Рыночный механизм: содержание, функции и особенности становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

При выполнении курсовой работы на тему «Рыночный механизм: содержание, функции и особенности становления в России» поставлены и решены следующие задачи:
выявить исторические причины и условия возникновения рыночного хозяйства;
раскрыть содержание механизма функционирования рынка, его основные функции, структуру и инфраструктуру;
определить понятие категории рыночной экономики и разобраться в ее моделях;
рассмотреть особенности функционирования основных элементов рынка – спроса, предложения и цены;
определить методы регулирования рынка, а так же все его преимущества и недостатки;
Определить особенности становления рынка в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ………………5
1.1. Рынок как форма функционирования товарного хозяйства.
Концепции рынка в экономической теории……………………………………..5
1.2. Функции, структура и инфраструктура рынка………………………….10
1.3. Рынок и рыночная экономика. Модели рыночной экономики...............14
2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ…………………………..18
2.1. Спрос, предложение и цена………………………………………………18
2.2. Рыночный механизм, его преимущества и недостатки. Методы
регулирования рынка………………...…………………………………………..22
2.3. Особенности становления рынка в России……………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эконом теории.doc

— 433.00 Кб (Скачать файл)

Функционирование  японской модели в основном основано на исторических традициях этой страны, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности и ответственности работников, сильно развитой восприимчивости ко всему новому. За счет перечисленных и других факторов достигается значительное снижение себестоимости продукции, ее высокое качество, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке. Японцы не преувеличивают роль "свободного рынка" и, начиная с послевоенных лет, активно применяют механизмы макроэкономического планирования.

    Для рыночной экономики ФРГ характерны значительный удельный вес государственной собственности, развитые государственные структуры управления, активная рационализация производственного аппарата. Здесь сильны позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства, в то же время действующее законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, качество продукции, защиту добросовестной конкуренции, охрану окружающей среды. Велика роль государства в решении социальных вопросов.

   Шведская рыночная модель отличается прежде всего сильной социальной направленностью и мощным государственным регулированием. Высокая норма налогообложения позволяет государству сосредоточивать в своих руках значительные финансовые средства и направлять их на решение социальных задач. В результате в стране один из самых низких уровней безработицы, в значительной степени выравнены текущие доходы населения. В последнее время, правда, все чаще звучат голоса о том, что подобная "благотворительная" деятельность государства вносит негативные моменты в развитие общественной деловой активности, не инициируя ее.

     Жизненность и дееспособность рынка как формы функционирования товарного производства подтверждена длительным периодом развития человеческой истории. Такое его "долголетие" предопределено тем, что в самой сути развитого рынка содержатся механизмы его саморазвития и саморегулирования. Государство своей экономической деятельностью лишь дополняет и направляет эти процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рыночный механизм и его элементы

2.1. Спрос, предложение и цена: понятия и факторы. Эластичность спроса и предложения

         Независимо от конкретного вида рынка основными его элементами являются спрос, предложение и цена.

  Спрос представляет собой ту часть потребностей общества, которая обеспечена денежным эквивалентом. Объем спроса — это то количество благ и услуг, которое потребители готовы купить при данной цене в единицу времени. Различают индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос— спрос конкретного субъекта. Индивидуальный спрос формируется под влиянием многочисленных факторов. Основной детерминантой спроса является цена товара. Изменение цены на товар при прочих неизменных условиях ведет к изменению спроса на него. Рыночный спрос— спрос всех покупателей на данный товар. Источниками спроса являются всевозможные доходы фирм, предпринимателей, государства и граждан. [ 5, с. 81-92]

   На спрос оказывают влияние и неценовые факторы. Существенную роль в формировании спроса играют денежные доходы потребителя. Увеличение доходов расширяет спрос, уменьшение — ограничивает его. Потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов также влияют на спрос.

  Всем известно, какое влияние оказывает мода на спрос молодых и обеспеченных покупателей. Если модные товары пользуются повышенным спросом, то вышедшие из моды часто бывает трудно реализовать даже по сниженным ценам.

