Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы определена следующая цель – изучить методы и формы государственного регулирования малого бизнеса.
Задачами данной работы являются:
- Исследовать сущность и формы малого сектора экономики;
- Показать его проблемы и пути их решения;
- Рассмотреть государственную поддержку малого бизнеса;
- Дать анализ системе административных и экономических методов.

Содержание

Введение …......................................................................................................... 4
Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике РФ …......... 6
1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в рыночной экономике …............... 6
1.2 Формы малого бизнеса …............................................................................ 9
1.3 Актуальные проблемы развития малого бизнеса в РФ …........................ 17
Выводы по главе ….......................................................................................... 24
Глава 2. Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ ….............................................................................................................. 25
2.1 Государственная поддержка малого бизнеса …....................................... 25
2.2 Система административных методов …................................................... 31
2.3 Экономические методы государственного регулирования …................ 34
Выводы по главе …......................................................................................... 40
Заключение ….................................................................................................. 42
Список литературы …................................................................................... 44

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, которые обеспечат финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено – и если да, то когда – закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций.

Большинство этих проблем в полной мере относятся к малому бизнесу.

Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в основном те же, что и были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий, а именно: недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств; сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата; отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий; усиление давления криминальных структур; трудности с получением банковских кредитов и др.7

Не случайно вторая Всероссийская конференция малых предприятий (март 2001г. г. Москва) получила название: «Цивилизованному предпринимательству – разумное регулирование». Конференция ставила перед собой главную цель – выявление источников чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малый бизнес уходить в теневую экономику.

В начале 2003 г. Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело  инвентаризацию  контрольных  функций

                                                                                                                                  19

государственных органов и выявило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля нет. Надзирают и контролируют все, кому не лень. 43 федеральных министерства и ведомства обладают 65 проверяющими организациями. В регионах действуют свои контрольные органы.

Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко прекращая деятельность этого вида бизнеса.

По данным журнала «Эксперт»8, доля теневой заработной платы в России составляет 27-28% 2002 г., занимая по-прежнему значительный удельный вес. Журнал называет три главных причины такого положения:

- сохраняющиеся высокие ставки налогов;

- недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;

- боязнь «левых» поборов, другими словами, боязнь криминальных структур.

Некоторые авторы9 располагают по степени важности основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке.

1. Высокий уровень налогообложения ресурсов.

2. Нехватка финансовых средств.

3. Административные барьеры.

Здесь, как видно, на первом месте в ряде развития малого бизнеса в России выступает проблема существующей системы налогообложения. Налогам отведена фискальная роль и несколько забыто об их стимулирующей и регулирующей экономику функциях. Отсюда результат: всего  1,5%  руководителей  предприятий  различных   форм    собственности

                                                                                                                                 20

оформляют в установленном порядке коммерческие сделки и уплачивают все налоги. Сумма того или иного налога, может быть и невелика, но налогов так много (Приложение 2), что в общей массе они становятся неподъёмными для малого предпринимателя.

Кроме того, российская налоговая система одинакова и для производителя, и для посредника (не случайно около 60% всех малых фирм занимаются торговлей). И пока не будет прекращен этот парадокс, бегство капитала из производства в сферу обращения не прекратится.

Разумеется, благодаря всему вышеперечисленному процветает практика сокрытия доходов от налогообложения. Очевидно, у предприятий торговли больше возможностей избежать налогообложения (особенно при переплетении розничной торговли с оптовыми посредниками), о чем свидетельствует распространенность работы с наличностью, без касс. Процветает и практика деятельности без оформления договоров со «своими» поставщиками и потребителями10.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Это связано с тем, что многие малые предприятия в силу своей специфики, как правило, не имеют в своем штате высококвалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения, поэтому они часто и непреднамеренно допускают ошибки и вследствие этого вынуждены платить значительные штрафные санкции за нарушение налогового законодательства. Для того, чтобы не платить эти штрафные санкции они вынуждены на платной    основе   (а    эти  суммы   довольно     значительные)     приглашать

                                          

 

                                                                                                                                  21 

специалистов из аудиторских фирм для оказания всевозможных услуг и консультаций в области налогообложения.

