия на фондовый рынок  других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

     з) предупреждение  чрезмерного   развития  рынка   государственных  ценных бумаг (отвлекающего часть  денежного предложения инвестиционных  ресурсов на  покрытие непроизводительных расходов государства).

     Другим аспектом роли государства  на  рынке  ценных  бумаг   является то,  что оно выступает  крупнейшим эмитентом (финансирование  государственного долга) и инвестором  (государственная собственность  в ценных бумагах предприятий и банков),  использует инструменты рынка ценных бумаг для проведения макроэкономической политики и, в лице центрального банка, является крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

     Российский фондовый рынок имеет  исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:

     1) смешанная модель рынка ценных  бумаг (центральный  банк и  небанковские  государственные органы  в качестве регулирующих инстанций;

     2) активное  вмешательство  в   регулирование рынка ценных бумаг  приватизационного агенства (Госкомимущества); 

     III.2 Саморегулируемые организации

     Саморегулируемыми организациями   признаются  предпринимательские  ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.

     В странах с рыночной  экономикой  обязательно  существует одна  или несколько ассоциаций  инвестиционных  институтов, действующих в национальном  масштабе и признанных в этом  качестве государством как основных представителей профессионального сообщества в области ценных бумаг.  В случае такого признания государство  передает часть своих функций по надзору и регулированию рынка.

     Саморегулируемые организации обладают следующими основными признаками:

     - это добровольное объединение;

     - членами являются профессиональные  участники рынка  ценных бумаг;

     - выполняют функции саморегулирования  и установления формальных правил  ведения бизнеса;

  • выполняют функции, переданные им государством.
 

     Виды саморегулируемых организаций.

     Международные организации  -  Международная   организация фондовых  бирж.

     Национальные организации - обычно  в каждой стране существуют  организации,  претендующие на  представительство интересов профессионального рынка ценных бумаг данной страны.  В США это Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), В Японии - Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.

     Региональные организации учреждаются  в относительно замкнутых региональных рынках ценных бумаг.

     Кроме организаций профессиональных  участников бумаг существуют  и другие виды организаций  участников рынка ценных бумаг.  С  целью защиты интересов  свои организации также создают  эмитенты, институциональные и частные инвесторы.

     Саморегулируемые организации  в России.

     По российским правовым нормам  саморегулируемые организации могут  принимать форму ассоциаций,  профессиональных союзов или  профессиональных общественных  организаций.

     Функции российских саморегулируемых  организаций   соответствуют общепринятым в мировой практике:

     -саморегулирование деятельности  участников на рынке ценных  бумаг,

     -поддержание высоких профессиональных  стандартов и подготовка персонала,

     -развитие инфраструктуры фондового рынка,

     -проведение совместных научных  разработок,

     -коллективное предпринимательство  своих интересов и  интересов  инвесторов.

Надзор за деятельностью  саморегулируемых  организаций и  контроль за их созданием осуществляется Федеральной Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам.

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е 

 

     Несмотря на многие  проблемы,  с  которыми  столкнулся в  настоящее  время российский  фондовый рынок,  следует отметить, что это молодой,  динамичный  и  перспективный  рынок,  который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий,  быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур,  привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения  финансовых ресурсов государства, а также,  необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому  восстановление  и регулирование  развития фондового рынка является одной из первоочередных задач,  стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

Информация о работе Рынок ценных бумаг