  Предложение — это вещественные блага и услуги, которые при данной цене находятся на рынке. Предложение имеет количественную оценку, характеризуется широтой ассортимента и качеством товаров. Объем предложения — количество благ и услуг, которые представлены на рынке в единицу времени. Широта ассортимента определяется разнообразием товаров.

  Предложение конкретного субъекта есть индивидуальное предложение. Рыночное предложение— это предложение всех продавцов данного товара.

  Цена товара — важнейший фактор не только спроса, но и предложения. Изменение цены на товар или услугу является той информацией для производителя, на основе которой он принимает решение о дальнейшем расширении или сокращении производства.

   К основным неценовым детерминантам предложения относятся цены на ресурсы и ожидаемые изменения на них, технология и организация производства, налоги и дотации данной отрасли.

  Существенное влияние на предложение оказывает налоговая политика государства. Она может стимулировать или сдерживать расширение производства. Налоги уменьшают доходы производителей, и в том случае, когда налоговые ставки велики, производство может стать невыгодным для многих производителей.

  Между спросом и предложением конкретных товаров в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Соотношение спроса и предложения — это тот механизм, который определяет рыночную цену. Его изменение ведет к изменению цены.

        Рыночная цена, при которой спрос и предложение приведены в соответствие, называется ценой равновесия. Рыночные цены постоянно колеблются в определенных пределах вокруг цены равновесия. Верхняя граница рыночной цены устанавливается ценой спроса. Цена спроса— это максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за товар. Нижний уровень рыночной цены определяет цена предложения, т. е. минимальная цена, при которой производителю имеет смысл осуществлять выпуск данной продукции. Рыночная цена, как правило, выше цены предложения и ниже цены спроса.

        Цена представляет собой стоимость товара, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда.

   Рыночная цена и соотношение спроса и предложения характеризуют конъюнктуру рынка. Конъюнктура рынка - то та рыночная ситуация, которая имеет место в каждый данный период. Она может быть высокой и низкой, может повышаться и понижаться. При превышении спроса над предложением конъюнктура рынка повышается, что проявляется в росте цен и увеличении количества актов купли-продажи.

   Степень влияния различных факторов определяется на основе концепции эластичности, суть которой состоит в измерении реакции спроса и предложения на изменение цены товара и дохода потребителя.

   Эластичность— это чувствительность одной переменной к изменению другой. Для определения степени реагирования потребителей на изменение цены товара используют эластичность спроса по цене. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на 1 %.

  Спрос является эластичным, когда данное процентное изменение цены приводит к большему процентному изменению величины спроса, т. е. при Е > 1 . Если же данное процентное изменение цены сопровождается меньшим процентным изменением спроса Е < 1, то спрос является неэластичным. В случае, когда уменьшение цены на 1 % вызовет увеличение объема спроса на 1 %, т.е.

Е = 1, эластичность будет единичной.

  Разная степень эластичности спроса по цене у различных товаров — результат воздействия на спрос наряду с изменением цены неценовых факторов, таких, как наличие товаров-заменителей, специфика отдельных товаров, удельный вес расходов на покупку данного товара в доходе потребителя, фактор времени.

       Спрос на товар, у которого есть товары-субституты, как правило, эластичен. Спрос на товары, не имеющие заменителей (например, на очки), неэластичен.

         На товары первой необходимости (хлеб, сахар, молоко и др.) спрос, как правило, является неэластичным по цене. Неэластичен спрос и на предметы роскоши, так как он в большей степени зависит от неценовых факторов (мода, торговая марка, реклама, упаковка), чем от цены.

    На спрос оказывают влияние цены и на другие товары. Для определения этого влияния находят перекрестную (взаимную) эластичность спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара при изменении цены другого товара на 1 %.

         Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимодополняемыми, взаимозаменяемыми или нейтральными по отношению друг к другу. Если Е < 1, то товары взаимодополняемые (чай и сахар), если Е > 1, товары взаимозаменяемые (чай и кофе), если же Е = 0, товары нейтральные, никак не связанные друг с другом.

   Влияние дохода покупателей на спрос определяется с помощью эластичности спроса по доходу. Численное значение эластичности по доходу тесно связано с понятиями нормального и низшего товара. Нормальный товар имеет Е > О, это означает изменение дохода и спроса в одном и том же направлении. Для низшего товара присуща отрицательная эластичность спроса по доходу        Е < О, т. е. увеличение дохода вызывает уменьшение спроса на него.