Таким образом, из-за сложности в понимании и применении существующей налоговой системы, эта система для малых предприятий становится все более обременительной, так как они несут дополнительные издержки.

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются еще с одной важной проблемой – недостаточная ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая.

Нехватка оборотных средств - это острейшая проблема для производственных предприятий, и особенно, для предприятий, производящих промежуточную продукцию, т.е. комплектующие изделия для других предприятий. Предприятия, специализирующиеся на продукции производственно-технического назначения, обычно не работают на полную мощность: часть оборудования простаивает, уровень загрузки мощностей составляет, по оценкам самих руководителей, от 20 до 50%. Торговые и посреднические фирмы острой нехватки оборотных средств не испытывают, иногда даже обходятся собственными средствами, не прибегая к кредита.

Способами преодоления платежных трудностей становятся переход на наличный оборот, использование бартера, введение предоплаты. Предприятия также ощущают постоянный рост издержек. Самый острый вопрос здесь - арендная плата за помещения. Она постоянно растет, причем совершенно непредсказуемо. Также постоянно растут издержки по содержанию зданий и оборудования. Следует отметить, что для многих предприятий такие направления затрат, как реклама, консультации и обучение, сейчас невозможны из-за отсутствия средств. Рост издержек ограничивает уровень рентабельности, особенно и производстве. Хотя в торговле и посредничестве удастся пока переложить издержки на потребителя, но   рентабельность   деятельности   в   связи   с усиливающейся

                                                                                                                                  22

конкуренцией также несколько уменьшается. Также должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, так как они вызывают трудности у предприятий малого бизнеса из-за высоких процентных ставок.

Следующая проблема - законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующий малый бизнес (Гражданский Кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет свободной единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющихся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

Непростая проблема связана с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою - тем более.

Тем не менее, отечественный малый бизнес находится уже на полагаемом уровне и имеет перспективы развития. Сейчас стране необходимо главное - создавать благоприятный климат для развития малого бизнеса11.

Прежде  всего, следует  оградить малый бизнес от бюрократии, сделать                                                                     

                                                                                                                         23

как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции.

По возможности нужно максимально искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федеральный бюджет, региональные бюджеты Федеральный Фонд поддержки малого бизнеса, всевозможные внебюджетные источники), на важнейших приобретенных направлениях, создать для него систему гарантий (поручительств) кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое развитие лизинга, дальнейшему развитию этой формы деятельности среди предприятий малого бизнеса должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса. Речь идет о дальнейшем развитии банковской системы, о развитии различных фондов поддержки малого бизнеса. Каждое предприятие должно иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.

Большая проблема предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. Особенно актуальна задача профессиональной   подготовки    руководителей    таких   предприятий.    Не

                                                                                                                                        24                                                                                                                

сегодняшний день в стране функционирует около 900 тыс. предприятий малого бизнеса. По некоторым оценкам, только от 20 до 30% из них имеют опыт руководителей, обладающих специальным профессиональным образованием. Следовательно, примерно на 700 тыс. предприятий действуют по наитию, с учетом своих способностей и опыта. Это сдерживает дальнейшее развитие и повышение эффективности малого бизнеса.

Вывод по главе

Если не будет активного и позитивного вмешательства государства в развитие малого бизнеса, то это может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилением социальной напряженности.

 

                                                                                                                                  25

    2. Система государственного регулирования малого бизнеса в Российской Федерации

 

2.1 Государственная поддержка малого бизнеса

 

Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малое предпринимательство нуждается во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Актуальность вопроса о государственном регулировании деятельности малого бизнеса обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

Информация о работе Система государственного регулирования малого бизнеса в РФ