Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:33, курсовая работа
На нынешнем этапе экономического развития при формировании конкурентного рынка сервисных услуг очень важно понять специфику и своеобразие предприятий данной сферы изнутри и на этой основе создавать эффективно организованные и рационально спланированные процессы оказания услуг.
Так, рассматриваются такие специфические черты сферы услуг, как индивидуальный характер выполняемых заказов, сочетание в одном предприятии, а нередко во времени процессов производства и процессов реализации товаров и услуг, наличие функции обслуживания клиентов, сезонный характер услуг, деление услуг в зависимости от классности обслуживания и др.
Введение…………………………………………………………………….…3
Глава1. Сервис как экономическая категория…………………….…….4
Технология сервиса………………………………………………….…..5
Управление качеством сервиса……………………………………….11
Виды предприятий сферы сервиса…………………………………...13
Типы и методы организации выполнения услуг…………………...16
Организация обслуживание потребителей………………….……….19
Глава2. Характеристика производственных и непроизводственных услуг………………………………………………………………………......23
2.1 Группа производственных услуг…………………………………...…23
2.2 Группа непроизводственных услуг………………………………...…24
Глава3. Экономический расчет……………………………………………31
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава1. Сервис как экономическая категория…………………….…….4
Глава2. Характеристика производственных
и непроизводственных услуг…………………………………………………………………
2.1 Группа производственных услуг…………………………………...…23
2.2 Группа непроизводственных услуг………………………………...…24
Глава3. Экономический расчет…………………………
Введение
Сфера сервиса является благоприятной почвой для развития различного рода предпринимательства, для обеспечения занятости населения. Эта сфера создает возможности и условия использования труда таких категорий граждан, как студенты, пенсионеры, домохозяйки с полной и частичной занятостью, является реальной базой развития малого бизнеса.
Перечисленные выше особенности рынка услуг характерны и для сферы сервиса. Однако наряду с ними она имеет еще целый ряд специфических характеристик, отличающих услуги сервиса от других видов услуг. Все эти особенности, на наш взгляд, должны учитываться при организации деятельности предприятий сферы сервиса.
Как известно, одной из особенностей сферы сервиса является различная классность предоставляемых услуг.
Сфера услуг является весьма нужной отраслью народного хозяйства. Она выполняет важные экономические (оказывает платные услуги населению, получает прибыль, платит налоги государству) и социальные (способствует увеличению свободного времени трудящихся) функции. Сфера является многоликой, комплексной, призванной удовлетворять любые потребности и
индивидуальные запросы клиентов. К сожалению, в последние 10–15 лет внимание к этой сфере деятельности было ослаблено, она развивалась медленными темпами (исключение составили услуги парикмахерских и автосервиса), утеряны многие производственные площади, которые ранее занимали предприятия сферы услуг. В настоящее время приходит понимание того, что без хорошо налаженного сервисного обслуживания населения
не может быть ни развитой экономики, ни современного государства.
На нынешнем этапе экономического развития при формировании конкурентного рынка сервисных услуг очень важно понять специфику и своеобразие предприятий данной сферы изнутри и на этой основе создавать эффективно организованные и рационально спланированные процессы оказания услуг.
Так, рассматриваются такие
специфические черты сферы услуг, как
индивидуальный характер выполняемых
заказов, сочетание в одном предприятии,
а нередко во времени процессов производства
и процессов реализации товаров и услуг,
наличие функции обслуживания клиентов,
сезонный характер услуг, деление услуг
в зависимости от классности обслуживания
и др.
Глава 1
Сервис как экономическая категория
1.1 Технология сервиса
Сервис – совокупность учреждений по удовлетворению бытовых нужд и оказание таких услуг.
Сфера услуг является весьма
нужной отраслью народного хозяйства.
Она выполняет важные экономические
и социальные функции. Сфера является
многоликой, комплексной, призванной удовлетворять
любые потребности и
Особую значимость в решении
этих проблем имеет сфера услуг
как комплекс отраслей хозяйства, выполняющих
функции обслуживания, удовлетворения
материальных и духовных потребностей
населения, создание наиболее благоприятных
условиях жизнедеятельности. Ее особенность
состоит в том, что она не просто
часть общественного
Между тем у нас всегда
было принято отождествлять сферу
сервиса с бытовым
Рынок услуг является одной
из разновидностей товарного рынка,
развивающейся в рамках общих
законов рыночной экономики и
подчиняющейся этим законам. Вместе
с тем он имеет ряд специфических
черт, обусловливающих особый подход
предпринимательской
Структура сферы услуг весьма многообразна. Существенное место в ней должны занимать услуги, создающие удобства населению и экономящие их свободное время, т.е. услуги сферы сервиса.
Услуги сервиса
Основополагающей спецификой бытовых услуг является то, что они носят ярко выраженный локальный (местный) характер и предоставляются населению чаще всего по месту жительства в соответствии с сугубо индивидуальными (личными) потребностями и запросами по поддержанию определенного уровня комфорта условий жизнеобеспечения отдельного человека и его семьи.