   Степень изменения предложения на рынке под воздействием цены может быть определена с помощью коэффициента эластичности предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене представляет собой отношение изменения предложения (в процентах) к изменению цены на 1 %.

   Изменения спроса и предложения при изменении цены происходят во времени. Особенно большое значение фактор времени имеет для характеристики эластичности предложения. Различают мгновенный, кратко- и долгосрочный периоды. Мгновенный период — период реализации уже произведенного продукта на рынке, краткосрочный — время, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы. Долгосрочный период — промежуток времени, необходимый производителю для полного приспособления к изменившемуся спросу и формирования нового предложения на основе перестройки производства. [ 2, с. 43-45]

   Концепция эластичности играет большую роль при установлении фирмой цен на собственную продукцию и при осуществлении государством мер по регулированию цен, а также при принятии решений в области политики налогообложения.

2.2. Рыночный механизм, его преимущества и недостатки. Методы регулирования рынка

 Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена. Реализация интересов продавцов и покупателей осуществляется путем их противоборства между собой в процессе конкурентной борьбы.

  Конкуренция — это соперничество между субъектами рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Кто выиграет в соперничестве между продавцами и покупателями на рынке в каждый данный момент, зависит от конъюнктуры рынка. Конкуренция осуществляется в двух формах: внутри- и межотраслевой.

  Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество между производителями одной и той же отрасли за спрос покупателей. Она заставляет производителей снижать расходы на производство, повышать качество и расширять ассортимент выпускаемой продукции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует внедрение научно-технического прогресса в производство и послепроизводственное обслуживание покупателя.

  Межотраслевая конкуренция — конкуренция между производителями, занятыми в разных отраслях. Она представляет собой соперничество за более прибыльные сферы хозяйственной деятельности. В ходе межотраслевой конкуренции производители изымают средства, вложенные в малодоходные отрасли, и вкладывают их в производство товаров и услуг, обеспечивающих наибольший доход. Таким путем межотраслевая конкуренция обеспечивает распределение и перераспределение факторов производства между отраслями.

  Конкурентная борьба на рынке заставляет производителей искать рациональные способы использования факторов производства, стимулирует внедрение достижений НТП в производство, обеспечивает рациональное распределение ограниченных ресурсов общества между отраслями и сферами хозяйственной деятельности.

  В то же время возможности рыночного механизма не безграничны, его не следует идеализировать, он также имеет существенные недостатки. Опыт развитых стран показывает, что рыночный механизм не может предотвратить кризисы перепроизводства, безработицу, предохранить от разрушения окружающую среду. Саморегулирующийся рынок ведет к усилению дифференциации производителей, вытеснению сильными слабых, возникновению монополии и росту цен. Не может рыночный механизм эффективно решать проблемы, связанные с развитием науки и культуры (приложение Г).

  Предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования можно путем регулирования рынка. В странах с развитой рыночной экономикой имеет место государственное и негосударственное регулирование рынка.

  Государственное регулирование имеет своей целью поддержание конкурентоспособного состояния рынка и исправление отрицательных последствий действия рыночного механизма. В этих целях государство устанавливает "правила игры" на рынке, разрабатывает законодательство, проводит антимонопольную политику, разрабатывает меры по контролю за деятельностью монополий. Неравенство в доходах в рыночной экономике может быть уменьшено с помощью государственной политики перераспределения доходов. С помощью фискальной и кредитно-денежной политики государственные экономические службы влияют на уровни занятости и инфляции, стимулируют экономический рост. [7, с. 110-115]

  В основе негосударственного регулирования лежит система маркетинга и менеджмента, представляющая собой совокупность приемов и способов управления фирмой, а также изучения рынка и воздействия фирм на спрос покупателей.

  Таким образом, в современной рыночной экономике наряду с рыночным механизмом саморегулирования используются различные методы государственного и негосударственного регулирования.

Информация о работе Рыночный механизм: содержание, функции и особенности становления в России