В этой отрасли цикл производства
и обслуживания непродолжителен, что,
в свою очередь, обусловливает невысокий
уровень ресурсоемкости и быстроту
оборачиваемости оборотных
Характерной чертой предприятий сервиса является их мобильность, поскольку они функционируют без посредников, непосредственно контактируя со своими заказчиками и клиентами.
Повысить эффективность деятельности объектов сферы сервиса можно за счет роста таких показателей как:
● занятость и заработная плата работоспособной части населения любого возраста;
●налоговые поступления в региональный бюджет;
●региональный валовой внутренний продукт, включающий в себя стоимость реализуемых населению бытовых услуг.
На современном этапе
формирования рыночных отношений роль
бытового обслуживания как важнейшего
компонента социальной сферы существенно
возросла. Перспектива развития бытового
обслуживания населения в регионе
зависит от внимания к нему органов
власти. Понимание необходимости
создания нормальных условий для
жизнедеятельности населения
Среди основных проблем развития бытового обслуживания населения можно назвать следующие:
● низкая удовлетворенность потребностей населения в бытовых услугах;
● низкое качество предоставляемых услуг;
● отсутствие комплекса бытовых услуг, удовлетворяющих первоочередные потребности населения региона;
● нерациональное размещение предприятий бытового обслуживания по территории региона;
● снижение натуральных показателей деятельности предприятий бытового обслуживания в течение последних лет.
Наличие одновременно трех и более из указанных проблем предопределяем необходимость комплексного вмешательства со стороны органов управления.
Сервисное обслуживание населения выполняет широкий круг социально-экономических функций. Главная из них – расширение объема потребления услуг населением. Это достигается посредством производства дополнительных жизненных благ, выполняющихся в восстановлении частично утраченных полезных свойств товаров, в материальных потребительных стоимостях, но не новых, уже существующих; производстве нематериальных благ, направленных на обслуживание человека непосредственно или создание условии потребления.
Совокупность бытовых услуг насчитывает свыше 1 000 наименований. В наиболее общем виде они сгруппированы в производственные и непроизводственные виды. Они соотносятся как 80:20. Предшествующее многолетнее развитие отрасли характеризовалось опережающими темпами роста услуг производственного характера прежде всего по изготовлению новых потребительных стоимостей.
Ключевым звеном любой технологии является деятельное определение конечного результата и точное его достижение. Собственно процесс только тогда получает название <технология>, когда он заранее был спрогнозирован, определены конечные свойства продукта и средства для его получения, целенаправленно сформированы условия для проведения этого процесса и он <запущен>.
Основные принципы технологии можно свести к следующим:
Все разработанные и используемые сегодня технологии подразделяют на два вида – промышленные и социальные. К промышленным относятся технологии переработки природного сырья ( нефти, руды, древесины), полученных из него полуфабрикатов ( готовых металлов, отдельных деталей и узлов любых изделий) или готовых изделий.
Социальной называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить технология обучения учащихся в школе. Социальные технологии принципиально отличаются от промышленных. Основное отличие заключается в том, что последняя представляет собой строго определенный набор и последовательность точно подобранных технологических процессов и операций. Замена одного процесса другим, а также изменение последовательности влекут за собой снижение результативности.
Социальные технологии более гибки, приспосабливаются к любым условиям – они способны скорректировать недостатки отдельных процессов и методик, из которых состоит технологический процесс, что позволяет говорить об их специфике. Социальные технологии сложнее по организации и осуществлению. Можно сказать, что социальные технологии – это технологии более высокого уровня организации.
Выделяют услуги социально-культурные, связанные с развитием духовной сферы, которые формируют и сохраняют рабочую силу как источник всех стоимостей. Особенностью модели современного общества с развитой стабильной экономикой является оптимальное соотношение между материальным производством и сферой сервиса, так как расширение сферы сервиса есть не только результат, но и важный фактор роста материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.
Развитие технологий сервиса
происходит, с одной стороны, путем
усиления разнообразия сервисной деятельности,
отражение тенденции
Так, например, услуги гостиниц
не ограничиваются предоставлением
потребителю места для
Если раньше проблема нехватки
жизненных благ связывалась в
первую очередь с удовлетворением
потребностей в питании, одежде, жилье,
то сегодня подавляющей массе
населения явно не хватает услуг
образования и здравоохранения,
бытовых учреждений, остро стоят
проблемы рациональной организации
торговли и общественного питания,
ограничены возможности для отдыха,
общеоздоровительных занятий в
удобных формах. Усложнилась доступность
наиболее популярных культурных учреждений
и в то же время значительная часть
зрительных залов пустует. По имеющимся
оценкам, дефицитность и доступность
платных услуг гораздо выше, чем
товаров народного потребления.
Степень достижения рациональных норм
потребления услуг гораздо
Роль сферы услуг в развитии общества неоднозначна, но без ее участия не может быть обеспечен прогресс общества.